Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга И. И. Павлов
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).
Основные подходы к методике ознакомления детей с геометрическими фигурами
Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями
Во-первых с позиции сенсорного развития которая заключается в том что дети учатся обследовать геометрические фигуры предметы с помощью различных анализаторов: зрительного, двигательного, осязательного (при этом развиваются восприятие наблюдательность глазомер
Во-вторых с позиции геометрии когда дети познают особенности свойства фигур знакомятся с понятием угол, вершина, сторона учатся их показывать сравнивать строить находить внешнюю и внутреннюю области определять взаимное расположение область пересечения и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах
Третий подход заключается в использовании теории Фребеля который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость т.е через познание объемных форм идти к познанию плоскостных шар- круг, куб-квадрат, и т.д.
Особенности развития представлений детей о форме
Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано Исследования Денисова, Фигурина ( показали что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку соску материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с4месяцев. При этом индикатором различения являются движения рук корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его при пищевом подкреплении В других исследованиях выявлено что если предметы отличаются цветом то ребёнок в 2 года( выделяет их форму только в том случае если предмет знаком ребёнку из практического опыта (опыт манипуляций, действий).
Ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения может рассматривать и понимать знакомые картинки держа книжку вверх ногами, но квадрат повёрнутый на угол т.е в виде ромба не узнает так как исчезает непосредственное сходство формы предмета которого нет в опыте. Венгер заметил что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение как и на новой геометрической фигуре.
Особенности восприятия детьми геометрических фигур
Исследования психолога Шабалина показывают что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы имеющие цилиндрическую форму то в его восприятие включается знание геометрических форм . У дошкольника происходит обратное явление. В2,3года дети опредмечивают геометрические фигуры, так как они в их опыте представлены нераздельно с предметами не абстрагированы. Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка как некоторый предмет квадрат это платочек кармашек, треугольник-крыша, круг- колесо, мячик, два круга рядом очки, несколько кругов рядом бусики и т.п. В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник), учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета в их речи появляются слова квадрат, круг, квадратный, круглый и т.п.
Особенности обследования детьми геометрических фигур
Известно что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование опосредованное мышлением и речью. В исследованиях Л.Венгера с детьми 2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка. Цель исследований определить результативность зрительного различения формы в разном возрасте. Перед детьми ставилась задача протащить геометрическую фигуру через отверстие (по типу рамок и вкладышей М.Монтессори) выбрав необходимое по форме. Сначала эта задача решалась путем проб и ошибок и дети 2х лет не поднимались выше этого уровня. Дети 3х лет после ряда попыток стали несколько раз переводить взор с фигуры на отверстие как бы прикладывая зрительно одно к другому что давало безошибочное практическое решение. По исследованиям С. Якобсон В. Зинченко дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме когда предлагалось сначала ощупать предмет а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда когда предмет воспринимался зрительно
Из четырех способов обследования геометрических фигур (рассматривание, ощупывание, рассматривание и ощупывание, манипулирование) в3 года наиболее высокие результаты наблюдались после четвертого варианта. Таким образом для того чтобы ребёнок выделил существенные признаки геометрических фигур необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить. Исследования Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме. Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания. В 3,4 года движения исполнительные (катают, стучат, возят).
Образовательные программы для детей дошкольного возраста выделяют следующие задачи образовательной деятельности по формированию геометрических представлений в 2-3года: в играх учить детей узнавать и называть шарик, кубик, кирпичик.
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.
Выделяют следующие направления образовательной работы
знакомство с моделями геометрических фигур их называние узнавание
обследование, выделение в рисунках чертежах.
сравнение форм предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы.
выделение элементов и свойств геометрических фигур сравнение по этим свойствам.
выполнение упражнений на геометрические преобразования: деление фигур, составление фигур, определение взаимного расположения фигур, их объединение, пересечение.
решение логических задач геометрического характера.
Первые сведения дети получают в играх с геометрической мозаикой, строительным материалом. Воспитатель употребляет правильные названия геометрических фигур и тел, побуждает детей к повторению, при этом у них происходит накопление представлений о геометрических фигурах и формах предметов. Обследование геометрических фигур заключается в активном использовании зрительного, тактильного, двигательного анализаторов и в соединении полученных от них ощущений со словом.
Основные приемы работы в младшем дошкольном возрасте (ознакомление с кругом, квадратом, треугольником)
Предъявление геометрической фигуры с её называнием: это круг
Многократное обведение контура геометрической фигуры пальцем в сопровождении слова, которое завершается скользящим движением ладони по всей поверхности фигуры
Сравнение геометрических фигур между собой с выделением признаков их сходств и различий по цвету, размеру, наличию углов, сторон, вершин, их количеству, соотношению, направлению линий.
«Вырисовывание контура геометрической фигуры в воздухе, на столе и т.п.
«Пробовательные действия для выявления свойств геометрических фигур (прокатить, просунуть в отверстие.
Наложение моделей фигур друг на друга, их приложение сторонами.