Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы»
Сообщение из опыта работы.
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность на прогулке»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Древняя китайская пословица)
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, компетентного в рамках 5 образовательных областей. В новом Стандарте отмечены общие требования к организации педагогического процесса и одно из них - организация экспериментально-поисковой деятельности. Работая в направлении всестороннего развития детей, я поставила перед собой задачи экологического воспитания детей на основе экспериментальной деятельности, как приоритетные. Моё мнение – общение дошкольников с природой на основе экспериментальной деятельности несёт в себе большой эмоциональный, интеллектуальный и нравственный потенциал. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности я решаю следующие задачи:
формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Опытно – экспериментальная деятельность, которой я занимаюсь, способствует накоплению у детей конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В результате дети начинают понимать, что:
объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
окружающий мир не является чем- то статичным, он постоянно меняется.
Так как мышление дошкольников наглядно - образное и наглядно - действенное, то дети должны обязательно всё увидеть собственными глазами и потрогать, произвести какие - то действия самостоятельно. Этот принцип очень важен при проведении наблюдений и опытно - экспериментальной работы в природе. Основой моей работы стал деятельностный метод, который делает ребёнка активным участником любой работы.
Все наблюдения и эксперименты обязательно доводятся до логического конца. Дети ясно видят их результаты. Выстраивают гипотезы о том, что получилось, а что нет. С помощью увлекательных исследований «Удивительная почва» дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть для жизни живых организмов. Опыты с воздухом помогли детям понять, почему дует ветер, почему появляются волны, что воздух легче воды.
За время моей деятельности наработаны циклы наблюдений, опытов, экспериментов, цели и задачи которых усложняются от возраста к возрасту. В проводимой мною опытно - экспериментальной работе стараюсь продумывать те или иные наблюдения, опыты, эксперименты так, чтобы они соответствовали своему основному назначению, а именно, анализу окружающих предметов, явлений природы, действительности. Знакомя детей с растительным и животным миром, с явлениями живой и неживой природы всегда обращаю внимание на их многообразие и переплетающиеся связи и отношения, на приспособление всех живых организмов, в том числе и человека, к среде обитания. Всегда показываю детям (и им это очень интересно), как реагируют живые существа (растения, животные, человек), если что – то вдруг меняется в той среде, где они обитают; что происходит с живыми организмами, например, с растениями, если убрать или не дать им хотя бы одно из тех условий внешней среды, которые необходимы для их полноценного зарождения и развития. Все эксперименты обязательно довожу до конца, чтобы получить наглядные результаты.
Интересным и полезным и для детей, и для себя считаю проведение не только каких- то единичных экспериментов, а формирование циклов наблюдений и опытов. Как правило, связываю результаты, а так же сам ход, этапы эксперимента с другими видами деятельности: рисование, составление различных рассказов, лепка, конструирование и ручной труд. Полученные результаты также являются значимым подспорьем на последующих занятиях в различных видах деятельности. Очень интересной и плодотворной стала такая работа над проектом «Здравствуй, дерево». В начале был подготовительный этап – я проводила беседы о деревьях, чтобы выяснить представления детей об этих растениях, заинтересовать проблемой. Затем был выбран один объект исследования – рябинка на территории детского сада, с которой дети решили подружиться. Дети ,совместно с родителями, собирали стихи, рассказы, загадки, о рябине; рисовали рябину, сообщали, какую пользу приносит это дерево людям, как лечит от болезней.
Начиная со средней группы, дети уже могут выяснять причины отдельных явлений, например, «почему утром цветок одуванчика был закрыт, а когда мы вышли на прогулку, он раскрылся?», «почему на скамейке сидеть жарко, а под деревом прохладно? Выслушивая ответы детей, я обращаю внимание на их речь, побуждаю к высказыванию не одной фразой, а несколькими предложениями, которые пока ещё и не являются рассказом, но уже как-то к нему приближаются.
В зависимости от длительности эксперимента, работа осуществляется по этапам, когда выполнив одно задание, дети получают другое, или же, в зависимости от уровня развития детей, от уровня объёма их памяти и произвольного внимания. Иногда предлагаю одно задание на весь эксперимент, а затем вместе с детьми наблюдаем за ходом его выполнения и фиксируем результаты. Дети учатся анализировать, делать выводы, рассказывать, что они делали, что наблюдали, что в итоге получилось или не получилось. Это умение очень помогает им на занятиях, в повседневной деятельности. Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в свете, тепле, воде, дети наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. Дети схематично зарисовали изменения в развитии растений, что дало им возможность закрепить полученные знания о росте, развитии растений, понять как важен уход за ними. Так же дети учатся выдвигать гипотезы, проверять их, отказываться от тех, которые не оправдались: они самостоятельно делают выводы на основании своих действий и результатов, полученных в итоге. Конечно же, не все дети хорошо могут это делать, но всё же большая часть детей овладевает определёнными навыками экспериментирования.
Использую в работе интеграцию исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:
наблюдение на прогулке за движением облаков;
эксперимент «Какая сила у ветра?»;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой
бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода)
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира природы, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер, станут его основой.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.
Методические рекомендации для воспитателей по проведению опытно-экспериментальной деятельности для детей 4-5, 5-6 лет на прогулке: «Природа на территории детского сада»
Задачи. Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой (на примере клумбы или огорода), развивать познавательный интерес.
Материалы, инструменты, оборудование. Лупы, ловушка для обитателей почвы, две большие прозрачные высокие емкости для проведения опытов с почвой.
Место проведения. Территория детского сада: клумба или огород. В самых северных районах, где растения на клумбах уже отцвели, организуются наблюдения в уголке природы, в зимнем саду или в группе (при наличии цветущих комнатных растений).
Предварительная работа. Проведение наблюдений на прогулке (изучение цветков, листьев, корней растений на клумбе).
Наблюдения на прогулке(материал по дням распределяет сам воспитатель).
Воспитатель с детьми рассматривает клумбу. Что здесь растет? Откуда взялись эти растения? (Их посадили дети, воспитатели, родители.) Какие растения уже знакомы дошкольникам? Может быть, у ребят есть такие же во дворе дома или на даче?
Изучение цветков. Воспитатель предлагает найти на клумбе самые большие и самые маленькие цветки, самые яркие и самые незаметные, самые душистые. Дети рассматривают цветок: из чего он состоит? (Из нежных, мягких лепестков и желтой серединки.) С помощью лупы изучают серединку цветка, трогают ее: на руке осталась желтая «пыль» — пыльца. Пчелы, бабочки прилетают к цветкам за вкусным нектаром, на их лапках остается желтый порошок — пыльца. Дети наблюдают, не прилетит ли кто-нибудь из насекомых к цветкам. Педагог обращает их внимание на то, что наступает осень, цветущих растений становится все меньше, поэтому и насекомых увидеть сложнее.
Изучение плодов. Воспитатель предлагает найти растения с плодами, рассмотреть их, потрогать, выяснить, что находится внутри.
Изучение листьев.На клумбе растут разные травы с красивыми цветками, мы так их и называем — цветы. Но кроме цветков у растений еще есть стебель. (Дети рассматривают его.) Дошкольники исследуют листья (в том числе и с помощью лупы), находят растения с самыми большими и самыми маленькими, со светло-зелеными и темно-зелеными, с цельными и резными листьями; трогают листья: какой из них самый шершавый (самый гладкий), самый колючий.
Изучение корней.Поскольку осенью с клумбы убирают многие растения, воспитатель выкапывает несколько экземпляров трав с разной корневой системой (с длинными, глубоко проникающими в почву, и с короткими, располагающимися на поверхности, корнями). Дети рассматривают их, трогают, нюхают. Воспитатель обсуждает с дошкольниками, для чего нужны корни: они держат растения в земле и «добывают» для них воду и «еду».
