kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается об инновационной технологии повышения профенссионального мастерства педагогов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов»»

КОУЧ-СЕССИЯ № 4

«Ситуативная рефлексия»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с понятием «ситуативная рефлексия» (анализ происходящего в данный момент, рефлексия «здесь и теперь»).

3. Упражнение «Шесть шляп мышления».

Предложите педагогам поработать в режиме «Шляпы мышления».

Задание: последовательно надевать воображаемые или изготовленные специально шесть шляп и через 15 минут дать обоснование проблемы через символ своего атрибута.

Как работать по методу «Шесть шляп мышления»

Цвет шляпы

Что символизирует

Типичные вопросы «под полями» шляпы

Белая

Факты, цифры и информация

Какая информация нужна? Какая информация есть? Какой информации не хватает? Как получить недостающую информацию?

Красная

Эмоции, интуиция, предчувствие

Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная

Скрытые угрозы, опасность, возможные потери

Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места у этого решения? Насколько это безопасно?

Зеленая

Фантазии, креативность, новые идеи

Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя

Итоги на данном этапе, пути реализации выбранной идеи

Чего я (мы) достиг (-ли) на текущий момент? Что можно делать дальше?

Желтая

Положительные аспекты

Каковы преимущества этого решения? Кому это выгодно? При каких условиях это будет выгодно?

Критерии для оценки работы участников:

  • полнота раскрытия вопроса под шляпой;

  • оригинальность предложенных решений;

  • соответствие ответа режиму шляпы.

4. Рефлексия «Лабиринт».

Попросите участников вспомнить работу над выполнением заданий и подумать над ответами на следующие вопросы:

  • Как менялись ваши чувства, настроение во время работы?

  • Можете ли припомнить момент, когда вы прозрели, обрели уверенность, пришло понимание предложенной темы?

  • Можете ли припомнить момент, когда вы осознали, увидели, как из отдельных частей выстраивается целое? Что вы чувствовали при этом?

  • За что вы можете себя похвалить?

  • Что для вас стало открытием?

  • Что удалось или не удалось? Почему?

Попросите участников описать «эвристический лабиринт» при работе над заданиями: какими «тропками» и «закоулками» они бродили, какие решения принимали и отвергали, чтобы добраться до итогового решения.

3. Домашнее задание: заполнить таблицу «Плюс – минус – интересно». В первой графе записать «что я знаю лучше всего», во второй – «что я еще не знаю», в третьей – как можно собрать эту информацию.

КОУЧ-СЕССИЯ № 12

«Коррекционно-аналитический блок»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия.

3. Упражнение «Выбери остров».

Разместите на полу большие листы бумаги – «острова». На каждом установите табличку с его названием. Например, остров художественно-эстетического развития, остров познавательного развития, физического развития, социально-коммуникативного развития, речевого развития.

Задание: выбрать остров и встать рядом с ним. После того как все участники распределятся по островам, предложите «жителям» каждого острова пообщаться, рассказать о причинах, которые побудили их «заселить» именно этот остров.

Во время «посещения» островов спросите участников:

  • Кто из «островитян» показался вам случайным на этом острове, ошибся в выборе?

  • Нашли ли вы на своем острове родственную душу? Почему?

  • Если бы у вас было право дополнительного выбора, какой остров вы бы еще выбрали и почему?

В конце упражнения проведите коллективное обсуждение игры.

4. Рефлексия «Пять пальцев».

Предложите каждому педагогу посмотреть на свои пальцы и проанализировать работу на коуч-сессии:

  • Мизинец (М – мысль): какие знания и опыт я сегодня приобрел.

  • Безымянный (Б – близка ли цель): что сегодня я сделал для достижения своей цели.

  • Средний (С – состояние духа): каким было мое настроение и от чего оно зависело.

  • Указательный (У – услуга): чем я смог помочь другим.

  • Большой (Бо – бодрость тела): как я физически чувствовал себя.

5. Прощание.

