kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные нормативные требования к организации процесса речевого развития дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно начинать заботиться о развитии речи ребенка с раннего детства, много разговаривать с ним, показывать, объяснять, выслушивать его любые слова, фразы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные нормативные требования к организации процесса речевого развития дошкольников»

«Современные нормативные требования к организации  процесса речевого развития дошкольников»

«Современные нормативные требования к организации

процесса речевого развития дошкольников»

Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи.   Именно речевое общение со взрослым во время действий с предметом становится необходимым орудием в организации взаимодействия.   Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.   Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.
  • Раннее детство — сензитивный период для усвоения речи.

  • Именно речевое общение со взрослым во время действий с предметом становится необходимым орудием в организации взаимодействия.

  • Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития.

  • Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.
владение речью как средством общения и культуры;  обогащение активного словаря;  развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;  формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
владение активной речью, включенной в общение;  способность обращаться с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых;  знание названий окружающих предметов и игрушек.
  • владение активной речью, включенной в общение;
  • способность обращаться с вопросами и просьбами, понимание речи взрослых;
  • знание названий окружающих предметов и игрушек.
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,  может выражать свои мысли и желания,  может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,  может выделять звуки в словах,  у ребенка складываются предпосылки грамотности.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,
  • может выражать свои мысли и желания,
  • может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
  • может выделять звуки в словах,
  • у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Показатели речевого развития Время появления в норме  Употребляет местоимение «Я» 2 года 3 мес. Адекватно использует названия цветов 2 года 6 мес. Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода) К 3 годам Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде Активно пользуется предложно-падежными конструкциями К 3 годам С 2 лет 1 мес. Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи К 3 годам Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи  С 2 лет 3 мес. Произносит твердые звуки С, 3, Ц С 2 лет 1 мес. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей К 3 годам Начинает подбирать рифмы к словам  С 3 лет

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет местоимение «Я»

2 года 3 мес.

Адекватно использует названия цветов

2 года 6 мес.

Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме среднего рода)

К 3 годам

Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде

Активно пользуется предложно-падежными конструкциями

К 3 годам

С 2 лет 1 мес.

Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи

К 3 годам

Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи

С 2 лет 3 мес.

Произносит твердые звуки С, 3, Ц

С 2 лет 1 мес.

Замечает неправильное звукопроизношение у других детей

К 3 годам

Начинает подбирать рифмы к словам

С 3 лет

ребенок владеет фразовой речью, практически не допускает аграмматизмов; при построении предложений употребляет предлоги, союзы; в его речи есть наречия, местоимения. о себе говорит в первом лице, выражает с помощью речи свои желания, владеет понятиями «посуда», «одежда», «овощи», «фрукты» в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи, проявляет интерес к книгам.
  • ребенок владеет фразовой речью,
  • практически не допускает аграмматизмов;
  • при построении предложений употребляет предлоги, союзы;
  • в его речи есть наречия, местоимения.
  • о себе говорит в первом лице,
  • выражает с помощью речи свои желания,
  • владеет понятиями «посуда», «одежда», «овощи», «фрукты» в пассивной речи, хотя еще не пользуется ими в активной речи,
  • проявляет интерес к книгам.
Показатели речевого развития Время появления в норме Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов 3 года 6 мес. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами С 3 лет Использует в речи приставочные глаголы 3 года 1 мес. Появляется словотворчество С 3 лет Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук) К 4 годам Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р К 4 годам Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи К 4 годам Может пересказать знакомую сказку близко к тексту К 4 годам Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки К 4 годам

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов

3 года 6 мес.

Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами

С 3 лет

Использует в речи приставочные глаголы

3 года 1 мес.

Появляется словотворчество

С 3 лет

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук — лук)

К 4 годам

Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р

К 4 годам

Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи

К 4 годам

Может пересказать знакомую сказку близко к тексту

К 4 годам

Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки

К 4 годам

ребенок не стесняется говорить с посторонними.  строит грамматически правильные предложения.  словарный запас состоит из слов различных частей речи.  речь становится внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.  речевое дыхание удлиняется, голос приобретает нужный тембр. ребёнок может регулировать громкость голоса.
  • ребенок не стесняется говорить с посторонними.
  • строит грамматически правильные предложения.
  • словарный запас состоит из слов различных частей речи.
  • речь становится внятной, четкой, практически все звуки ребенок произносит правильно.
  • речевое дыхание удлиняется, голос приобретает нужный тембр.
  • ребёнок может регулировать громкость голоса.
Показатели речевого развития  Время появления в норме  Использует родовые названия предметов С 4 лет 6 мес. Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии 4 года 6 мес. Может подбирать к словам антонимы К 5 годам Продолжается словотворчество Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак) В течение дошкольного детства С 4 лет 6 мес. Определяет наличие звука в слове С 4 лет 6 мес. Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) К 5 годам Может составить рассказ по картинке или серии картинок К 5 годам Начало формирования внутренней (планирующей) речи К 5 годам Звукопроизношение полностью соответствует норме С 4-5 лет

Показатели речевого развития

Время появления в норме

Использует родовые названия предметов

С 4 лет 6 мес.

Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии

4 года 6 мес.

Может подбирать к словам антонимы

К 5 годам

Продолжается словотворчество

Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак — лак)

В течение дошкольного детства

С 4 лет 6 мес.

Определяет наличие звука в слове

С 4 лет 6 мес.

Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)

К 5 годам

Может составить рассказ по картинке или серии картинок

К 5 годам

Начало формирования внутренней (планирующей) речи

К 5 годам

Звукопроизношение полностью соответствует норме

С 4-5 лет

У пятилетнего ребенка речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения. Возросла речевая активность: ребенок не только задает вопросы, сам отвечает, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях. Употребление предложений более сложной структуры.  Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, простые слова пробует анализировать полностью.
  • У пятилетнего ребенка речь чистая, внятная, без нарушений звукопроизношения.
  • Возросла речевая активность: ребенок не только задает вопросы, сам отвечает, но и охотно и подолгу рассказывает о своих наблюдениях и впечатлениях.
  • Употребление предложений более сложной структуры.
  • Сделаны первые шаги по овладению грамотой: малыш научился замечать в словах отдельные звуки, простые слова пробует анализировать полностью.
Совершенствование моторики артикуляционного аппарата (упражнения).  Закрепление произношения звуков; ввести понятие гласный – согласный звук, твёрдый – мягкий.  Упражнение в умении выделять слова с заданным звуком (начало, середина, конец слова).  Знакомство со слоговой структурой слова (по схемам, на слух). 
  • Совершенствование моторики артикуляционного аппарата (упражнения).
  • Закрепление произношения звуков; ввести понятие гласный – согласный звук, твёрдый – мягкий.
  • Упражнение в умении выделять слова с заданным звуком (начало, середина, конец слова).
  • Знакомство со слоговой структурой слова (по схемам, на слух). 
Приобщение детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать, формулировать и задавать вопросы, строить правильно ответ); упражнение в вежливом ведении диалога; отрабатывание диалогов в театрально-игровой деятельности.  Закрепление навыков речевого этикета.  Продолжение обучения основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов. Знакомство детей с двумя группами характеристик объектов при описании: внешними (качества, свойства, признаки), внутренними (целевое назначение и функции); упражнение в составлении простых описаний.  Упражнение в умении определять тему повествования, дать понятие о структуре повествования (зачин, средняя часть, концовка).  Упражнение в умении изменять знакомые произведения. 
  • Приобщение детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать, формулировать и задавать вопросы, строить правильно ответ); упражнение в вежливом ведении диалога; отрабатывание диалогов в театрально-игровой деятельности.
  • Закрепление навыков речевого этикета.
  • Продолжение обучения основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
  • Знакомство детей с двумя группами характеристик объектов при описании: внешними (качества, свойства, признаки), внутренними (целевое назначение и функции); упражнение в составлении простых описаний.
  • Упражнение в умении определять тему повествования, дать понятие о структуре повествования (зачин, средняя часть, концовка).
  • Упражнение в умении изменять знакомые произведения. 
Правильность - соответствие речи языковым нормам.  Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.  Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.  Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.  Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.  Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.  К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его. 
  • Правильность - соответствие речи языковым нормам.
  • Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
  • Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
  • Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.
  • Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
  • Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
  • Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
  • К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его. 
Важно начинать заботиться о развитии речи ребенка с раннего детства, много разговаривать с ним, показывать, объяснять, выслушивать его любые слова, фразы. Необходимо вовремя начинать развивать определенные в каждом возрасте способности, соответствующие нормативным требованиям речевого развития.  Важна речь находящихся рядом людей: родителей и педагогов, а также обстановка, окружающая ребенка, как дома, так и в ДОУ.
  • Важно начинать заботиться о развитии речи ребенка с раннего детства, много разговаривать с ним, показывать, объяснять, выслушивать его любые слова, фразы.
  • Необходимо вовремя начинать развивать определенные в каждом возрасте способности, соответствующие нормативным требованиям речевого развития.
  • Важна речь находящихся рядом людей: родителей и педагогов, а также обстановка, окружающая ребенка, как дома, так и в ДОУ.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ

ЗА

ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Архипова Виктория Викторовна

Дата: 07.12.2020

Номер свидетельства: 565769

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Курсовая работа "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством логоритмических упражнений""
    ["seo_title"] => string(80) "kursovaia_rabota_razvitiie_riechi_u_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_posriedstvom_"
    ["file_id"] => string(6) "472804"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528564489"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Материал к педсовету "Формирование универсальных учебных действий" "
    ["seo_title"] => string(74) "matierial-k-piedsovietu-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "172224"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423768870"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методические особенности проектирования предметно - развивающей среды в ДОУ."
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskiie-osobiennosti-proiektirovaniia-priedmietno-razvivaiushchiei-sriedy-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "267007"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450282002"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по риторике общения "
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-ritorikie-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "145862"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419004592"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Формирование  предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного"
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-priedposylok-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "314923"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459789136"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства