Просмотр содержимого документа
«Роль пальчиковых игр для развития речи у дошкольников»
« Роль пальчиковых игр для развития речи детей дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский
Хотя за долго до этого наши предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияет на умственное и речевое развитие малыша и играми с детьми в «Ладушки», «Сороку -белобоку». И до сих пор играем. И, возможно, не осознаем, что занимаемся, таким образом, с ребенком пальчиковой гимнастикой. Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика-это инсценировка небольших рифмованных рассказов, стихов с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира-предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Пальчиковые игры- это упражнения пальчиковой гимнастики.
Такая тренировка движений пальцев и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются руки и мозг.
Большое значение для развития детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, мелким конструктором, раскрашиванием рисунков, самомассаж пальцев и кистей рук, разными видами шнуровки и т.п..
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты внимание, память, связная речь, подготовленность к письму. Прежде всего мелкая пальчиковая моторика связана с развитием речи.
Двигательные и речевые центры в мозгу -самые ближайшие соседи. В правом полушарии мозга возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализуются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! И нам, взрослым, нужно помогать малышу его формировать.
Когда ребенок говорит стихами и сопровождает упражнениями из пальчиковой гимнастики - это делает его речь более четкой, ритмичной, яркой. Таким образом, он может усилить контроль за своими движениями. В пальчиковых играх нужно запоминать многое и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Все это способствует развитию памяти.
С помощью пальчиковых игр можно развивать фантазию и воображение. Ведь руками можно «рассказать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинит свои «пальчиковые истории».
После всех этих упражнений кисти и пальцы станут сильными, гибкими и подвижными. А это в дальнейшем поможет в освоении навыков письма.
Итак, наибольшее взаимодействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только дошкольном возрасте, пока идет формирование мотрной области. Поэтому пальчиковые игры в дошкольном возрасте имеют особое значение.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}