Воспитатель делает на клумбе или в другом месте небольшую ямку, изготавливает ловушку для обитателей почвы, отрезав у двух- или пятилитровой пластмассовой бутылки верхнюю часть так, чтобы получилась емкость с широким горлом. Помещает ловушку (нижнюю часть бутылки) в ямку на клумбе или в другом малопосещаемом месте за сутки до начала наблюдений. (Быстрее всего ловушка наполняется ночью.) Края емкости должны находиться на уровне поверхности почвы. (Если они окажутся выше ее уровня, в ловушку никто не попадет, если ниже — туда насыплется земля.) По углам емкости размещают четыре палки так, чтобы часть их оказалась на земле, а часть нависала над емкостью (насекомые, пауки ползут по палкам и падают в ловушку).
Содержание занятия.Знакомство с почвой. Воспитатель предлагает рассмотреть и потрогать землю: какого она цвета, сухая или влажная, плотная или рыхлая? (Дети пробуют почву рукой или втыкают в нее палочку.) Для чего растениям нужна земля? (Она кормит и поит их.)
Воспитатель вместе с детьми проводит опыт: берет комок рыхлой земли с клумбы и комок земли с тропинки или с другого места участка, где почва сильно утрамбована, и опускает их в две большие прозрачные емкости с водой. В банке с рыхлой землей появляется много пузырьков воздуха. В банке с плотной почвой их намного меньше. В какой почве растениям живется лучше? (В рыхлой, в ней больше воздуха, который необходим корешкам.) Растениям нужен воздух, именно поэтому землю нужно рыхлить. (Если время не позволяет провести опыт на прогулке, возьмите образцы почвы в группу и закончите исследование там.) Воспитатель дает детям листы бумаги или неглубокие емкости с комочками земли для проведения исследования: из чего состоит почва? (С помощью лупы можно увидеть камешки, песчинки, корни и остатки растений.)
Изучение животных.Есть ли в комочке почвы животные? (Если да, дети рассматривают насекомых, пауков, многоножек.) Педагог предлагает подойти к ловушке и выяснить, кто в нее попался. (Чаще всего это бывают жужелицы и другие жуки, многоножки, иногда попадаются и лягушки.) Дети знакомятся с обитателями почвы, рассматривают их и выпускают обратно на клумбу. Воспитателю не обязательно называть пойманных животных, главное — показать детям, что под землей тоже есть свои обитатели, что они разные. На растениях и на земле встречаются улитки, черные муравьи. Дети ищут в почве дождевых червей, рассматривают их. Дождевые черви рыхлят землю и этим помогают растениям. Дети могут понаблюдать, как черви это делают, если воспитатель поместит на время этих животных в большую банку с землей. (После наблюдений дождевых червей обязательно выпускают.) Педагог обсуждает с детьми, какие еще животные могут быть связаны с клумбой и почему. (Птицы могут питаться семенами растений, насекомыми, дождевыми червями; под землей может жить крот и т.д.)
Нужен ли растениям свет?Воспитатель предлагает детям определить, попадает ли на клумбу свет. (Как правило, декоративные растения высаживают на открытых местах.) Лучи солнца дают растениям свет, а летом еще и тепло.
В заключение воспитатель обобщает результаты наблюдений, сделанные детьми на прогулках и на занятии. На участке детского сада есть растения и животные. Растения растут в земле, в ней есть воздух. Клумбы украшают детский сад. К цветкам прилетают насекомые, в земле живут разные животные: пауки, дождевые черви, насекомые. Солнце дает растениям тепло и свет, а дождик их поливает. Все это — природа.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(176) "Сообщение из опыта работы на тему "Содержание работы по физическому развитию и З О Ж детей 6-7 лет""
["seo_title"] => string(80) "soobshchieniie_iz_opyta_raboty_na_tiemu_sodierzhaniie_raboty_po_fizichieskomu_ra"
["file_id"] => string(6) "458504"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1519066149"
}
}