Поблагодарите участников за совместную работу на 12 коуч-сессиях. Подарите символические подарки, например, закладку, у которой с одной стороны линейка, а с другой – таблица умножения. Поясните участникам, что линейка символизирует их профессиональный рост, а таблица умножения – приумножение профессиональных достижений.



КОУЧ-СЕССИЯ № 3 «Коммуникативная рефлексия»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с понятием «коммуникативная рефлексия» («я глазами других»).

3. Упражнение «Квадрат».

Предложите участникам встать в круг. Дайте команду закрыть глаза и перестроиться в квадрат. Через какое-то время среди участников выявится организатор процесса, который и перестроит людей. После того как квадрат будет построен, не разрешайте педагогам открывать глаза. Спросите, уверены ли они, что стоят в квадрате. Обычно находятся несколько сомневающихся. После того как все участники согласятся, что стоят в квадрате, предложите открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Во время обсуждения спросите участников, каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее? Можно использовать для построения другие фигуры.

4. Упражнение «Автопортрет».

Предложите педагогам разделиться на пары или сами разделите их.

Задание: описать партнеру себя, свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться, жесты. Партнер может задавать уточняющие вопросы. На работу в парах отведите 15–20 минут, затем предложите участникам сесть в круг и поделиться впечатлениями. Это упражнение формирует навык описывать людей по характерным признакам.

5. Упражнение «Собери рукопожатия».

Задание: за 5 секунд собрать как можно больше рукопожатий. Вариант: участники встают в круг и протягивают в центр руки для общего рукопожатия.

6. Домашнее задание: сделать своими руками подарок для коллеги.

«Релаксация – один из видов рефлексии»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия.

3. Образно-рефлексивная процедура «Дерево».

Задание: представить какое-нибудь дерево. Коуч задает участникам вопросы:

  • Какое это дерево?

  • Где оно растет?

  • Высокое оно или нет?

  • Какое время года?

  • День или ночь?

  • Запахи, звуки, ощущения?

После того как участники представили себе каждый свое дерево, коуч предлагает им ощутить и прочувствовать, как каждый из них подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и… входит в него, становится этим деревом. Задает вопросы:

  • Каково быть этим деревом?

  • Что и как каждый чувствует в этой роли?

  • Глубоко ли уходят в землю корни?

  • Густая ли крона?

  • Устойчиво ли дерево стоит?

  • Умывает ли его дождь?

  • Греет ли его солнце?

  • Дает ли земля точку опоры?

После того как участники закончили упражнение, коуч предлагает обсудить в группе результаты визуализации.

4. Домашнее задание: подобрать упражнение, которое подходит вам для релаксации.

КОУЧ-СЕССИЯ № 11

«Контрольно-диагностический блок»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия.

3. Упражнение «Что будет, если…?»

Предложите педагогам описать исход событий, если привычные вещи изменятся.

  • Примеры вопросов:

  • Что будет, если не проводить диагностику развития ребенка?

  • Что случится, если упустить сензитивный период в дошкольном возрасте?

4. Игра «Посудомоечная машина».

Коуч раздает карточки с текстом, педагоги зачитывают:

Вариант 1. Я – старинная бабушкина чашка, которая долгое время стояла на полке. Несколько поколений семьи берегли, любовались мной, ценили. А сейчас я чувствую, что немножко запылилась. Меня нужно мыть теплой водой, осторожно, чтобы не повредить золотые узоры.

Вариант 2. Я – очень грязный чайник. Все уже, наверное, забыли, что когда-то я блестел и сиял. Об этом помню только я, поэтому меня нужно помыть очень хорошо, используя чистящий порошок. После инструкции коуч дает сигнал, и участники имитируют звук посудомоечной машины. «Чашка» движется коридором, а «щеточки» (руки участников) ее «моют».

5. Домашнее задание: подобрать упражнение на рефлексию, связанную с эмоциональным состоянием ребенка.

КОУЧ-СЕССИЯ № 2

«Личностная рефлексия»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с понятием «личностная рефлексия» (осмысление своего сознания и действий).

3. Упражнение «Три имени». Раздайте каждому участнику по три карточки.

Задание: написать на карточках три варианта своего имени, которые используют при обращении родственники, коллеги и близкие друзья. Представиться перед группой трижды каждым из этих имен и описать ту сторону своего характера, которая соответствует называемому имени или стала причиной его возникновения. Это упражнение формирует у педагогов установку на самопознание.

4. Упражнение «Без маски». Каждому участнику выдайте карточку, на которой написана неоконченная фраза.

Задание: без предварительной подготовки продолжить и завершить фразу. Отвечать нужно искренне. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участник берет еще одну карточку.

  • Примерные фразы для карточек:

  • «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»

  • «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это…»

  • «Иногда люди не понимают меня, потому что я…»

  • «Верю, что я…»

  • «Мне бывает стыдно, когда я…» и т. д.

Это упражнение снимает эмоциональную и поведенческую зажатость, развивает навыки искренних высказываний для анализа сущности «я».

5. Упражнение «Волшебная лавка». Предложите участникам сосредоточиться на представлении о себе, своих особенностях и затем проанализировать, обдумать, чтобы им хотелось изменить.

6. Домашнее задание: Нарисовать подарок, который вам хотелось бы получить.

КОУЧ-СЕССИЯ № 1

«Понятие рефлексии»

1. Знакомство педагогов с понятиями «рефлексия», «педагогическая рефлексия», «социально-перцептивная рефлексия».

2. Упражнение «Мое педагогическое кредо».

Задание: сформулировать педагогическое кредо и представить его в виде девиза, образа, символа, эмблемы, четверостишия, схемы, пословицы, пантомимы и т. д.

3. Проективное рисование «Я педагог».

Задание: на альбомных листах изобразить себя в профессии. После того как педагоги выполнят задание, проведите обсуждение работ. (Обсуждение групповое, все участники высказываются о каждом рисунке.)

  • Вопросы для обсуждения:

  • Что вы можете сказать об изображенном человеке (его внешности, эмоциях)?

  • Что вы можете сказать о личностных особенностях изображенного человека?

  • Какими достоинствами обладает изображенный человек (профессиональные, личностные)?

  • Что бы вы пожелали изменить в себе изображенному человеку (профессиональные качества, личностные качества)?

4. Упражнение «Хорошо – плохо».

Предложите участникам сесть в круг. Попросите одного из педагогов произнести фразу «Педагогом быть хорошо, потому что… " и привести аргументы. Затем предложите следующему по очереди в кругу педагогу произнести фразу «Педагогом быть плохо, потому что… " и привести аргументы в защиту этого высказывания.

Далее, чередуя эти две фразы, высказываются все участники сессии. Упражнение желательно закончить на положительном высказывании – «Педагогом быть хорошо, потому что…». Это упражнение помогает педагогам осознать свою профессию, ее необходимость и значимость для общества.

5. Домашнее задание: подготовить красочную эмблему «Я – педагог».

КОУЧ-СЕССИЯ № 5

«Дерево желаний»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия – понятием и методом «Дерево целей».

3. Упражнение «Дерево целей».

Это упражнение помогает участникам осознать свои качества и достижения, является своеобразной шкалой роста. Предложите педагогам нарисовать деревья. Нарисованные деревья станут символической шкалой достижений педагогов. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления реальных или возможных умений. После выполнения задания педагоги пишут свое имя маркером (фломастером) на том дереве, которое, по их мнению, соответствует их представлениям о карьере, и в том месте, где они находятся в данный период своей карьеры.

Критерии оценки:

  • Если вы выбрали дерево с описанием деталей, то это говорит о следующих ваших качествах: вам необходимо «все раскладывать по полочкам». Если вы что-то не понимаете, это вызывает у вас чувство дискомфорта. Вы хотите быть заранее готовым к любым переменам. Черты вашего характера – ответственность и пунктуальность.

  • Если вы выбрали дерево с маленькими корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы часто испытываете неуверенность, сомневаетесь, справитесь ли с поставленной задачей. Вам все еще кажется, что у вас мало опыта. Вы нуждаетесь в поддержке, советах и дружеском одобрении.

  • Если вы выбрали дерево с большими ветвистыми корнями, то это говорит о следующих ваших качествах: вы твердо уверенны, что у вас достаточно профессионального опыта. Вы замечательно справляетесь с любой задачей, но не всегда готовы принять перемены. Считаете, что лучше хорошо усвоенные старые традиции, чем новые эксперименты.

  • Если вы выбрали дерево с плодом, то это говорит о следующих ваших качествах: для вас совершенно ясно, что ваша профессиональная карьера достигла уровня, когда вы получаете от нее удовольствие. Вы точно знаете, что это ваше призвание.

4. Упражнение «Обратная связь»

Предложите педагогам заполнить анкету обратной связи.

Вопросы анкеты:

  • Как данные задания помогли вам раскрыть свой творческий потенциал?

  • Как помогли вопросы и задания свободней выражать свои чувства на бумаге?

  • Какой вывод вы сделали для внутренней организации своей жизни?

5. Домашнее задание: составить дерево своей цели.

КОУЧ-СЕССИЯ № 10

«Организационно-технологический блок»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия.

3. Упражнение «Грани бриллианта».

Продемонстрируйте участникам объект (игрушку).

Задание: исследовать объект (игрушку) с точки зрения врача, биолога, программиста, лингвиста, дошкольника.

4. Рефлексия «Интервью».

С помощью микрофона (можно использовать игрушечный) коуч берет интервью у педагогов:

  • Кто испытывал неловкость, затруднения?

  • Кому показалось, что кто-то хвастается?

  • Узнали ли вы что-то новое о людях?

  • А, если фраза в упражнении была построена наоборот, были бы затруднения? Почему?

5. Домашнее задание: написать на отдельных листах:

  • три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т. п.), которые вам хотелось бы делать чаще;

  • три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.

При выполнении домашнего задания педагоги объясняют, почему они не делают достаточно первого и делают слишком много второго. По итогам данного упражнения коуч проводит обсуждение того, что вызвало у участников затруднение.

КОУЧ-СЕССИЯ № 9 «Содержательно-целевой блок»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия.

3. Упражнение «Я – исследователь» (проводится в сенсорной комнате).

Предложите педагогам разуться и пройти по сенсорной дорожке. По ходу движения педагогам необходимо останавливаться на каждой подушке и рассказывать о том, какие ощущения они испытывают. Коуч настраивает педагогов, что мир знакомый и привычный может быть удивительным и волшебным. В сенсорной комнате привычные вещи становятся совсем другими. Здесь можно спрятаться в радугу (сухой душ), играть со звездным светом (фиброоптические волокна), наблюдать за жителями подводного царства (пузырьковая колонна), сидеть на облаках (пуфики), лежать на мягкой земле (напольные маты) и плавать в шариках (сухой бассейн). Но самое интересное – вещи в сенсорной комнате могут меняться. После прохождения сенсорной дорожки педагоги придумывают волшебную историю.

4. Рефлексия.

Раздайте участникам карты с графами: «Знаю» – «Хочу узнать» – «Узнал». Задание: в первую графу педагог записывает то, что знает о содержании работы в сенсорной комнате, во вторую – вопросы, на которые хотел бы получить ответы, в третьей графе указывает то, о чем узнал.

5. Домашнее задание: подготовить презентацию какого-то предмета или вещества.

КОУЧ-СЕССИЯ № 7

«Закрепление видов рефлексии и их функций»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия.

3. Упражнение «Улыбка».

Предложите участникам сесть в круг, дайте одному из них мяч.

Задание: передавать мяч по кругу. Участник, в руках которого оказывается мяч, должен сказать, какой может быть улыбка (например, улыбка может быть беззаботной).

4. Упражнение «Разговор по телефону».

Предложите участникам сесть в полукруг. Поставьте в центре полукруга стул.

Задание: садиться по очереди на стул в центре и «говорить» по воображаемому телефону. При этом нельзя произносить слова вслух.

5. Упражнение «Что думает собеседник?».

Предложите педагогам разделиться на пары или сами разделите их.

Задание: каждый участник рассказывает о том, что, с его точки зрения, думают окружающие о нем как о собеседнике.

6. Рефлексия.

Обсудите выполнение упражнения «Что думает собеседник?», задайте участникам вопросы:

  • Каковы ваши впечатления о работе в парах?

  • Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?

7. Домашнее задание: разработать правила для полноценной и плодотворной работы в группе.

КОУЧ-СЕССИЯ № 8

«Нормативно-ориентированный блок»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с темой занятия.

3. Задание «Мудрые совы».

Раздайте участникам текст нормативного документа, например, ФГОС ДО. Предложите самостоятельно прочитать содержание документа. Во время чтения необходимо делать пометки: «+» – знаю, «-» – не знаю, «!» – узнал новое, «?» – удивило.

4. Рефлексия.

Чтобы подвести итоги изучения нормативного документа коуч предлагает участникам ранжировать информацию по критериям: знакомая, незнакомая, неожиданная.

Вопросы к участникам в конце упражнения:

  • Кто может поделиться своей информацией по карте?

  • Что бы вы хотели узнать на последующих занятиях по нормативно-правовым документам?

5. Домашнее задание: поработать над темой: «Будете ли вы применять полученные знания? Где?»

. КОУЧ-СЕССИЯ № 4

«Ситуативная рефлексия»

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Знакомство с понятием «ситуативная рефлексия» (анализ происходящего в данный момент, рефлексия «здесь и теперь»).

3. Упражнение «Шесть шляп мышления».

Предложите педагогам поработать в режиме «Шляпы мышления».

Задание: последовательно надевать воображаемые или изготовленные специально шесть шляп и через 15 минут дать обоснование проблемы через символ своего атрибута.

Как работать по методу «Шесть шляп мышления»

Цвет шляпы

Что символизирует

Типичные вопросы «под полями» шляпы

Белая

Факты, цифры и информация

Какая информация нужна? Какая информация есть? Какой информации не хватает? Как получить недостающую информацию?

Красная

Эмоции, интуиция, предчувствие

Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная

Скрытые угрозы, опасность, возможные потери

Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места у этого решения? Насколько это безопасно?

Зеленая

Фантазии, креативность, новые идеи

Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?

Синяя

Итоги на данном этапе, пути реализации выбранной идеи

Чего я (мы) достиг (-ли) на текущий момент? Что можно делать дальше?

Желтая

Положительные аспекты

Каковы преимущества этого решения? Кому это выгодно? При каких условиях это будет выгодно?

Критерии для оценки работы участников:

  • полнота раскрытия вопроса под шляпой;

  • оригинальность предложенных решений;

  • соответствие ответа режиму шляпы.

4. Рефлексия «Лабиринт».

Попросите участников вспомнить работу над выполнением заданий и подумать над ответами на следующие вопросы:

  • Как менялись ваши чувства, настроение во время работы?

  • Можете ли припомнить момент, когда вы прозрели, обрели уверенность, пришло понимание предложенной темы?

  • Можете ли припомнить момент, когда вы осознали, увидели, как из отдельных частей выстраивается целое? Что вы чувствовали при этом?

  • За что вы можете себя похвалить?

  • Что для вас стало открытием?

  • Что удалось или не удалось? Почему?

Попросите участников описать «эвристический лабиринт» при работе над заданиями: какими «тропками» и «закоулками» они бродили, какие решения принимали и отвергали, чтобы добраться до итогового решения.

3. Домашнее задание: заполнить таблицу «Плюс – минус – интересно». В первой графе записать «что я знаю лучше всего», во второй – «что я еще не знаю», в третьей – как можно собрать эту информацию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оксана Николаевна Кочина

Дата: 15.01.2024

Номер свидетельства: 643965

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья "Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства педагогов""
    ["seo_title"] => string(80) "statia_kouching_kak_innovatsionnaia_tekhnologiia_povysheniia_professionalnogo_ma"
    ["file_id"] => string(6) "494640"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1547119528"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства