"Роль дидактических игр в воспитании у детей математических представлений" //Консультация для родителей//
"Роль дидактических игр в воспитании у детей математических представлений" //Консультация для родителей//
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования.
Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей.
Самым эффективным приёмом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных развивающих игр. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки.
Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Развивающие игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т. д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Роль дидактических игр в воспитании у детей математических представлений" //Консультация для родителей//»
Роль дидактических игр в воспитании у детей математических представлений.
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования.
Математическое развитие детей дошкольного возраста – это качественные изменения в познавательной сфере детей, происходящие в результате формирования элементарных математических представлений и логических операций, связанных с ними. Математическое развитие является значимым компонентом в формировании «картины мира» детей.
Самым эффективным приёмом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений считается использование в процессе обучения в дошкольном учреждении различных развивающих игр. В процессе дидактической игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети приобретают новые знания, умения, навыки.
Дидактические игры помогают детям разобраться в некоторых сложных математических понятиях, в формировании представлений о соотношениях цифр и чисел, количества и цифр, в развитии умений ориентирования в пространственных направлениях, делать выводы. Развивающие игры интересуют детей намного больше, чем традиционные задания, игры привлекают детей и тем самым становятся толчком для развития внимания, памяти, мышления и т. д.
В отличие от других видов игр, дидактические игры формируют у детей принципиально новые знания, которые невозможно получить прямо из окружающей действительности, так как их содержание составляют абстрактные понятия математики. Основная их задача – подготовить мышление дошкольников для восприятия фундаментальных математических понятий. Игры, содержание которых направленно на формирование математических понятий, способствуют абстрагированию в мыслительной деятельности, учат действовать с обобщёнными представлениями, формируют логические структуры мышления.
Значение простого, но занимательного математического материала, определяется, учитывая возрастные возможности детей и задачи всестороннего развития и воспитания: активизация умственной деятельности, повышение интереса средствами математического материала, увлечение и развлечение детей, расширение, углубление математических представлений, закрепление полученных знаний и умений, формирование навыков и применения их в других видах деятельности. Таким образом, приобщение детей к математике в игровой и занимательной форме, может помочь ребёнку в будущем быстрее и легче осваивать школьную программу.
Особенности развивающих игр
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследуют взрослые, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Все развивающие игры исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
1.Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора и т. д.
2.Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., таким образом, его знакомят с разными способами передачи информации.
3.Задачи расположены примерно в порядке возрастания уровня сложности, т. е. в них использован принцип: от простого к сложному.
4.Задачи имеют широкий диапазон трудности: от доступных 2 - 3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому развивающие игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
5.Постепенное возрастание трудности задач в дидактических играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты ребёнка.
6.Нельзя объяснять ребёнку способ и порядок решения задачи и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.
7.Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил игровую задачу. Он возможно, ещё не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю и т. д.
8.Решение игровой задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
9.Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и взрослым составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
10.Развивающие игры позволяют каждому ребёнку подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.
В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – объединяется один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Использование развивающих игр на занятиях и
в повседневной жизни
Огромную роль в умственном и интеллектуальном развитии и воспитании ребёнка играет математика. Математика была и будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
В детском саду необходимо развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребёнка в целом.
Воспитатель может использовать в своей работе различные дидактические игры и занимательные упражнения.
Дидактические игры можно разделить на несколько групп:
Игры с цифрами и числами.
Игры - путешествие во времени.
Игры на ориентацию в пространстве.
Игры с геометрическими фигурами.
Игры на логическое мышление.
1.Игры с цифрами и числами.
Используя сказочный сюжет и дидактические игры, можно познакомить детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры как, «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Путаница», «Исправь ошибку», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как, «Задумай число», «Кто первый назовёт», «Которой игрушки не стало?», можно использовать во время занятия и в свободное время для развития не только мышления, но и памяти и внимания.
2.Игры - путешествие во времени.
Научить ребёнка ориентироваться во времени не так уж сложно. Для начала необходимо научить ребёнка определять день недели. Для этого можно обозначит их кружочками разного цвета. Это делается для того, чтобы дети могли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Возможно также использование игр «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить названия дней недели и месяцев, их последовательность.
3.Игры на ориентацию в пространстве.
Пространственные представления детей постепенно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит медвежонок, слева от куклы – мяч. В начале занятия можно проводить игровую минутку: любую игрушку прятать где-то в комнате, чтобы дети её находили, или выбрать ребёнка и прятать игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Для того, чтобы заинтересовать детей можно использовать предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
4.Игры с геометрическими фигурами.
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, для развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры детей нужно разделить на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: 1)Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу),
2)Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье),
3)Работа по собственному замыслу. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании изображения предмета. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Постепенно предлагаемые задания можно усложнять, включая в них различие по цвету, форме и величине. Например: Какого цвета самый большой треугольник? Какого цвета самая маленькая фигура? Такие игры можно использовать и в свободное от занятий время.
5.Игры на логическое мышление.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. С целью развития у детей мышления используются различные дидактические игры и упражнения. Знакомство с такими заданиями начинают с элементарных упражнений на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идёт чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того используются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадраты большие и маленькие, круги жёлтого и красного цвета. После того как дети научатся выполнять такие упражнения, задания в них усложняются. Например, предлагается выполнить задания, в которых необходимо чередовать предметы, учитывая одновременно цвет и величину.
Дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребёнка-дошкольника. Когда воспитатель использует дидактические игры в работе с детьми, они лучше усваивают программный материал, выполняют правильно задания повышенной трудности, учатся находить и самостоятельно исправлять свои ошибки и недочёты. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.