kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация системы образования в Казахстане предъявляет новые требования к дошкольным учреждениям: к организации воспитательно-образовательного процесса, к уровню качества образовательных услуг. ГОСО РК побуждает работников дошкольного образования повышать педагогическую и психологическую грамотность родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоение предоставляемых программ для обучения родителей.[3,c28] Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.

Просмотр содержимого документа
««Система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей» »



















Тема: «Система взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей»

Кубеева Рахима Жубатхановна

Воспитатель II категории высшего уровня квалификации

КГКП «Ясли – сад №4 «Дельфинчик»

город Темиртау Карагандинская область






















Система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей


Модернизация системы образования в Казахстане предъявляет новые требования  к дошкольным учреждениям: к организации воспитательно-образовательного процесса, к уровню качества образовательных услуг.

ГОСО РК побуждает работников дошкольного образования повышать педагогическую и психологическую грамотность родителей на основе тесного взаимодействия с дошкольной организацией и освоение предоставляемых программ для обучения родителей.[3,c28]

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного  образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, дошкольное учреждение предъявляет серьезные требования к родителям детей с проблемами в обучении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.[1, с70]

Дошкольное учреждение обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, поэтому педагоги, при условии грамотного построения работы, могут оказать компетентную помощь родителям в воспитании детей. [5, c112]

В настоящее время все более пристальное внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей внедряя новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. [4, c 41]

Во многих дошкольных учреждениях складывается уникальный опыт работы в этом направлении. Интересным и значимым представляется в этой связи, в частности, опыт работы по взаимодействию  с семьей педагогов «Ясли-сада№4 «Дельфинчик» города Темиртау Карагандинской области.

Системавзаимодействия с семьей в этом дошкольном учреждении строится по двум направлениям: работа с коллективом дошкольного учреждения по организации взаимодействия с семьей и взаимодействие педагогического коллектива с семьей.

Первое направление - работа с коллективом дошкольной организации -  это длительный, регулярный системный процесс, который  осуществляется  по блокам.

В мотивационный блок включена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в орга­низации общения с родителями воспитанников.

Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитатель­ном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.[10, с70]

Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию пе­дагогически целесообразного общения с родителями, овладение ком­муникативными умениями.

Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методы активи­зации воспитателей.

В осуществлении каждого  блока системы взаимодействия непосредственно участвует методист детского сада, оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.

Методическая по­мощь педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется  на несколько позиций, а именно:

  1. Диагностика, которая, в свою очередь, реализуется в двух направлениях:

а) выявление особеннос­тей воспитания ребенка в семье;

 б) диагностика работы воспитателя с семьей;  

  1. Планирование, в условиях которого, в течение учебного года каждый

педагог  дошкольного учреждения еженедельно планирует ра­боту с семьей, включая:наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;просмотр родителями разных видов детской деятельности (иногда в видеозаписи);вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей. 

В каждой группе существует свой план взаимодействия с семьями конкретных детей – ежемесячный, еженедельный, ежедневный.   

3. Контроль, когда  после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению  намечаются основные пути, определяется конкретное содержание и адекватные формы  методической помощи.[2,с 52]

Отслеживание качества взаимодействия педагогов с родителя­ми со стороны методической службы  разворачивается параллель­но и также носит цикличный характер.

Вторым направлением в системе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является  непосредственно работа педагогического коллектива с семьей.

Длительный мониторинг в сочетании с анализом  богатого опыта работы педагогического коллектива нашего дошкольного учреждения с семьями позволяет   выделить в работе по этому направлению следующие основные этапы:изучение семей воспитанников, детско-родительских отношений, посещение семей на дому;разработка программы сотрудничества и составление планов работы с семьями в соответствии с их особенностями (выбор содержания, форм, средств взаимодействия с семьей);реализация программы сотрудничества.[6,с57]

Большое значение на данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольного учреждения.

На протяжении нескольких лет в детском саду используются различные формы  взаимодействия,  наиболее яркими и эффективными из них являются:организация и работа клуба молодой семьи «Родительские университеты»; Дни здоровья в детском саду; проведение марафона «Моя дружная семья»; проведение праздников всего детского сада «Зарница»  под девизом «Один за всех, и все за одного!».

Используя различные проективные методики, анализируя проведенную работу, педагоги пришли к выводу о том, что взаимодействие с родителями и семьями воспитанников в дошкольном учреждении в  течение нескольких лет поднято на более высокий уровень.

Анализируя  опыт сотрудничества с семьей,  педагоги детского сада также вышли на осмысление одной из современных тенденций дошкольного образования, а именно тенденцию постепенного перехода от воздействия дошкольного учреждения на семью к поддерживающему и развивающему взаимовыгодному  взаимодействию.   В связи с этим,  можно также отметить процесс становления современной модели - системы взаимодействия дошкольного учреждения, которая ориентирует педагогов и родителей детского сада на новые ценности воспитания, стимулирует развитие у воспитывающих взрослых важных способностей: исследовательских, проектировочных, коммуникативных, организаторских, рефлексивных.[7, с76]

Опыт взаимодействия с семьями воспитанников  подтверждает, что педагогическая служба, организующая освоение педагогами и родителями новой модели взаимодействия, практически способна улучшить традиционную для дошкольных учреждений ситуацию, когда в процессе воспитания ребенка, открываются неизвестные ранее возможности развития взаимоотношений в системе «Ребенок – Родители - Педагог».[8, с 8]

Основная цель всех форм и видов взаимодействия детского сада с семьей- 

установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей к обучению в школе.



Использованная литература:

 

  1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка.Дошкольное воспитание. 1998. №6. с70

  2. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей.Дошкольное воспитание. 2002. № 9. с 52

  3. ГОСО РК. Дошкольное воспитание и обучение1.001 – Астана, 2009с 28

  4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Дошкольное воспитание. 2000.№. с 41

  5. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - Москва: Сфера, 2004. с 112

  6. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей.Дошкольное воспитание. 2001. № 8. с 57 .

  7. Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алматы: Мектеп, 2009. с 76

  8. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. Дошкольное воспитание. 2002. № 8. с 8.

  9. Шерьязданова Х.Т., Яровская Ж.Х. Психология человеческого общения.

Методическое пособие к СПТ личностного роста. Алматы, 2002. с 70


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
«Система взаимодействия дошкольного учреждения с семьей»

Автор: Кубеева Рахима Жубатхановна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация "Система организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников" "
    ["seo_title"] => string(111) "priezientatsiia-sistiema-orghanizatsii-vzaimodieistviia-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-s-siem-iami-vospitannikov"
    ["file_id"] => string(6) "176261"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1424374723"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Взаимодействие дошкольного учреждения, школы и семьи– залог   успешного начального этапа обучения ребёнка в школе. "
    ["seo_title"] => string(133) "vzaimodieistviie-doshkol-nogho-uchriezhdieniia-shkoly-i-siem-i-zalogh-uspieshnogho-nachal-nogho-etapa-obuchieniia-riebionka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "136410"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417101865"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Доклад «Система управления качеством взаимодействия детей, воспитателей и родителей»"
    ["seo_title"] => string(86) "dokladsistiemaupravlieniiakachiestvomvzaimodieistviiadietieivospitatielieiiroditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "322749"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461668108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) ""Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении". "
    ["seo_title"] => string(71) "sovriemiennyie-formy-raboty-s-roditieliami-v-doshkol-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "212882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431948021"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях  дошкольных образовательных учреждений "
    ["seo_title"] => string(167) "osobiennosti-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-razlichnymi-sriedstvami-v-usloviiakh-doshkol-nykh-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "140815"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418026645"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства