kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сенсомоторное развитие как основа формирования речи детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсомоторное развитие как основа формирования речи детей младшего дошкольного возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сенсомоторное развитие как основа формирования речи детей младшего дошкольного возраста»

Сенсомоторное развитие как основа формирования речи
детей младшего дошкольного возраста.


Ребенок приходит в этот мир с некоторыми очень важными знаниями. Важнейшим является знание о том, что мир состоит из объектов, и данные объекты обладают набором свойств. Объекты можно видеть, трогать, некоторые слышать и пробовать на вкус, то есть мозг малыша получает
информацию через различные анализаторы: слуховой, зрительный, вкусовой, обонятельный, вестибулярный, проприоцептивный.
Первые стимулы, воздействующие на анализаторы малыша, появляются еще внутриутробно (например, ощущение телом внутреннего тела мамы, стук сердца и внутренние шумы маминого тела, покачивания во время ходьбы и т.д.).
Главная задача при организации групповых занятий для детей раннего возраста подобрать разнообразную сенсорную среду, которая помогает запускать действие всех познавательных анализаторов, а также подарить малышам многообразие ярких ощущений и эмоций.
Таким образом, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов, в
процессе чего, у детей раннего возраста формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
Одновременно с формированием эталонов дети учатся разнообразным способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму
предметов, выделять отдельные величины. Все мы умеем строить башенки из кубиков и прекрасно знаем, что если на начальном этапе постройки не будет доставать некоторых блоков, то она
рухнет или будет неустойчива. Так и в пирамиде обучения, которая представлена ниже. Для успешного развития познавательной деятельности должны быть сформированы все базовые уровни системы.
Овладение речью – это сложный психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достиг определенного уровня развития. И сенсомоторное
развитие ребенка здесь играет определяющее значение. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребенка, и необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела.

Круг задач сенсомоторного воспитания:
1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
2. Тактильно-двигательное восприятие.
3. Развитие слухового восприятия.
4. Развитие зрительного восприятия.
5. Восприятие формы, величины, цвета.
6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес).
7. Восприятие пространства и времени.
Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение.
Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. Сравнение — это такая мыслительная операция, посредством которой устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может быть реализовано с помощью сопоставления предметов или их частей путем наложения предметов друг на друга или
приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. В процессе обследования происходит перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, так называемые системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования занимает главенствующее место в сенсомоторном развитии ребенка.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов, это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные главные
качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны образуют определенные системы, а не существуют отдельно друг от друга. Например, ознакомление с величиной включает в себя выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины. Постепенно дети усваивают связи и отношения
между эталонами — порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на круглые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др. Таким образом, мы можем сделать вывод, что для сенсомоторного развития ребенка необходимы руководящие действия со стороны взрослого,
который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:

● выделяет эталоны словом, обобщает, т. е. дает чувственный опыт о том, что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении (цвет, форма, размер, вес и т.д.);
● учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств (тяжелый-легкий, большой- маленький, выделяет цвет, фактуру, классификацию использования).
В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, развивающая деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
● сенсорное развитие направлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь.
● развитие крупной моторики - формирование навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске, в результате чего ребенок учится ощущать свое тело в пространстве (развивается проприоцептивная система);
● развитие мелкой моторики - совершенствование навыков моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, формирование умений осуществлять пинцетный захват. Ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и
закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом).

Рассмотрим направления развития сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. Развитие зрительного восприятия помогает ребенку ориентироваться в пространстве, оценивать положение
предметов относительно друг друга: высоко-низко, далеко – близко, левее –правее, понимать форму и размер предметов, их цвет, количество (в данную категорию входят только понятия – один, много, мало, пусто). Слуховая сенсорная система. Выделяют слуховое восприятие,
внимание и память. Слуховое восприятие – это умение различать различные звуки окружающего мира по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу. Оно очень важно для человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь (основное средство общения).

Слуховое внимание – это умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.
Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: - развитие восприятия обычных звуков; - развитие восприятия речевых звуков. В результате идет формирование фонематического слуха (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух). При развитии слухового восприятия у детей раннего возраста, решаются следующие задачи: профилактика и коррекция речевых нарушений, развитие чувства темпа и ритма, развитие слухового и зрительного внимания и памяти, развитие зрительно-моторной координации, координации движений и речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие
познавательного интереса, развитие концентрации, переключаемости и произвольности внимания, закрепление сенсорных эталонов.
Тактильная сенсорная система. Тактильное восприятие – это ощущения посредством прикосновения, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. Посредством данного восприятия у ребенка складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у
нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету.
В качестве основных видов ощущений различают:
- кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);
- органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.
Проприоцептивная сенсорная система. Проприоцепция (или схема тела) — это способность нашего тела знать, где оно находится в настоящий момент времени. И также как мы видим при помощи глаз, зрения, проприоцепция помогает нам понять, где находится наше тело, благодаря
рецепторам, которые расположены в мышцах и суставах.

Проприоцепция формирует:

● Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую);
● Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч);
● Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Горина Татьяна Анатольевна

Дата: 18.04.2022

Номер свидетельства: 605075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Использование игровых технологий при обучении детей дошкольного возраста русскому языку"
    ["seo_title"] => string(100) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-pri-obuchienii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "274087"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452332357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(128) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "306379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119888"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(130) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu-1"
    ["file_id"] => string(6) "306380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119895"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Программа вариативного компонента (Кружок пластилинографии "Пластилиновая сказка") "
    ["seo_title"] => string(84) "proghramma-variativnogho-komponienta-kruzhok-plastilinoghrafii-plastilinovaia-skazka"
    ["file_id"] => string(6) "222373"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436244900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства