kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание специальных условий для детей с ОВЗ позволяет учитывать особые образовательные потребности. Своевременное оказание МПС  обеспечить их социальную адаптацию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание специальных образовательных условий для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Тьюторское сопровождение детей с ограниченными

возможностями здоровья в условиях детского сада


Засеева Фатима Валерьевна

тьютор ГБДОУ Детский сад «Солнышко»

г. Владикавказ


Одним из наиболее важных условий успешности инклюзивного образования, является наличие системы сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в частности тьюторское сопровождение.

Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию [4].

Особое значение в осуществлении данного педагогического процесса приобретает деятельность тьютора.

Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [5] основными направлениями работы тьютора в ДОУ являются:

- сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);

- подготовка условий для образования особого ребёнка в конкретной системе образовательного учреждения;

- занятия с ребёнком по преодолению дефицитов развития и формирования новых компетенций;

- построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами;

- правовая и образовательная поддержка семьи в реализации прав ребёнка во всех социальных институтах.

В исследованиях Е.О. Горбик [2], Т.М. Ковалевой [3] дается определение понятию «тьюторское сопровождение», раскрываются его цель и задачи.

Тьюторское сопровождении, с их точки зрения, - это движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою индивидуальную образовательную программу, осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки. В свою очередь, цель тьюторского сопровождения заключается в полноценной реализации образовательного потенциала личности, потенциала саморазвития, само актуализации через образование и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. В соответствии с поставленной целью выделяются такие задачи, как оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании; обучение ее умению самостоятельно преодолевать трудности образовательного процесса; формирование ответственного отношения к своему становлению.

Т.М. Ковалева подчеркивает, что тьюторское сопровождение на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов: диагностико-мотивационного, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из этапов тьюторского сопровождения имеет свою специфику, которая отражается в содержании деятельности тьюторанта и в соответствующих способах работы тьютора [3].

Диагностико-мотивациоиный этап направлен на выявление и фиксацию познавательного интереса тьюторанта, на развитие и стимулирование мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

Деятельность тьютора на данном этапе осуществляется на основе диагностических результатов. Диагностика проводится с целью анализа и оценки тех факторов, которые определят организационную и содержательную направленность программы индивидуального сопровождения.

На первом этапе тьютор изучает результаты диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом.

Получив основные сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе важно заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Проектировочный этап служит для организации сбора и анализа информации относительно зафиксированного познавательного интереса.

Роль тьютора на данном этапе – путеводитель в образовательном пространстве всех возможностей ребенка. Главное для него – научить человека использовать различные ресурсы для построения своей образовательной программы.

На данном этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь ОУ, постепенное включение ребёнка в разнообразные ситуации.

Помочь преодолеть проблемы связанные с адаптацией к детскому саду или минимизировать последствия может помочь использование тьюторских технологий. Как отмечает Г.В. Ганьшина и Г.В. Лунина, тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. «Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство не только помогает детям овладеть программой, но и создает условия для обучения ребенка в соответствии с его возможностями, не нарушая процесс развития остальных детей» [1].

Сроки адаптации детей в детском саду зависят от особенностей развития ребенка, от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом, ЗПР органического происхождения, детей с синдромом Дауна могут составлять от года до 1,5 лет. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые посещали дошкольные образовательные учреждения с раннего возраста.

На этапе адаптации тьютор ставит основные задачи:

- создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

- развитие навыков самообслуживания;

- адекватное восприятие детского коллектива;

- развитие умения сотрудничать с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям и т. п.).

Необходимо поставить такие задачи, которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и устанавливают позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.

Помощь должна быть разумно дозирована, носить адресующий характер и побуждать ребенка к самостоятельности.

На реализационном этапе тьюторант осуществляет реальный поиск и затем представляет полученные им результаты этого поиска. На этом же этапе тьютор совместно с подопечным определяют перспективы работы с познавательным интересом. Составляется адаптированная образовательная программа (АОП) и ИМС (индивидуальный маршрут сопровождения) ребенка с ОВЗ.

На последнем, аналитическом, этапе проводится тьюторская консультация, анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Осуществляется предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Аналитический этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора своего пройденного пути, достигнутых результатов.

В целом, процесс развития ребенка с ОВЗ должен достигать следующих целей:

  1. Воспитательная цель – адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу.

  2. Образовательная цель – то, чему мы можем научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на возможности ребенка, учитывая его диагноз.

  3. Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.

Таким образом, тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.



Литература:

  1. Ганьшина Г.В., Лунина Г.В. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. - С. 27-35.

  2. Горбик Е.О. Значение тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях // Специальное образование. – 2016. – Т. 1. – №. XII. – С. 111-113.

  3. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации», М., Образовательный центр «Участие», 2017. – 157 с.

  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» / Под ред. Д.И. Фельдштейн, Р.Н. Бунеев. М.ООО «Баласс», 2015. - С.436-442.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - [Электронный ресурс].  Электрон. дан. – Режим доступа: base.garant.ru (дата обращения: 29.03.2020).












3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабочиева Мадина Таймуразовна

Дата: 30.03.2020

Номер свидетельства: 544694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Статья на тему: "Инновационные подходы к созданию образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". "
    ["seo_title"] => string(146) "stat-ia-na-tiemu-innovatsionnyie-podkhody-k-sozdaniiu-obrazovatiel-noi-sriedy-dlia-obuchaiushchikhsia-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "239946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444908590"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Организация игрового пространства для детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(52) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_dlia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536375"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579420128"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Организация коррекционно – развивающей работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-korriektsionno-razvivaiushchiei-raboty-v-dou-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "209261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431077143"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "«Организация игрового пространства детей с ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(47) "organizatsiia_igrovogo_prostranstva_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "563337"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605355011"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства