Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему: Игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста.»
Консультация для родителей на тему: «Игрушки для сенсорного развития детей раннего возраста».
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
По мнению нейропсихологов хотя бы минимальный набор развивающих игрушек обязательно нужен в семье, где есть малыш. Они отлично обогащают сенсорный опыт и помогают развить основные психические функции.
Хотя малыши ещё не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому основная задача –накопление разнообразного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.
Развивающие игрушки и мелкая моторика - это всего лишь малая часть общего развития. В основном, конечно, ребенка развивает движение и общение со взрослым.
Развивающие игрушки и игрушки, с помощью которых ребёнок может занять себя сам-это разные вещи. Когда мы приобретаем новую полезную игру, мама должна сразу понимать, что в неё нужно играть в месте с малышом и стараться не допускать угасания интереса.
Развивающие игрушки от года до трёх лет:
Разнофактурные сенсорные шарики-тактилики. Развитию сенсорного восприятия способствуют яркие цвета шариков. Разные фактуры развивают мелкую моторику.
Сортеры: логический куб, логический паровозик, логический домик и т.д. Сортеры - яркие, интересные игрушки, которые имеют в своей основе принцип сортировки предметов по размерам, по форме и по цвету и развивают у детей множество полезных навыков. Сортеры тоже можно делать своими руками. Например, кидать в пластиковую бутылку различные предметы (крышки, пуговицы). Отверстия выбирать по возрасту ребёнка - чем малыш младше, тем больше отверстие.
Различные виды пирамидок. Сначала малыш просто учится надевать кольца и соотносить предметы по величине. Затем собирать пирамидку без ошибок. Параллельно можно учить цвета и формы.
Матрёшки. В играх с матрёшками основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький".
Кубики и другие фигуры (шары, конусы, цилиндры). Изучение ребенком форм и фигур - достаточно сложный процесс для мозга, так как он его не просто видит и запоминает зрительно, а еще осязает.
Рамки-вкладыши. Игры на определение контура. Эти игры отлично развивают внимание, любознательность, мелкую моторику рук, расширяют представления детей о явлениях и предметах окружающего мира.
Пазлы.
Начинать использовать пазлы нужно с самых простых - половинок.
Затем переходить к пазлам, из двух - четырех деталей.
Конструкторы.
Развивающие игры известных авторов методик раннего развития. Плюс в том, что хорошо развиваются творческие способности, ну и, конечно, внимание, память.
Например, игры Никитиных:
"Сложи квадрат", "Сложи узор".
Эти игры практически не ограничены по возрасту. Купив такую игру для двухлетки, в нее можно продолжать играть в начальной школе.
Логические блоки Дьенеша, которые состоят из объёмных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Для детей 2-3 лет советую использовать игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина. Например, игра «Найди меня» (классификация по одному признаку).
Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:
- найди все фигуры красного (жёлтого, синего) цвета;
- найди все фигуры в форме круга (квадрата, треугольника, прямоугольника);
- найди все фигуры маленькие (большие фигуры);
- найди все тонкие (толстые фигуры)
Мозаики.
Для самых маленьких детей подойдет сотовая или сферическая мозаика. Элементы в такой мозаике крупные, так что ребёнку удобно брать их в руки и одевать на ячейки. К двум годам можно предлагать классические, с мелкими деталями, но под присмотром мамы и до потери интереса (чтобы не раскидывал). Тоже сначала учимся работать пальчиками, развиваем тонкую моторику, после трех - создаем узоры.
Шнуровки.
Желательно с жестким наконечником на веревке. Можно предлагать с года - полутора.
Первые настольные игры:
Лото, пирамидки, которые нужно собирать по образцу, домино.
Игрушки-забавы (звучащие, двигающиеся: неваляшки, колокольчики, пищалки, шумовые коробочки, клюющие курочки и др.
Экспериментирование со звучащими предметами способствует развитию слухового внимания, познавательной активности, поэтому рекомендую родителям изготавливать совместно с детьми различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие предметы:
банки-погремушки из под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами; шуршалки из бумаги, полиэтилена; шумящие морские раковины; свистки, дудочки из глины, дерева.