Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду
Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду
В статье рассмотрены современные подходы и методы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен опыт работы с детьми с ТНР посредством использования современных методов и технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду»
Современные подходы в работе с детьми с ТНР в детском саду
Аннотация: в статье рассмотрены современные подходы и методы в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен опыт работы с детьми с ТНР посредством использования современных методов и технологий.
Ключевые слова: дети с ТНР, кинезиология, камешки МАРБЛС, логоритмика.
В последние годы все чаще можно встретить детей плохо говорящих или совсем не разговаривающих. Это затрудняет общение, поэтому дети испытывают негативные эмоции, у них снижается познавательная активность. Такие дети очень отличаются от своих сверстникoв. У детей с ТНР совсем небольшой запас активного словaря. Они не правильно произносят звуки, не могут образовывать слова, не правильно употребляют предлоги, в их речи часто можно услышать аграмматизмы. Таки дети часто бывают медлительными имеют плохую память, внимание не устойчиво или наоборот гиперактивны, что усугубляет и мешает усвоению программы ДОУ.
Детям с ТНР на познавательных занятиях трудно воспринимать информацию, которую пытается донести воспитатель, уловить причинно-следственные связи в тексте. А при заучивании текста - трудно запомнить даже небольшие по объему стихотворения, а также наблюдаются трудности при пересказывание прочитанного текста или составление самостоятельного рассказа. На ФЭМП ребята не всегда понимают смысл задачи, а, следовательно, не могут решить ее. Так как у всех детей с ТНР имеются нарушения мелкой моторики, то и на изобразительной деятельности также возникают проблемы. Более привлекательными занятиями для таких ребят являются физкультурные и музыкальные, но и здесь они не всегда могут быть успешными, так как у них есть проблемы с ритмом и пространственной ориентировкой.
Изучив современные методы и технологии, опробовав их на своей группе сделала вывод, что наиболее эффективными в моей коррекционной работе работе оказались ниже перечисленные методы:
Один из эффективаных методов в работе с детьми с ТНР - это развитие межполушарного взаимодействия (или кинезиология). Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Всем известно, что головной мозг имеет два полушария. У кого-то ведущее левое полушарие, у кого-то правое, но лучше всего, когда оба полушария работают одинаково. Доказано, что чем лучше работают межполушарные связи, тем выше познавательные процессы ребенка и интеллектуальное развитие. Кинеззиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется не уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном происходит на уровне спинного мозга. В своей работе с детьми использую комплекс кинезиологитческих упражнения как на самих коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями как организующее звено.
Регулярно используя такие упражнения у детей заметно улучшились психические процесс – память, внимание, речь, а также мелкая и крупная моторика, улучшилась зрительно-моторная координация, снизилась утомляемость и напряженность.
Еще с одной проблемой, которой может столкнуться в своей работе педагог - является перегрузка детей. Нагрузка, с которой ребенок сталкивается в группе, порой бывает для него очень велика. У детей остается совсем мало времени для любимой деятельности, так как к основным занятиям, которые проводятся в общеобразовательных группах детского сада, добавляются ежедневные логопедические занятия по развитию речи, индивидуальная работа, которую проводит воспитатель во второй половине дня. И без того психически ослабленный ребенок вынужден заниматься больше, чем его здоровые сверстники. Поэтому я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовлетворение, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.
В этом мне очень хорошо помогает логопедическая ритмика – или логоритмика. Это методика, направленная на коррекцию различных речевых нарушений и развитие речи ребенка посредством использования взаимосвязи речевого аппарата, музыки и движения, и их взаимной координации. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы. При помощи логоритмики преодолеваются основные речевые нарушения, развивается дыхание, совершенствуются психомоторные качества: такие как, переключаемость движений, статическая и динамическая координация и т.д.
Логоритмика используется для совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти. А также развитие речи детей – логопатов и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Для обогащения речевого опыта на логоритмике используется иллюстративный материал, литературный текст, который не только доступен в лексическом отношении, но и подбирается в соответствии с коррекционной программой.
Мой опыт показал, что регулярно используя логоритмические упражнения на занятиях с детьми с ТНР, у воспитанников нормализуется речь, формируется положительный эмоциональный настрой, благоприятно сказывается на речевом развитии. Ребята меньше устают на занятиях, с удовольствием выполняя задания.
Проанализировав возможности нетрадиционных методом и технологий, я стала искать такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей. Играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.
Камешки Марблс, интересный, доступный, природный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач
Главная цель использования камешков «Марблс» на логопедических занятиях — это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами. Задачи: коррекционно-образовательные: Формирование правильного захвата шарика кистью руки. Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов.
Профилактика дисграфии.
Закрепление знаний цветов.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.
Формирование слогового анализа и синтеза.
Развитие грамматического строя речи.
Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
Развитие ориентировки на плоскости листа.
Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.
Развитие фантазии ребенка.
Работа по коррекции дисграфии.
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной, доступной. Педагогам предписано творчески осмыслить содержание учебного материала, с тем, чтобы отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Камешки марблс материал который отвечает требованиям ФГОС, может быть успешно использован в работе с детьми разного возраста, с разными образовательными потребностями.
Камешки Марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач.
Все игры и упражнения с камешками Марблс могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его индивидуальных особенностей, а также от поставленной педагогом цели. Эти игры можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и в микрогруппах и на фронтальных (подгрупповых).
Таким образом, считаю, что в коррекционной работе с детьми, имеющие речевые нарушения, в которой используются нетрадиционных средства обучения становится динамичной, эмоциональной, приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и увлекательными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Литература
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений, Светлана Евгеньевна Большакова. – М.: ТЦ Сфера 2005
Быкова Н.М. Игры и упражнения для речи. СПб., 2010
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие . —— М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.