Речевая среда - основное средство овладения родным языком.
Речевая среда - основное средство овладения родным языком.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В исследованиях, проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.
Вводятся два вида информации:
а) о предметах и явлениях окружающего мира;
б) о правилах языка, на котором это сообщение подается.
Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.
В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Речевая среда - основное средство овладения родным языком.»
Речевая среда - основное средство овладения родным языком.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В исследованиях, проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как с взрослыми, так и сверстниками.
Вводятся два вида информации:
а) о предметах и явлениях окружающего мира;
б) о правилах языка, на котором это сообщение подается.
Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.
В раннем детстве при еще не сложившемся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значения, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.
Степень точности формирующихся представлений и освоенности языковых форм в раннем детстве находится в непосредственной зависимости от ряда условий: участия в формировании представлений возможно большего числа внешних чувств, связи чувственных представлений со словом, а также от активности самого ребенка в постижении окружающего. Отсюда становится понятным, что для развития речи нужны речевая среда, которая дает образцы языка, речевая активность, речевая практика самих детей.
Их активность в овладении языком не сводится только к подражательной активности. Усвоение языка - процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, обобщения, поиска связей, отношений между элементами языка строит свои высказывания.
Речевой средой в дошкольные годы является прежде всего речь взрослых и детей в семье, в детском саду. В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи, которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех пятилетнего возраста. Полезно общение детей разного возраста. Однако его положительного воздействия на развитие речи дошкольников можно достичь лишь под руководством взрослого.
Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, овладевшими культурой речи, если взрослые общаются с детьми, поощряют их активную речь. Напротив, недостаточное внимание к детской речи, к общению с детьми, неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на речевое и общее психическое развитие дошкольников.
Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых.
Наблюдения в обыденной жизни, педагогическая практика, специальные исследования показывают, что речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний.
Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения» (Л.В. Успенский).
Все авторитеты педагогики, от Я.А. Коменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Одним из условий развития правильной речи выступает правильная образная речь родителей и воспитателей, которая должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей и воспитателей должно быть значимым, помогающее ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народному эпосу, народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.
Большое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей уделяли Е.И. Тихеева и Е.А. Флерина. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, среди которой речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно.
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников, ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е.И. Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависят точность восприятия, отчетливость понимания.
Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно на это не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь: она надоедает.
Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.
Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
Требования, сформулированные Е.И. Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога. Культура речи включает в себя, во-первых, знание и соблюдение языковых норм (норм произношения, ударения, словоупотребления и т.д.), во-вторых, выразительность речи, ее наибольшую эффективность в конкретной ситуации общения.
В современных руководствах по культуре речи подчеркивается значение содержательности, информативности, логичности, структурированности, последовательности, связности высказывания. Обсуждаются особенности построения разных типов высказываний в диалоге, монологе. В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства, по определению известного психолога Т.Н. Ушаковой - невербальные коммуникатиные жесты (мимика, фонация, пантомимические движения). Они выполняют важные функции:
помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующий меткий жест помогает усвоению значений слов (круглый, большой...), связанных с конкретными зрительными представлениями;
помогают уточнить значения слов, связанных с эмоциональным восприятием (веселый, грустный, злой, ласковый...);
способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого);
помогают приближению обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
являются образцами поведения детей;
По проблемам культуры речи есть обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижения высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений, видеть ошибки и совершенствовать свою речь