Просмотр содержимого документа
«семейное чтение как средство духовно- нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.»
Семейное чтение как средство духовно- нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. И исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего, своим примером, а у потом наставлениями.
Домашнее чтение- одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушаний, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта .
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтении дидактических сказок является средством общения меду людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
Совместное времяпровождения за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую.
Совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникать в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.
Семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что –то важное и интересное.
После чтения предполагаемых сказок и сказов втягиваются в разговор похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи.
Чтение сказок, включая сказки духовно- нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, например, как целомудрия, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событиях или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
Время отданное ритуалу для чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, примеру, объяснить ребенку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка? Беседа, выговор? А не лучше ли прочитать сказку духовно- нравственного содержания.
Чтение сказки на ребенка может произвести на ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра – драматизация. Игра – драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного материала или другого материала, и пообщаться.
Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:
В записи впечатлении детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывание сценок с помощью предметов заместителей в игровых ситуациях.
В проведении с детьми рисование интересных моментов сказки.
В фиксировании ситуации, связанных с содержанием сказок, в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказках.
В фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказок.
Семья – важный элемент системы образования, где системо-образующей основой являются традиции, обычаи, предания.
Вот почему семейное чтение- самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно- нравственного воспитания личности.