Просмотр содержимого документа
«Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста на основе игрового пособия В. Воскобовича»
МДОАУ «Детский сад №108 общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением социально-личностного развития
воспитанников «Почемучка» г.Орска
Картотека
дидактических игр
по сенсорному развитию
детей младшего дошкольного возраста
на основе игрового пособия
В. Воскобовича
Выполнила: воспитатель
Макарова И.Н. 1 кв.к
2024
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
«Назови предмет указанной формы»
Ребенку предлагаются эталонные фигуры, необходимо назвать предметы по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку на Коврографе (например из ларчика «Фонарики» - домик, машина, кукла и т.д.), какие геометрические фигуры включены в конструкцию, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик для Жужи»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик (Мини Ларчик) из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика (разноцветные квадраты, или точки, или лепестки и т.п.). Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе Эталонные фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные Эталонные формы из четырех геометрических фигур. Например: три квадрата и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу на Поле «МиниЛарчик»
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут эталонные фигуры разной формы, величины, флажки, большой крестик (Чуд- крестик) и др. Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Найди пару»
Материал: эталонные фигуры, фонарики. Лепестки деревянные и из ковролина и др.Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«Цветочек для Жужи»
(определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: деревянные соты, крестики, лепестки или ковролиновые фигуры
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры из чудо крестиков, эталонных фигур, черепашки, флажки, фонарики, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (квадраты большая и маленькая, прямоугольники широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать фигуру и назвать его признаки: длинный — короткий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЦВЕТА
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета фигура?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями предметов и эталонные фигуры. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить фигуру необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красный круг, огурца — зеленый овал, сливы — синий круг, лимона — желтый круг и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать любую фигуры данного цвета.
«Собери флажки на веревочку»
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают флажки на веревочку
«Укрась коврик из точек»
Дети рассматривают образец коврика из точек, затем по образцу, потом по памяти украшают коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги из цветного ковролина, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).