Просмотр содержимого документа
«Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ"»
НОД
«В МИРЕ ПРИРОДЫ» ВО II СТАРШЕЙ ГРУППЕ
НА ТЕМУ:
«БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДЕ»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Составили:
Волкова Татьяна Владимировна - воспитатель II старшей группы
Цель:
Совершенствовать представления детей о понятии значимости воды в природе, ее экономии.
Задачи:
Образовательные: Расширить представления детей о свойствах воды, значении воды в жизни животных, растений и человека, о роли в природе. Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе. Учить детей проводить несложные опыты с водой.
Развивающие: Развивать мышление, внимание, память, умение анализировать и наблюдать. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать навыки проведения лабораторных опытов, любознательность.
Речевые: Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей по данной теме. Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Дать детям понятие о значимости воды в природе, ее экономии. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Демонстрационный материал:
иллюстрации, изображающие водные ресурсы планеты (реки, озера, моря, океаны).
демонстрационный плакат «Круговорот воды в природе».
емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.
Раздаточный материал: для опытнической работы - зеркальца, кусочки ваты и марли, воронки, пластиковые стаканы по два на ребенка, вода из реки, фартуки и шапочки, для игры - бумажной маски для детей с рисунками капелек, одна маска — с изображением Солнца, и одна с изображением –Тучи.
Технологии:
Технология развивающего обучения.
Здоровьесберегающая технология.
Предварительная работа:
Чтение рассказа детям о воде.
Беседа по картинке «Мы реки, моря и океаны в обиду не дадим!».
Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
Дидактическая игра «Где, какая вода бывает?»
Знакомство с круговоротом воды в природе.
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рисование в технике «по - мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Ход НОД:
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает детям отгадать по буквам ключевое слово занятия:
1
2
3
4
В
О
Д
А
Воспитатель:
В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит на третьем месте.
Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» и стоит в нем также на третьем месте.
В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога».
И в четвертой клеточке запишем букву, которая стоит на втором месте в слове «рама».
Дети: Вода.
Воспитатель: Ребята, вы слышите, что-то шумит, как вы думаете, что это за звуки? (Это звуки воды.)
Воспитатель: Я с вами согласна. Это журчит вода. И сегодня речь пойдет о воде.
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель: Мы сегодня с вами поговорим о воде и ее значении в нашей жизни. Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду»
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
Воспитатель: Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.
Воспитатель: Представьте себе, что на нашей планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Все живое на земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожит 3-4 недели, а без воды всего 3-4 дня, затем он погибнет. На земле вода везде!
Загадка
На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус)
Воспитатель: А что такое глобус? (глобус - это модель Земли)
Воспитатель: А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
Воспитатель: Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
Воспитатель: А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны...)
Воспитатель: Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
Воспитатель: Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра )
Воспитатель: Если на карту Земли посмотреть, земли на Земле всего одна треть. Но странный вопрос возникает тогда, Планета должна называться вода?
(чтение стихотворения о ВОДЕ, автор Оксана Борщ)
Воду нужно уважать! Воду нужно уважать – Это должен каждый знать! Совершенно не секрет – Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться, И не сможем насладиться Ни природой, ни пейзажем Без воды угаснет каждый!
Воспитатель: Ребята, вы согласны с автором этого стихотворения?
Воспитатель: Почему? (Дети объясняют)
Воспитатель: Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому ее называют «Голубой планетой» (показываю глобус)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужна вода?» - Дети по цепочке говорят для чего же она нам нужна (умываться, мыть посуду, поливать растения, готовить еду и т. д.).
Воспитатель: Молодцы, знаете, что без воды нам просто не обойтись, она нам очень нужна! Верно, о воде еще говорят: водица-живица, то есть вода – это жизнь.
Воспитатель: А что вы знаете о воде? Какая она?
Воспитатель: Кому нужна вода?
Воспитатель: Зачем вода нужна растениям?
Воспитатель: А как они её получают?
Воспитатель: Почему животные не могут жить без воды?
Воспитатель: Ребята, а людям нужна вода?
(Объяснения детей, делают выводы)
Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
Воспитатель: А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин – это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?
(Объяснения детей)
Воспитатель: А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Воспитатель: А как вода поступает в реку?
Воспитатель: Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Объяснения детей)
Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. Круговорот воды в природе происходит ежедневно, в любое время суток, в любую погоду, в любое время года.
Воспитатель: Мы говорим о том, что все живое нуждается в воде и состоит из воды. - Скажите, а есть ли жидкость в человеке? Что же доказывает, что в нас есть вода? (ответы детей).
Воспитатель: Да, я с вами полностью согласна, это и слезы, слюни, пот, кровь. А чтобы еще раз убедиться в этом, давайте воспользуемся маленькими зеркальцами из шкатулки. Возьмите в руки зеркальца, подышите на них приоткрытым ртом и сразу дотроньтесь до зеркала. Что вы чувствуете? (ответы детей). Да, пальчик стал влажным. Этот опыт доказывает, что в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.
Вывод: в человеке есть вода и при дыхании он её теряет.
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки и тучка» На полу разложены обручи (на1 меньше, чем детей) – это тучки. Все дети «капельки». Под музыку дети свободно перемещаются по группе, с окончанием музыки каждая капелька должна занять свою «тучку». «Капелька», которой не хватило «тучки», «испарилась». Игру повторяют 2-3 раза.
Воспитатель: Приглашаю всех в лабораторию для проведения опытов (дети надевают фартуки и шапочки).
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
Воспитатель: Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультурная минутка
Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте) От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
Воспитатель: Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
Воспитатель: Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)
Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Опыт 6.Как путешествует вода.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
Воспитатель: Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду? Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.
Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
Воспитатель: Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
Термос закрывается.
Воспитатель: Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.
Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
Опыт 7. Исследование
Воспитатель: А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.
Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.
Опыт 8. «Фильтрование воды»
Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе вот еще вопрос: откуда мы берем воду?(ответы детей).
Воспитатель: Как она попадает к нам в дом? (по трубам ,из реки).
Воспитатель: Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
Воспитатель: А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
Воспитатель: Как вы думаете, что за превращение происходит с водой? (её очищают).
Воспитатель: Чтобы попасть в кран воду очищают много машин и аппаратов. В каждом крупном городе имеются очистные сооружения, в которых поступающая вода из реки проходит специальную обработку, после чего чистая вода по трубам поступает в дома жителей. Да и дома у многих из вас есть фильтры для очистки воды (рассматривание иллюстраций). Таким образом, мы с вами пьем чистую воду.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.
В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра — тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
Стихотворение:
Течет река издалека,
Течет река издалека,
Как хороша и глубока,
А может это океан?
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.
Воспитатель: А сейчас пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря. Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования. Верно, к воде мы будем относиться бережно. А чтобы вы всегда об этом помнили, вот этот знак (перечеркнутый кран, с капелькой воды) мы повесим в умывальной комнате.
Художники
Воспитатель: Вы уже рисовали акварелью — водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски — обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.
Рисование водой
Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.
Рефлексия
Ребята, скажите, вам понравилось быть учеными? Давайте каждый из вас продолжит предложение:
Было интересно узнать, что… Мне особенно понравилось… Сегодня я узнал…
Итог занятия.
Выводы.
А сейчас сядьте на ковер, закройте глаза и подставьте свою ладошку. Тот, кто почувствует, что ему на ладонь упала капелька воды, тот тихо встанет, выберет для себя занятие по интересу и продолжит работу самостоятельно.
Дидактическая игра «песни воды»
Висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, находят, картинку, соответствующую звукам.
Водопад С высоты большой срываясь, Море Шириною широко, Грозно водопад ревёт Глубиною глубоко, И, о камни разбиваясь, День и ночь Пеною встаёт. О берег бьётся.
Ручей Ручей бежит по горным склонам, Дождь Мочит рощу, лес и луг, Тараторя сам с собой, Город, дом и все вокруг! И в густой траве зелёной Облаков и туч — он вождь! Прячет хвостик голубой. Поливает землю дождь.