Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная музыкальная деятельность»
Консультация для воспитателей
«Самостоятельная музыкальная деятельность»
Самостоятельная музыкальная деятельность-реально существующая сторона жизни ребенка. Музицирование происходит в те периоды режима детского сада, когда дети предоставлены сами себе, т.е. в часы их самостоятельных игр. Музицируют далеко не все дети, нередко активно действуют одни и те же в течение длительного времени. Если, музицируя, ребенок активно применяет знания и умения, полученные на музыкальных занятиях, то можно с уверенностью говорить о его состоявшемся музыкальном развитии. Однако от самостоятельной музыкальной деятельности надо отличать внешне подобное ей явление, которое состоит в том, что дети как бы подражают взрослым: копируют движения, стремятся передать, например, манеру исполнения танца балерины. Но не двигаются при этом ритмично в соответствии с музыкой. Недостаточно опытные воспитатели принимают это за самостоятельную музыкальную деятельность. В действительности дети осуществляют не музыкальную деятельность, а игровую: они играют в «балет».
Источник СМД в широком смысле слова- это окружающая действительность. Но основной источник СМД, конечно, музыкальные занятия, а так же праздники и развлечения. В каждом из самостоятельных действий дошкольников можно увидеть прообраз ранее воспринятого.
Одна из ведущих причин СМД детей – их желание проявить себя в музыке, Импровизируя мелодии, неоднократно повторяя полюбившиеся им интонации, дети в своем пении выражают радость, в чем-то утверждаются. Вместе с тем они с большей готовностью делятся своим опытом с товарищами и сами упражняются с целью совершенствования в чем-либо. Следовательно, проявляется и очень активный характер их деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети чувствуют общественное назначение своей деятельности. Совершенно очевидно, что музицирование обогащает жизнь ребенка и выполняет свои воспитательные функции. Однако качество детского исполнения снижается по сравнению с занятиями. Даже при большом желании дети часто не в состоянии выразисть себя адекватно.
В музицировании особенно ярко проявляютя себя музыкально способные дети. Старшие дошкольники, владеющие каким-то музыкальным опытом, умеющие выполнять то, что они хотят, чувствуют свою «независимость» от взрослых. Они действуют активно и творчески, чувствуют свою пользу для других. И если подобный ребенок склонен к излишнему самоутверждению, то педагог должен учитывать это и в чем-то ограничивать его или, вернее, предлагать ему более сложное занятие, которое потребует от него новых усилий. Как достойных подражания педагог отмечает тех детей, которые, несмотря на свои успехи, не проявляют самодовольства и помогают другим.
В практике детей складываются определенные формы организации музицирования. По своей инициативе они используют многие виды музыкальной деятельности, с которыми познакомились в детском саду и дома. Но различные жизненные ситуации, побудившие их к музыкальным проявлениям, придают их действиям своеобразный характер, отличный от ранее усвоенного. То есть, дети применяют разнообразные виды деятельности, почти все те, с которыми они познакомились на занятиях, праздниках или в семейном кругу, но при этом преобразуя их в соответствии с игровой ситуацией, жизненными потребностями. Благодаря этому музицирование становится частью синтетической деятельности. К примеру, ребенок «играет» на пианино и очень удачно подражает технике игры. Одновременно он поет мелодию и драматизирует, исполняя роль играющего или руководящего процессом коллективного пения. Дети занимаются творческой и исполнительской деятельностью. Творческая деятельность носит явно импровизированный характер (мелодия песни может меняться). В исполнительской практике дети то упражняются в каком-то умении, то выступают как исполнители, стремясь выразительно спеть, станцевать, и тем доставить удовольствие окружающим
Формы организации детей при музицировании выступают неотчетливо. Иногда их действие приобретает характер художественной самодеятельности (демонстрируют песни, танцы) или принимают форму автодидактических и взаимообучающих упражнений-по существу это форма индивидуальных занятий, возникающих исключительно по инициативе самих детей. Иногда это форма сюжетно-ролевой игры, когда выделяются роли музыкантов и слушателей. Наконец, дети просто напевают во время каких-либо занятий, выхода на прогулку, рассматривая книжку. Таким образом, наиболее распространенная форма организации СМД - действия небольшой группой или одиночек.
Итак, наиболее часто встречаются две формы организации СМД:
Музыкальная сюжетно-ролевая игра. Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений («Ищем таланты», «Концерт», «Игра в оркестр», «Музыкальные занятия»), распределяют роли, сюжет получает свое развитие.
Автодидактические упражнения. Дети упражняются, играя на детских музыкальных инструментах, разучивая какие-либо танцевальные движения.
Главная тактика педагога в руководстве музицированием-это соучастие в нем. Нельзя навязывать готовые решения, а нужно стимулировать их поиски. Например, воспитатель говорит: «Как бы нам положить получше музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?». Дети начинают советываться, и действовать, устанавливают порядок, за которым потом сами следят. «А я вот как играю», - говорит воспитатель, показывая прием игры на инструменте, ребенок понял ошибку, а воспитатель тут же отходит. «Послушайте песню, которую я люблю» (поет, проигрывает). «А вы что любите?». «Сегодня день рождения у Ани и пусть каждый преподнесет ей музыкальный подарок». В подготовительной группе могут быть более лаконичные предложения: «Давайте проведем конкурс на лучшее исполнения песни или танца», «Кто вспомнит больше названий знакомых песен, инструментальных пьес». «Поиграем в праздник». Очень часто дети играют «в пароход», построив корабль из кубиков. Воспитатель может предложить детям пригласить на корабль «артистов и устроить концерт для моряков». Можно поиграть «в поезд». Пассажиры занимают места, отправляются в путешествие, а по дороге они останавливаются на станциях: «Песенная», «Плясовая» и т.д. Можно поиграть в музыкальное занятие, театр, выступление с концертами по телевизору, магазин музыкальных инструментов и т.п. Воспитатель то включается в совместную игру, то, как бы демонстрирует свои умения и этим поправляет явные ошибки детей, то регулирует участие малоактивных или излишне предприимчивых.
Важнейшим условием формирования СМД является создание музыкального уголка, в котором должны быть музыкальные пособия и инструменты, музыкально-дидактические игры, технические средства. Воспитатели должны учитывать принцип постепенности и последовательности внесения новых пособий. В музыкальном уголке не должно находиться большое количество пособий и музыкально-дидактических игр одновременно (их должно быть не более четырех).
Очень важны впечатления, которые дети получают вне занятий - во время праздников, развлечений, слушания грамзаписей. С детьми необходимо слушать различные по стилям, жанрам классические музыкальные произведения. Не менее важно, чтобы постоянно звучали народные напевы и мелодии, «музыка устной традиции» (Асафьев Б.В.). Для этого рекомендуется широко использовать музыкальный фольклор, проводить разнообразные игры под его сопровождение (настольные, подвижные, считалки и т.д.), а также хороводы и инсценировки.
Планируя приемы руководства музицированием воспитатели отмечают, что нового надо внести в оборудование, в какой последовательности давать инструменты и пособия, в какой дозировке, за кем из детей понаблюдать, чтобы выяснить их интересы, каким приемом привлечь малоактивных.
При планировании воспитатель обдумывает и свои формулировки, он не пишет «учить детей», а пользуется другими обозначениями: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбудить интерес», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. И дело не в том, что одни слова заменяются другими. Это принципиально различный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельном музицировании.
Можно предложить следующую схему планирования работы по СМД. При этом, конечно, необходимо учитывать особенности развития детей каждой группы.
Понедельник: Индивидуальная работа с музыкальными инструментами.
Вторник: Повторение и разучивание хороводов, игр, песен, элементов танцев.
Среда: Слушание музыки в грамзаписи.
Четверг: Театрализованная деятельность детей.
Пятница: Создание обстановки для самостоятельного музицирования.