kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Руководство трудовой деятельностью дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Руководство процессом детского труда - это регуляция продуктивных действий детей, формирование способов проявления ответственности, заботы о результате общего дела, об отношении к сверстникам в процессе продуктивной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Руководство трудовой деятельностью дошкольника»

Руководство трудовой деятельностью дошкольника

Определив примерную последовательность и формы организации труда детей педагог приступает к реализации методического руководства процессом трудовой деятельности воспитанников.

Руководство процессом детского труда - это регуляция продуктивных действий детей, формирование способов проявления ответственности, заботы о результате общего дела, об отношении к сверстникам в процессе продуктивной деятельности.

Руководя трудом детей воспитатель одновременно решает две основные задачи: он направляет усилия каждого ребенка на достижение поставленной цели, обращает внимание на затруднения, на своевременное окончание работы, её более качественного выполнения, т. е. руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности. В то же время педагог осуществляет большую воспитательную работу: способствует проявлению у детей внимания друг к другу в процессе труда, организует взаимопомощь, формирует положительные взаимоотношения и т. д.

Руководство трудовой деятельностью детей дошкольного возраста включает несколько этапов.

  1. Подготовка воспитателя к  проведению трудовой деятельности.

Воспитатель в процессе подготовки к проведению трудовой деятельности определяет: содержание и объем работы, выбирает участников, форму и виды организации трудового процесса, задачи для каждого трудового действия и необходимые условия.

2. Формирование навыков трудовой деятельности у детей.

Формирование навыков трудовой деятельности на  начальном этапе подразумевает обучение орудийным действиям. В процессе обучения важно:

• переключать внимание детей с результата на способ действия;

• развивать кинестетический контроль (осознание ребенком информации о положении его тела в пространстве и движениях при выполнении конкретных действий);

• учить отличать правильное действие от неправильного и выбирать рациональные способы действий;

• формировать единый способ действия (при участии нескольких детей);

• помогать осмысливать и обобщать выполняемые трудовые действия.

3. Формирование общественных мотивов деятельности у детей.

Мотивами совершения трудовых действий для ребенка могут быть: стремление получить одобрение; познавательный интерес; ситуация игры в «труд взрослых»; осознание собственных умений; стремление сделать что-то полезное для других; интерес к совместной деятельности и эмоциональное отношение к предстоящей работе в целом.

4. Формирование умения у  детей планировать трудовую деятельность.

Большое значение в  трудовом воспитании детей имеет формирование умения планировать:

• подобрать необходимые инструменты и материалы для работы;

• подготовить удобное рабочее место;

• наметить логическую последовательность действий;

• продумать способы осуществления каждого действия;

• выразить намеченные действия в слове.

В  начале ребенок усваивает данный взрослым образец, затем применяет полученные навыки и умения с поддержкой взрослого, потом он сможет действовать самостоятельно, используя накопленный опыт в разных условиях и проявляя творчество.

Руководство воспитателя трудом детей осуществляется с младшей группы, при этом обучение каждому новому умению начинается с  прямого показа. Воспитатель демонстрирует приемы работы, способы ее организации, указывает на  необходимость проверки качества результата. Свои действия воспитатель обязательно сопровождает разъяснениями. В старших группах воспитатель дает пример планирования и может продемонстрировать образец (например, подклеенная книга или выполненная поделка). Предварительный анализ образца помогает детям с самого начала работать по плану, формирует умение самостоятельно планировать трудовые действия и оценивать их качество уже по ходу работы. При этом также формируется умение работать аккуратно, проявлять усилия и выполнять задание до конца.

Помочь детям спланировать и  организовать трудовую деятельность могут вопросы. Важно, чтобы система вопросов к  ребенку была направлена сначала на организационные моменты («Что тебе понадобится для работы? В каком количестве?» и т. д.), далее на исполнение этапов работы с уточнением способов действия («С чего надо начать? Что будешь делать потом? Как будешь делать?» и т. д.), а затем помогала контролировать и оценивать результат («Когда ты проверишь свою работу? Что ты проверишь? Как закончишь свою работу?» и т. д.).

Начиная с  шестого года жизни в  работе с  детьми рекомендуется использовать план-рассказ. Ребенок, получив задание от  воспитателя, подробно описывает, что и как будет делать. При этом допускаются наводящие и уточняющие вопросы со стороны взрослого.

Значимый эффект для развития произвольности и самоконтроля, в том числе для подготовки к обучению в школе, имеет умение ребенка выполнять действия на основе самостоятельного речевого планирования. Оно способствует переходу познавательных, учебных и  других действий во  внутренний план, создает базу для успешного самостоятельного обучения и закладывает потенциал саморазвития ребенка в будущем.



5. Формирование у детей навыков самоконтроля.

Для дальнейшего успешного обучения в  школе большое значение имеет формирование навыков самоконтроля у старших дошкольников. Различают несколько видов самоконтроля: контроль по  результату, контроль над способом действия, предвосхищающий контроль.

С целью формирования навыков самоконтроля у детей можно использовать следующие приемы: • установка на контроль на этапе планирования;

• показ ребенком способов действий;

• промежуточный (поэтапный) контроль;

• контроль над способом действий;

• взаимопроверка;

• сравнение результата деятельности с заданным образцом.

6. Оценка трудовой деятельности дошкольников.

При оценке выполненных трудовых действий учитывается отношение ребенка к работе в целом, выстраивание взаимоотношений ребенка с другими детьми в процессе труда, характер отношения к  инструментам и  используемым материалам, проявление самостоятельности и  инициативы в  организации и  осуществлении трудовых действий, качество полученного результата.

Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста представлены в Приложении 1.

Трудовая деятельность способствует освоению ребенком позиции субъекта, так как не только удовлетворяет потребность в активности, но и позволяет достичь творческих результатов.

М. В. Крулехт выделила показатели развития ребенка дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности:

• способность к самостоятельному целеполаганию мотивации труда;

• умение оперировать освоенными способами осуществления трудовых действий;

• осуществление самостоятельного контроля и оценки труда;

• выход за пределы заданной ситуации, самостоятельное разрешение элементарных проблем.

На  основании исследований М. В. Крулехт, Ю. А. Мичуриной, Л. И. Сайгушевой и  др. в  дошкольной педагогике определены характеристики ребенка дошкольного возраста как субъекта трудовой деятельности (Приложение 2).

Таким образом, руководя трудовой деятельностью детей воспитатель должен основываться на принципах формирования внутренних побуждений к трудовой деятельности воспитанников, искреннего интереса к труду детей, доброжелательности и доверия. Воспитатель формирует у детей прилежание и ответственность, стремление к качественному выполнению задания, желание оказывать помощь товарищам, а также преодолевать трудности в достижении результата, работать совместно, воспитывает стремление выполнить работу как можно лучше.























Список литературы:


1. Методические рекомендации по трудовому воспитанию детей в дошкольных образовательных организациях. — М., 2024. — 44 с.

2. Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. Пособие для воспитателей детских садов М., «Просвещение», 1971 г

3. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателей дет. Сада – М.: Просвещение, 1983 – 144с. Ил. Нот.

4. Воспитание дошкольника в труде/ В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др.Сост Р.С. Буре. Под ред. В.Г. Неяаевой – 3- е изд. Испр и допол. – М. Просвещение, 1983 -207с. ил



































Приложение 1

Особенности организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Особенности структуры

Наличие совместных действий

Воспитательные возможности

Индивидуальный труд

Ребенок действует сам, выполняя все задания в индивидуальном темпе вплоть до получения результата

Ребенок не испытывает никакой зависимости от других детей

Обучение навыкам, формирование прилежания, аккуратности, настойчивости, культуры труда, умения доводить начатое дело до конца

Труд общий

Участников объединяет общее задание и общий результат

Возникает необходимость согласований при распределении заданий, при обобщении результатов

Формирование представлений о нормах жизни в коллективе, взаимоотношений в обществе сверстников, мотивов деятельности

Труд последовательно распределенный (совместный)

Наличие тесной зависимости от партнеров, темпа и качества их действий

Каждый участник является контролером деятельности предыдущего участника

В процессе деятельности, особенно в актах «приема -сдачи» промежуточных результатов, возникают ситуации, требующие согласований




















Приложение 2

Характеристики дошкольника как субъекта

трудовой деятельности

(на основании исследований М. В. Крулехт, Ю. А. Мичуриной, Л. И. Сайгушевой и др.)

Характеристика

Определение

Компетентность

Системные знания о труде как заботе человека о других, обобщенные трудовые умения и навыки, бережное отношение к предметам, орудиям и результатам труда на основе понимания его социальной значимости

Самостоятельность

Умение планировать и организовывать деятельность без напоминаний и посторонней помощи, относительная независимость от взрослого и осознание себя как деятеля, умение пользоваться обобщенными трудовыми действиями для достижения цели в разнообразных ситуациях

Инициативность

Умение самому находить новые объекты для трудовой деятельности, самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию при достижении разных по характеру целей, стремление выйти за рамки выполняемого задания, используя имеющиеся знания, умения и навыки

Произвольность

Соподчинение мотивов на основе волевого усилия в достижении результата, в преодолении трудностей, регуляция поведения в процессе трудовой деятельности и при возникновении трудностей, активизация волевых усилий в целенаправленной деятельности на основе планирования, исполнения и оценки результата своих действий

Самооценка

Осознание отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения, наличие способов самопроверки и контрольнооценочных умений, позволяющих качественно выполнять трудовую деятельность, умение мотивированно оценивать процесс и результаты труда сверстников и свои собственные

Креативность

Способность создавать собственный замысел, способность к нестандартному решению заданий на основе обобщенных знаний и умений, преобразование уже знакомых материалов, создание новых комбинаций из усвоенных элементов

















8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Руководство трудовой деятельностью дошкольника

Автор: Хисамиева Резеда Шакирзяновна

Дата: 13.05.2025

Номер свидетельства: 669688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Трудовое воспитание дошкольников "
    ["seo_title"] => string(35) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "145406"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418911789"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Цели, задачи, методы и средства руководства трудовой деятельностью в группах детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(80) "tseli_zadachi_metody_i_sredstva_rukovodstva_trudovoi_deiatelnostiu_v_gruppakh_de"
    ["file_id"] => string(6) "626591"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677394423"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) ""Трудовое воспитание дошкольников в ДОУ в свете ФГОС""
    ["seo_title"] => string(56) "trudovoie-vospitaniie-doshkol-nikov-v-dou-v-svietie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "284321"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453969942"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Условия и средства воспитания дошкольников в труде "
    ["seo_title"] => string(55) "usloviia-i-sriedstva-vospitaniia-doshkol-nikov-v-trudie"
    ["file_id"] => string(6) "145402"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418911243"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Роль игрового метода в формировании навыков личной гигиены дошкольников."
    ["seo_title"] => string(78) "rol-ighrovogho-mietoda-v-formirovanii-navykov-lichnoi-ghighiieny-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "255146"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447867264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства