kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Развивающая среда в детском саду»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассмотрено понятие предметно-развивающей среды в детском саду, оценена её роль, определены критерии её эффективности. Доказано, что развивающая среда детского сада играет большую роль в развитии дошкольников, она влияет как на развитие разнообразных способностей детей, так и на гармоничное развитие личности в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Развивающая среда в детском саду»»

Выполнила: студентка 2 курса 17.1-133 группы Ибрагимова Лиана Газинуровна


Статья на тему

«РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ"


Аннотация: в данной статье рассмотрено понятие предметно-развивающей среды в детском саду, оценена её роль, определены критерии её эффективности. Доказано, что развивающая среда детского сада играет большую роль в развитии дошкольников, она влияет как на развитие разнообразных способностей детей, так и на гармоничное развитие личности в целом. Созданная развивающая среда, как бы она ни была уникальна по своей организации, должна отвечать основным государственным требованиям и её эффективность можно оценить по определённым критериям.

Ключевые слова: развивающая среда, детский сад, Федеральный государственный стандарт, всестороннее развитие личности ребенка.


Abstract: This article examines the concept of a subject-developing environment in kindergarden, evaluates its role, and defines criteria for its effectiveness. It is proved that the developing environment of kindergarten plays an important role in the development of preschoolers, it affects both the development of various abilities of children and the harmonious development of personality as a whole. The created development environment, no matter how unique in its organization, must meet the basic state requirements and its effectiveness can be assessed by certain criteria.

Keywords: developing environment, kindergarten, Federal state standard, comprehensive development of the child's personality.


В настоящее время роль социальных институтов, отвечающих за развитие, воспитание и обучение подрастающего поколения значительно возрастает. Причин этому можно назвать множество, перечислим основные: недостаток времени у родителей, занимающихся финансовым обеспечением семьи; наличие в ДОУ новейших технологий и оборудования, которые способствуют всестороннему развитию личности; большая эффективность развития у ребенка самостоятельности; развитие всех сторон личности ребенка, осуществление развития воспитанников по всем основным направлениям, прописанных в ФГОС ДО. Развитие детей зависит не только от грамотно спланированного процесса воспитания и развития, режима дня, правил внутреннего распорядка ДОУ, компетентности педагога, хотя все это, безусловно, имеет огромную роль. Современные дети находятся в детском саду до 12 часов в день. Все эти 12 часов нужно не только грамотно распланировать, но и материально обеспечить, предоставив для детей все, что необходимо для их полного и всестороннего развития. Активность детей в условиях предметно-развивающей среды обеспечивается свободой выбора вида деятельности и для каждого вида деятельности необходимы свои развивающие материалы (для продуктивной деятельности например – краски, карандаши, пластилин, листы; для игровой – игрушки разных видов; для музыкальнохудожественной – детские музыкальная инструменты, музыкальные игрушки и так далее). Если среда организована правильно, грамотно, но она может оказывать положительное влияние на стремление ребенка к самообучению, что повышает его уверенность в себе и своих силах, а это в свою очередь оказывает воздействие на личностное развитие. Другими словами, развивающая среда дает возможность дошкольнику находить, использовать и совершенствовать свои способности, проявлять самостоятельность.

По ФГОС ДО понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» .

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать ряд особенностей воспитанников группы, а именно:

-возраст

-уровень развития

- способности, интересы

- гендерный состав

- индивидуальные личностные особенности.

На организацию среды влияют и педагогические установки. Например, если педагог предпочитает уделять внимание музыкальной деятельности, то это найдет свое отражение в созданной им среде.

Однако как бы не была разнообразно и уникально построена развивающая среда, она должна отвечать общим требованиям, прописанным в Федеральном Государственном Стандарте :

1. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательной деятельности; в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной. Основная задача использования предметно-развивающей среды - формирование творческой активности детей дошкольного возраста, а также всестороннее развитие личности. Для этого в детских садах создаются различные уголки активности воспитанников во всех сферах: двигательной, игровой, трудовой, художественноэстетической и других. Есть критерии, по которым можно оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на воспитанников:

1. Включенность в активную самостоятельную деятельность всех детей группы.

2. Голос воспитателя без повышения тона слышан всем, то есть в группе должен быть низкий уровень шума.

3. Высокая продуктивность самостоятельной деятельности детей.

4. Низкая конфликтность между детьми.

5. Хорошее настроение детей, их положительный эмоциональный настрой и желание посещать детский сад.

Так как в дошкольном детстве малыши только познают окружающий их мир, учатся это делать, то обязанностью любого детского сада и воспитателя является сделать окружение ребенка ярким, насыщенным, познавательным, интересным, запоминающимся, эмоциональным. Нужно создать для них некую «мини-вселенную». Стоит сказать, что эта задача не только воспитателей, но и родителей, которые должны тесно сотрудничать с ДОУ в интересах гармоничного развития своего ребенка. Дети должны идти в детский сад с удовольствием, как домой. Каждый день они должны узнавать в нём что-то новое, развиваться, что непременно зависит от того, что их в этом детском саду окружает .

Список литературы

1. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду, 2009. № 6.

2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание, 2005. № 4.

3. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание, 2003. № 12.

4. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада // Воспитатель ДОУ, 2009. № 5.

5. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ // Воспитатель ДОУ, 2008. № 7.

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 11557).

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья «Развивающая среда в детском саду»

Автор: Гарафутдинова Лиана Газинуровна

Дата: 05.10.2023

Номер свидетельства: 637615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "« Детские шумовые инструменты своими  руками»."
    ["seo_title"] => string(46) "dietskiie-shumovyie-instrumienty-svoimi-rukami"
    ["file_id"] => string(6) "317522"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460379641"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Детские шумовые инструменты своими  руками"
    ["seo_title"] => string(48) "dietskiie-shumovyie-instrumienty-svoimi-rukami-1"
    ["file_id"] => string(6) "317523"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460379677"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Доклад на тему:"Консультация для родителей Здоровьесберегающие технологии в приобщении воспитанников детского сада к здоровому образу жизни" "
    ["seo_title"] => string(163) "doklad-na-tiemu-konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-priobshchienii-vospitannikov-dietskogho-sada-k-zdorovomu-obrazu-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "144131"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418658832"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в приобщении воспитанников  детского сада к здоровому образу жизни» "
    ["seo_title"] => string(131) "doklad-na-tiemu-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-priobshchienii-vospitannikov-dietskogho-sada-k-zdorovomu-obrazu-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "144258"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418671833"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»"
    ["seo_title"] => string(83) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-dietiei-k-dietskomu-sadu-v-iasiel-noi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "266375"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450153102"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства