Просмотр содержимого документа
«Старший дошкольный возраст - какой он?»
Возрастные особенности
детей 5—6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
Ребенок 5 – 6 лет знает свое полное имя и фамилию, возраст, домашний адрес и телефон, имя и отчество родителей и других членов семьи. Может рассказать о своей семье и о совместных делах дома. Проявляет заботу о близких, замечает заботу о себе. Развивается инициатива, наблюдательность, умение планировать собственную деятельность, произвольность поведения (может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил). Поведение становится более сдержанным - дружно играет, делится, помогает.
В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы.Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.Ребенок 5 - 6 летжелает показать себя миру, часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.Он с трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных взрослыми границ с целью заполучить то, что хочет.
В общении со сверстниками ребенок познает правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением,проявляющийся затем и в других видах деятельности.
Теперь ребенок стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
Очень хочет походить на значимых длянеговзрослых,поэтому любит играть во «взрослые дела».
Развитие психических процессов
В этом возрасте ребенок может:
Память:
запомнить 6-8 картинок в течение 1-2 минут, рассказать наизусть несколько стихотворений, пересказать близко к тексту прочитанное произведение, сравнить два изображения по памяти.
Мышление:
определять последовательность событий, находить и объяснять несоответствия на рисунках, находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных 4х предметов лишний, объяснять свой выбор.
Развитие речи:
правильно произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно, поддерживать непринужденную беседу, составлять связные рассказы по картинке из 5-6 предложений, составлять рассказы из личного опыта.
Развитие мелкой моторики:
регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета, рисовать простые предметы и фигуры. Располагать изображение на всем листе, на одной линии или на широкой полосе, штриховать или закрашивать рисунки, не выходя за контуры, ориентироваться в тетради в клетку.
Знакомство с окружающим миром:
называть свое имя и фамилию, имя и отчество своих родителей; знать название своего города, столицы; название основных профессий, объяснять, чем занимаются их представители; называть группы предметов обобщающим словом (фрукты, овощи, деревья и т.д.); пользоваться основными правилами дорожного движения; называть последовательность времен года; частей суток, дней недели.
Вам как родителям важно:
С уважением относитесь к фантазиями версиям ребенка, не заземляя его магического мышления. Различайте «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
Поддерживайте в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям. Предоставьте ребенку возможности для разного творчества.
Будьте внимательны к желаниям ребенка, но и умейте сказать «Нет!», когда его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Помните, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечьте ребенку возможность общения со сверстниками, помогая ему только в случае эмоциональных затруднений. Обсуждайте сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривайте варианты выхода из нее.
Ребенку необходимо общение с близкими, отдых всей семьей. Обсуждайте с ребенком совместные планы.
Постепенно снижайте контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
Помните, что ваш ребенок охотнее откликнется на просьбу о помощи, чем на ваши приказы. Обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию (ответственность, самостоятельность).
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(299) "Роль изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (как результат работы над проектом «Разноцветный мир»)"
["seo_title"] => string(80) "rol_izobrazitelnoi_deiatelnosti_v_razvitii_tvorcheskogo_voobrazheniia_detei_star"
["file_id"] => string(6) "602932"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1647944485"
}
}