kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сенсорное развитие детей раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга
И. И. Павлов



Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно и точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. Нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов – это основные цвета, черный и белый цвет, оттенки, пять геометрических форм ( круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большой, средний и маленький).



Основные подходы к методике ознакомления детей с геометрическими фигурами

Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять разными путями

Во-первых­ с позиции сенсорного развития ­ которая заключается в том­ что дети учатся обследовать геометрические фигуры­ предметы с помощью различных анализаторов­: зрительного, ­двигательного, ­осязательного (­при этом развиваются восприятие наблюдательность глазомер

Во-вторых­ с позиции геометрии ­ когда дети познают особенности­ свойства фигур знакомятся с понятием­ угол, вершина, сторона учатся их показывать сравнивать строить ­ находить внешнюю и внутреннюю области­ определять взаимное расположение область пересечения­­ и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах

­­ Третий подход заключается в использовании теории Фребеля ­который рекомендовал знакомить детей с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость ­ т.е через познание объемных форм идти к познанию плоскостных шар­- ­круг, куб­-­квадрат, ­и т.д.

Особенности развития представлений детей о форме



Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано Исследования­ Денисова, Фигурина (­ показали что грудной ребенок по форме на ощупь определяет бутылочку­ соску ­материнскую грудь. Зрительно дети начинают различать форму предметов с­4­месяцев. ­При этом индикатором различения являются движения рук ­ корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его­ при пищевом подкреплении В других исследованиях выявлено ­что ­если предметы отличаются цветом то ребёнок­ в 2­ года(­ выделяет их форму только в том случае­ если предмет знаком ребёнку из практического опыта (опыт манипуляций, действий).

Ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения­ может рассматривать и понимать знакомые картинки­ держа книжку вверх ногами, но квадрат ­повёрнутый на угол т.е ­ в виде ромба­ не узнает­ так как исчезает непосредственное сходство формы предмета­ которого нет в опыте. Венгер заметил что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение ­как и на новой геометрической фигуре.

Особенности восприятия детьми геометрических фигур

Исследования психолога Шабалина показывают ­что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно. Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы имеющие цилиндрическую форму то в его восприятие включается знание геометрических форм . У дошкольника происходит обратное явление. В­2,3­года дети опредмечивают геометрические фигуры, ­так как они в их опыте представлены нераздельно с предметами не абстрагированы. Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка ­ как некоторый предмет ­ квадрат­•­ это платочек кармашек, треугольник­-крыша,­ круг­- колесо, ­мячик, ­два круга рядом­ ­очки, несколько кругов рядом­ ­бусики и т.п. В результате организованного обучения дети начинают выделять в окружающих предметах знакомую геометрическую фигуру ­ сравнивать предмет с ­­фигурой­ (стаканчик как цилиндр­, крыша как треугольник),­ учится давать правильное название геометрической фигуры и формы предмета ­ в их речи появляются слова квадрат, круг, квадратный, круглый и т.п.

Особенности обследования детьми геометрических фигур

Известно­ что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование ­ опосредованное мышлением и речью.­ В исследованиях Л.Венгера с детьми­ 2-3­ лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка. ­ Цель исследований­ определить результативность зрительного различения формы в разном возрасте. Перед­­ детьми ставилась задача протащить геометрическую фигуру через отверстие (по типу рамок и вкладышей М.Монтессори) ­ выбрав необходимое по форме. Сначала эта задача решалась путем проб и ошибок ­ и дети ­2х лет не поднимались выше этого уровня. Дети­ 3х лет после ряда попыток стали несколько раз переводить взор с фигуры на отверстие ­ как бы прикладывая зрительно одно к другому ­что давало безошибочное практическое решение. По исследованиям С. Якобсон ­В. Зинченко дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме ­когда предлагалось сначала ощупать предмет а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда когда предмет воспринимался зрительно

­ Из четырех способов обследования геометрических фигур (рассматривание, ощупывание, рассматривание и ощупывание, манипулирование) ­ в­3­ года наиболее высокие результаты наблюдались после четвертого варианта.­ Таким образом ­ для того ­ чтобы ребёнок выделил существенные признаки геометрических фигур ­ необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить. Исследования Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме. Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания.­ В 3,4 года­•­ движения исполнительные (катают, стучат,­ возят).

Образовательные программы для детей дошкольного возраста выделяют следующие задачи образовательной деятельности по формированию геометрических представлений в 2-3­года: ­в играх учить детей узнавать и называть шарик, кубик, кирпичик.

МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ­­ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Выделяют следующие направления образовательной работы

  • знакомство с моделями геометрических фигур их называние­ узнавание

обследование, выделение в рисунках ­чертежах.

  • сравнение форм предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы.

  • выделение элементов и свойств геометрических фигур сравнение по этим свойствам.

  • выполнение упражнений на геометрические преобразования: деление фигур, составление фигур, определение взаимного расположения фигур, их объединение, пересечение.

  • решение логических задач геометрического характера.

Первые сведения дети получают в играх с геометрической мозаикой, строительным материалом.­ Воспитатель употребляет правильные названия геометрических фигур и тел, побуждает детей к повторению,­ при этом у них происходит накопление представлений о геометрических фигурах и формах предметов. Обследование геометрических фигур заключается в активном использовании зрительного,­ тактильного, двигательного анализаторов и в соединении полученных от них ощущений со словом.

Основные приемы работы в младшем дошкольном возрасте (ознакомление с кругом, ­квадратом, ­треугольником)

  1. Предъявление геометрической фигуры с её называнием: это круг

  2. Многократное обведение контура геометрической фигуры пальцем в сопровождении слова, ­которое завершается скользящим движением ладони по всей поверхности фигуры

  3. Сравнение геометрических фигур между собой с выделением признаков их сходств и различий по цвету, размеру, ­ наличию углов, сторон, вершин, их количеству, соотношению, направлению линий.

  4. «Вырисовывание ­контура геометрической фигуры в воздухе, на столе и т.п.

  5. «Пробовательные действия для выявления свойств геометрических фигур (прокатить, ­просунуть в отверстие.

  6. Наложение моделей фигур друг на друга, ­их приложение сторонами.

  7. Дидактические игры и упражнения.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сенсорное развитие детей раннего возраста

Автор: Суслина Екатерина Владимировна

Дата: 29.10.2016

Номер свидетельства: 353282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "План по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»"
    ["seo_title"] => string(74) "plan_po_samoobrazovaniiu_po_teme_sensornoe_razvitie_detei_rannego_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "480541"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1539436733"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Сенсорное развитие детей раннего возраста в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(54) "siensornoie_razvitiie_dietiei_ranniegho_vozrasta_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "376186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483791954"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Консультация по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_tiemie_siensornoie_razvitiie_dietiei_ranniegho_vozrasta_chieri"
    ["file_id"] => string(6) "445903"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513885702"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Игры для сенсорного развития детей раннего возраста"
    ["seo_title"] => string(60) "ighry_dlia_siensornogho_razvitiia_dietiei_ranniegho_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "467314"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1524429266"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Консультация для родителей на тему: Игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_igrushki_dlia_sensornogo_razvitiia_detei_ra"
    ["file_id"] => string(6) "564638"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1606437403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства