Что такое коучинг и кто такой коуч? Коучинг происходит от английского слова coach, что переводится как тренер. Изначально коучами называли только спортивных специалистов, но потом понятие «тренерство» перетекло и в другие сферы. Принято считать, что эта идея была введена в широкий оборот британским тренером по теннису Тимоти Голви (иногда можно встретить русский перевод фамилии — Гэллуэй). Его книга «Внутренняя игра в теннис» заложила принципы коучинга: специалист вместе со своим подопечным ставят конкретные, достижимые цели. Роль коуча заключается в том, что с помощью наводящих глубоких вопросов он проясняет истинные цели человека, мотивирует к победам и помогает преодолевать трудности. Чем коуч отличается, например, от наставника? Как правило, наставник знает из своего опыта, как делать, и дает подопечному готовые рецепты. Коуч же помогает ставить конкретные цели, а средства вполне волен выбирать тренируемый педагог. Коуч поддерживает, подбирает «программу тренировок». Например, спортивный тренер и футболист ставят цель — забивать не менее четырех пенальти из пяти. Коуч при этом внимательно фиксирует статистику, присматривается к технике удара, обсуждает со спортсменом ситуацию. Так же и коуч в образовательной организации: сначала они вместе ставят конкретную цель (например, создавать ситуацию успеха как минимум для трех воспитанников за урок). Специалист, как и в спорте, внимательно следит за обучающимся педагогом, фиксирует его действия и реакции детей, затем они вместе обсуждают, что получилось и как улучшить то, что выходит не совсем хорошо. Коуч также отличается от лидера. Потому как лидер — это тот, кто задает систему ценностей и ведет за собой. Коуч же, скорее, помогает педагогу прояснять свои собственные ценности и следует за ним. Эта технология может хорошо сработать, если вы выстраиваете взаимодействия разных по статусу педагогов. Например, если у вас есть несколько опытных педагогов, которые могли бы положительно повлиять на других коллег. Особенность коучинга в том, что он предполагает набор прикладных инструментов, остро заточенных на эффективность и проверенных практикой. Ключевые правила коучинга Есть несколько основных положений коучинга, которые отличают его от других методик и делают по-настоящему эффективным. 1. Фокус на эффективность обучения Педагог может превосходно выглядеть, стоя перед детьми, использовать передовые технологии, но если при этом дети скучают, то что-то в процессе обучения не так. При построении взаимодействия внимание педагога и коуча приковано к обучающимся. 2. Проработка общих целей Педагог и коуч обязательно должны иметь общее видение учебного процесса. Каковы вообще цели? Какими должны стать дети? Какие компетенции важно сформировать? Это видение формирует некоторый список целей, над которыми эти коллеги должны работать вместе. 3. Создание поддерживающих отношений Для педагога вторжение в его профессиональную реальность — это стресс. Задача специалиста — не только непосредственно помочь научиться, но и помочь преодолеть стресс от присутствия внешних людей на занятиях, от неуверенности в себе. Пошаговый план реализации коучинга Шаг 1. Обсуждение цели взаимодействия и постановки конкретных задач. Особенность коучинга — в его узкой направленности. Часто обучающему педагогу хочется улучшить в молодом специалисте все и сразу. При коучинге, как правило, ставится задача улучшить один конкретный навык. Только когда видны определенные изменения, на повестку дня выносится следующий навык, задача. Важно обоюдное признание, что определенная задача важна (например, повысить уровень дисциплины в группе). При этом не очень важно, от кого она изначально исходит. Это может быть как задача обучающегося педагога, коуча, так и задача, поставленная руководителем или его заместителем. При этом поставленная цель должна быть измерима и реалистична. Например, «90% детей не отвлекаются на посторонние дела и выполняют поручения». Скажем, 100% — это зачастую что-то недостижимое, поэтому вносятся коррективы в «утопичные представления». При этом такая цель измерима. Например, коуч может отмечать все случаи отвлечения на занятии и примерно посчитать процент. Шаг 2. Совместное обсуждение на первой сессии возможных средств достижения поставленной задачи. Желателен формат, в котором при помощи наводящих вопросов и совместных обсуждений обучающийся педагог сам формирует методы работы. Хотя коуч при этом вполне может давать рекомендации, какие приемы имели успех в его практике. Шаг 3. Проведение занятия, на котором присутствует коуч. При этом наблюдающий оценивает именно достижение поставленной задачи. Опытный педагог фокусируется преимущественно на детях — их реакциях, моделях поведения. Шаг 4. Обсуждение занятий. Коуч и его подопечный обсуждают плюсы и минусы педагога при выполнении поставленной задачи. Одна из важных миссий коуча — настроить диалог на конструктивный лад. Специалисту не обязательно быть исключительно милым и позитивным, но важно вселять в педагога веру, что тот своими усилиями может стать лучше. Шаг 5. Постановка обновленного задания, как можно улучшить заданный навык. С учетом ошибок и плюсов прошлого занятия планируется следующее. Рабочий дуэт определяет повестку на следующее занятие. Шаг 6. Повторение занятий до тех пор, пока задача не достигнута (или нереалистичная задача скорректирована). При этом, как правило, на выработку первых навыков уходит гораздо большее количество коучинг-сессий, чем на последующие. Шаг 7. Постановка коучем и педагогом новой задачи и последовательное ее достижение. Важный аспект коучинга в том, что в процессе работы педагог начинает верить в свою способность развивать новые педагогические навыки, меньше сопротивляется критике, начинает получать удовольствие от саморазвития. Меняется ментальная модель. План коучинг-сессии Стоит отметить, что если вы интересовались классическим психологическим или организационным коучингом, то педагогический покажется очень регламентированным и конкретным. Может, это и к лучшему? Когда есть конкретные правила, их проще выучить и начать применять. Обычно коучинг-сессия длится от 20 минут до часа (не стоит растягивать ее на большее время!). При этом среднее время, чтобы все успеть, но не пуститься в пространные разговоры, — это 30 минут. Итак, давайте рассмотрим пошаговый план действий коуча. До наблюдения Прежде чем коуч постарается пробраться в дальний угол группы, тщетно стараясь быть незаметным, он должен проделать кое-какую работу. А именно: вспомнить еще раз, какое было задание у педагога на занятие, за чем конкретно нужно будет наблюдать, нужно ли брать с собой какие-либо листы для наблюдений. На занятии Желательно изучить все занятие целиком, но, если у коуча совсем мало времени, можно ограничиться отрезком. На занятии в голове у присутствующего должно быть два основных вопроса. Первый вопрос связан с предыдущей сессией, а второй во многом определяет задачи на следующую. Коучу нужно быть постоянно внимательным, быстро делать пометки: даже если что-то забудется, они подскажут, на что обратить внимание на предстоящей встрече. Перед сессией (заполнение листа коуча) Чтобы подготовиться к сессии, коучи из организации MatchEducation предлагают конкретную форму. Специалист заполняет ее перед началом встречи: когда все шаги спланированы, провести сессию — дело техники. Раздел 1. Какое было прошлое задание? Например, уделять равное количество внимания разным группам детей (сильные, средние, слабые). Раздел 2. За чем ведется наблюдение? Кого опрашивает педагог? Сколько времени дается на ответ? Раздел 3. Оценка внедрения прошлого задания В этом разделе коуч оценивает, насколько успешно педагог внедряет прошлую задачу. Для оценки успешности внедрения задачи предлагается таблица с индикаторами успешности. Хотя в этом листе достаточно лишь поставить оценку, на самой сессии коуч должен объяснить, почему оценка именно такая. 2 (неудовлетворительно) | 3 (удовлетворительно) | 4 (хорошо) | 5 (отлично) | За время занятия педагог вообще почти никого не опрашивает, поэтому дети не имеют возможности проявить активность | Педагог отдает очевидное предпочтение лишь одной группе детей (например, только сильным) | Хотя в целом разные группы детей получают возможности для ответа, есть некоторое смещение в сторону одной из групп | Разные группы детей имеют равные возможности для ответа, им дается примерно равное время для размышлений и ответов | Раздел 4. Положительные аспекты наблюдения Обязательная часть работы коуча — это отмечать положительные сдвиги. На занятии коуч подмечает, что педагог сделал правильно (даже если это не было непосредственной задачей занятия), и затем указывает, с какими из основных целей это связано. Что конкретно было хорошо? | С какими педагогическими целями это связано? | | | Раздел 5. Педагогические барьеры После того как коуч отметил положительные стороны занятия, можно поговорить о недостатках. На занятии коуч подмечает основные педагогические неудачи. Но не нужно вываливать на обучающегося всю критику сразу. Рекомендуется отметить 1−2 аспекта, которые нуждаются в первоочередном улучшении. Раздел 6. Определение новой задачи Коуч и обучающийся педагог вместе анализируют те проблемы, которые были выявлены в разделе 5. В соответствии с проблемами ставятся цели: над чем стоит поработать в дальнейшем, чтобы сделать обучение более эффективным. Раздел 7. Действия педагога на занятии В этом разделе указывается, за чем должен наблюдать коуч на следующем занятии, каких действий он ожидает от педагога. Раздел 8. Подготовка к наблюдению Подготовка может включать в себя какие-либо действия в рамках сессии (например, потренироваться в присутствии коуча) и определенные типы подготовки дома (например, что-то прочитать, подготовить план и пр.) Коучинг-сессия Итак, коуч пришел на встречу с заполненным протоколом сессии и видит перед собой порядком взволнованного педагога. Что делать дальше? 1. Оценка внедрения домашнего задания (5 минут) Сначала коуч спрашивает у педагога, каковы его ощущения от своих действий на занятии, насколько получилось действовать по запланированному сценарию. Необходимо помнить про защитные механизмы. Затем специалист представляет свои выводы относительно занятия. Эти выводы должны базироваться на конкретных наблюдениях (для этого и нужны карты наблюдения занятия). Коуч на занятии также может сделать видеозапись короткого отрезка занятия (5−7 минут), который кажется ему ключевым (это можно сделать с помощью даже самого простого смартфона). Тогда педагог и коуч просматривают видео и разбирают фрагменты. Наконец, коуч ставит педагогу оценку за реализацию домашнего задания и кратко объясняет, почему оценка такая. 2. Немного похвалы (2−3 минуты) Не бывает никогда, чтобы абсолютно все было плохо. Поэтому после стрессовой оценки прошедшего занятия коуч хвалит педагога за положительные моменты, стараясь связать его удачные действия с обучением детей. Но важно помнить, что похвала должна быть искренней, иначе социальное «поглаживание», то есть демонстративное одобрение действий, будет не особенно эффективным. 3. Критические моменты (5 минут) Пришло время добавить ложку дегтя в бочку меда. На этом этапе нужно точно указать, какие действия педагога мешали успешному обучению детей. Желательно объяснить педагогу, с какими стратегическими целями связаны эти проблемы. 4. Предложения об улучшении (7−8 минут) Задача коуча — не только покритиковать, а предложить решение проблемы: поставить новую педагогическую задачу; выявить, какие измеримые показатели позволят узнать, что цель достигнута; разъяснить педагогу, за чем коуч будет наблюдать на следующем занятии. 5. Подготовительные шаги (10 минут) Коуч — это тренер. Поэтому цель такого специалиста — не только с умным видом сказать, как должно быть, но и подготовить педагога к успешному прохождению дистанции. Что может сделать коуч? Коротко разъяснить теорию. Потренироваться вместе с педагогом. Посмотреть видео с удачным решением проблемы. Дать домашнее задание. Скорее всего, сессии не хватит для исчерпывающей подготовки педагога по новой теме. Поэтому домашнее задание хорошо бы тщательно продумать. После сессии Это необязательный, но полезный шаг. Педагог пишет своему профессиональному помощнику сообщение с обобщением результатов проведенной работы и постановкой новых вопросов: какова цель следующего занятия, за чем коуч будет наблюдать, что нужно сделать еще. Это дает возможность удостовериться, что педагог вынес из сессии самое важное. Важные вопросы про коучинг На этом этапе можно ответить на следующие важные вопросы, касающиеся коучинга. Может ли в качестве обучающегося быть опытный педагог? Да, безусловно. Этот инструмент подходит для любых групп коллектива. Он позволяет ставить конкретные цели и достигать их. Хотя этот инструмент описывается как решение для педагогов с разными статусами, два опытных педагога могут быть коучами друг другу. Разумеется, при освоении всех нюансов техники работы. Сколько обычно длится работа над одной целью? Это очень индивидуально и зависит от степени сложности цели и особенностей. Вполне возможно, что результата можно достичь за 1−2 сессии, возможно, понадобится 6−7 занятий. Однако, если после этого цель не достигнута, важно проследить, что не так: нереалистичная задача, неверная позиция коуча и пр. А в чем смысл для коуча? Какова его выгода? Хотя первоначальная цель — обучить менее опытного, коучинг не менее полезен и для самого коуча. Когда человек оценивает другого по каким-то заданным параметрам, он начинает оценивать и самого себя. Какие сложности могут возникнуть? Коучинг — это довольно сложный технологически инструмент, поэтому высока вероятность «технических неполадок», которые могут возникать в процессе его внедрения. Вот наиболее распространенные сложности. 1. Коучинг может свестись к поучительности Поучения сверху вниз — наиболее привычная система обучения для большинства педагогов. С менее опытными коллегами многие педагоги ведут себя как непререкаемые авторитеты, это очень распространенный шаблон поведения. Но, к сожалению, не самый продуктивный: он убивает самостоятельность и поиск своего способа обучения. Возможно, было бы неплохо, если бы изредка на сессиях присутствовал внешний человек, который мог бы оценить и коуча, и эффективность его взаимодействия с педагогом. Коучинг — это ведь тоже навык. 2. Сложно найти подходящих людей К коучу довольно много требований одновременно, поэтому на эту роль подойдет лишь малое количество педагогов. Человек должен обладать высоким уровнем эмпатии, то есть уметь понимать эмоции другого. Что-то сказать мягче, что-то категоричнее. Этот педагог должен быть авторитетным специалистом. И, разумеется, проявлять желание попробовать этот инструмент — силой быть хорошим коучем не заставишь. 3. Может потеряться сфокусированность на задаче Когда видишь чье-то несовершенство, хочется надавать огромное количество советов, чтобы решить все проблемы разом. У вас не так? В коучинге важно решать проблемы по мере их поступления, то есть одна сессия — одна задача. 4. Нерегулярность встреч В коучинге (как и в любом другом типе организационного обучения) важны постоянство и регулярность. Совершенствование навыков — это длительное путешествие. При этом важно сохранить хотя бы еженедельную регулярность встреч. Сессия может длиться относительно недолго (то есть меньше академического часа), но важен ритм улучшений. 5. Нетерпеливость коуча и обучающегося педагога Самые сложные — первые шаги, когда на педагога разом сваливается необходимость «показывать» свои занятия, переживать критику, учиться новому. Поэтому усвоение навыков на первых порах может происходить долго и с сопротивлением. Важно убедить коуча охранять поддерживающую атмосферу и набираться терпения. |