kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар - практикум «Практикум по развитию звукопроизношения» (для воспитателей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Повысить компетенцию воспитателей по развитию звукопроизношения.

Задачи: 1. Дать теоретические знания воспитателям по развитию звукопроизношения.

2. Применить на практике приобретенные знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум «Практикум по развитию звукопроизношения» (для воспитателей)»

Семинар - практикум

«Практикум по развитию звукопроизношения»

(для воспитателей)

Цель: Повысить компетенцию воспитателей по развитию звукопроизношения.

Задачи: 1. Дать теоретические знания воспитателям по развитию звукопроизношения.

2. Применить на практике приобретенные знания.

Материал: Артикуляционная гимнастика (наглядные материал), игры на выработку воздушной струи, дидактические игры, наглядные иллюстрации.

Вступительное слово.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.

Сегодня мы будем говорить о звуковой культуре речи. Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи, в соответствии с программой ОУ.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Не даром, логопед по положению о «Дошкольном логопункте» работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 65% до 95% в зависимости от набора детей в группе.

К сожалению, работа по звуковой культуре речи среди педагогов не популярна. Воспитатели предпочитают выполнять работу, которая им более понятна и быстро результативна. Это не относится к звукопроизношению. Часто от педагогов слышишь:

«Раньше было хуже. Это особенности ребёнка. Да, что с ним делать, исправляешь, исправляешь, а он так же говорит. Я не успеваю».

Сегодня мы покажем практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи берётся как часть НОД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.

Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.

Мы привыкли к утренней физкультурной гимнастике, где закрепляются знания, полученные на НОД, например построение, перестроение, умение маршировать, выполнять движения по команде.

Ту же функцию будет нести и артикуляционная гимнастика. Сколько раз в неделю Вы планируете звуковую культуру речи?..

Здесь вы с ребятками будете работать над ней ежедневно.

 

Работа воспитателя по формированию у детей правильного произношения, а также по осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим недостатки речи, является профилактическим направлением логопедии.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа появления звука, этапа усвоения звука в речи.

Работа воспитателя и работа логопеда различны по организации, приемам, по продолжительности и требует различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим основные отличия:

Логопед исправляет нарушения речи.

Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, вырабатывая артикуляцию нужного звука, при этом используются специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Логопед автоматизирует звук, последовательно вводя его в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворение, рассказы.

Воспитатель по заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, подбирая соответствующий программный материал.

Таким образом, логопед и воспитатель должны ясно представлять характер и особенности не только своей работы, но и работы своего коллеги, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребенка правильное произнесение всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.

Занятия воспитателя по формированию произношения

Основной формой работы с детьми по воспитанию правильного произношения являются занятия: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

Фронтальная работа проводится регулярно со всей группой детей согласно планам работы логопеда. При ее планировании следует исходить из времени, отведенного программой на занятия по родному языку. Отдельные разделы работы по воспитанию произносительной стороны речи (развитие слухового внимания, речевого дыхания, темпа, ритма речи) могут быть включены и в музыкальные занятия.

Работу подгруппами проводят с детьми со сходной структурой дефекта. Состав подгруппы (не более 4 детей) в процессе коррекционного обучения может меняться, в связи с появлением у детей различных трудностей. Одним трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим – уточнение изолированного звука или произнесение его в словах.

Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным логопедом. Работа с детьми должна проводиться по индивидуальному плану, составленному логопедом. Активное участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома задания, данные логопедом.

Для каждой возрастной группы, есть определенные задачи:

Вторая младшая группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

2. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп речи

Средняя группа

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над звуками т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с’, з, з’, ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу или высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный темп.

Старшая группа

1. Тренировать четкость движений артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики и работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных: я, е, ё, ю; шипящих звуков: ш, ж, ч, щ и сонорных звуков: л, л’, р, р’.

3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная группа

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать звуковой анализ слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

При работе по звукопроизношению необходимо учитывать следующее:

1. Во время занятия дети должны стоять или сидеть так, чтобы им хорошо было видно лицо воспитателя.

2. Воспитатель должен при проведении занятия следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательностью и доступностью оформления задания.

3. При проведении игр для развития речевого дыхания необходимо помнить, что каждый ребенок может в них участвовать не более 10 секунд, причем с перерывом, так как длительное дутье и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение.

4. При проведении всех видов занятий надо добиваться активного участия детей. Для этого следует подбирать такие формы и виды работы, чтобы суметь привлечь каждого ребенка и, по возможности, проверить, как дети усвоили материал.

5. В процессе проведения занятий по звукопроизношению необходимо уже со второй младшей группы воспитывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь.

6. При введение звука в речь ребенка недопустимо исправление неправильного произношения в каждом слове. Это мешает ребенку высказаться, будет его нервировать, а иногда может привести к отказу вводить правильные звуки в речь или даже к отказу от речи.

7. Стихотворения, потешки, загадки, скороговорки, рассказы предлагаются как дополнительный материал, который может быть использован для закрепления произношения звуков в речи тех детей, которым необходимо ввести их в активный словарь.

8. Воспитателю при самостоятельном подборе материала на нужный звук следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, тех звуков, которые еще не отработаны, должно быть как можно меньше.

9. При введении звука во фразовую речь одним из приемов работы является повторение детьми предложений, составленных по предметным или сюжетным картинкам. Эти предложения постепенно (от группы к группе) надо удлинять и усложнять. Этот прием, приучая детей правильно воспринимать и передавать предложение, развивает их внимание, память и в дальнейшем облегчит проведение анализа и синтеза предложений.

Воспитатели совместно с детьми выполняют коллективную работу по теме: «Зимние забавы» и составляют рассказ по данной теме.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар - практикум «Практикум по развитию звукопроизношения» (для воспитателей)

Автор: Еременко Любовь Павловна

Дата: 04.02.2022

Номер свидетельства: 599560

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда" "
    ["seo_title"] => string(68) "sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-khoroshaia-riech-slashchie-mioda"
    ["file_id"] => string(6) "113799"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411052973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Cеминар - практикум «Развиваем речь детей и взрослых» "
    ["seo_title"] => string(55) "cieminar-praktikum-razvivaiem-riech-dietiei-i-vzroslykh"
    ["file_id"] => string(6) "229367"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1441719158"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства