Рекомендации родителям о подготовке ребёнка к посещению детского сада
Рекомендации родителям о подготовке ребёнка к посещению детского сада
В период адаптации к детскому саду, ребёнок испытывает стрессовые переживания. От правильной подготовки ребёнка к условиям ДОУ внутри семьи, будет зависеть дальнейшая социализация ребенка. Своевременные и скоординированные действия всех членов семьи будут способствовать максимально легкой адаптации ребенка к детскому саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации родителям о подготовке ребёнка к посещению детского сада»
Рекомендации родителям
о подготовке ребёнка к посещению детского сада.
Понятие «адаптация» рассматривается как приспособление организма к новым для него условиям среды. Для ребенка детский сад является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Поэтому возникает необходимость адаптации к новой среде и условиям, новым требованиям и новым людям в окружении.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза. В среднем эта фаза длится 1 месяц, сопровождается различными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к частым простудным заболеваниям, снижению аппетита, ухудшению сна, задержке в речевом развитии;
2. Подострая фаза. Длится 3-5 месяцев, характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средним возрастными нормами;
3. Период адаптированности или фаза компенсации. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Выделяют три степени тяжести прохождения адаптации: легкая, средняя, тяжелая.
1. Легкая адаптация – в течение 10-15 дней у ребенка нормализуется поведение, сон, он не отказывается от еды, хорошо общается со сверстниками и взрослыми, не болеет в течение первого месяца посещения детского сада.
2. Адаптация средней тяжести – есть признаки психического стресса, ребенок может короткое время терять в весе, заболеваемость до двух раз сроком не более 5-7 дней, без осложнений.
3. Тяжелая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребенок очень часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить истощение организма.
Ученые выделяют еще четвертую степень тяжести прохождения адаптации: сверхтяжелая адаптация, когда адаптация длится около полугода и более. В данном случае ребенка лучше совсем не водить в детский сад.
На успешное или неуспешное протекание адаптационного периода могут влиять состояние здоровья, возраст, темперамент, уровень психического развития, индивидуальные особенности психики ребенка, опыт уже имеющейся социальной адаптации, сильная привязанность к одному из членов семьи (чаще – к маме), стиль детско-родительских отношений.
После 2 лет процесс адаптации для детей проходит лучше, малыши начинают хорошо понимать речь взрослого, успокоить ребенка становится легче, дети в этом возрасте более любознательные и у них уже есть опыт общения с взрослыми и сверстниками.
Кроме этого, не рекомендуется начинать посещение детского сада в эпикризные сроки: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года 3 месяца, 2 года 6 месяцев, 2 года 9 месяцев, 3 года.
Эпикризный срок – это период в жизни ребенка, за который он приобретает новые навыки.
Адаптация к детскому саду проходит сложней у детей, которые привыкли к общению только с родителями и у семьи замкнутый образ жизни. Дети приветливых и гостеприимных родителей свободно вступают в общение с педагогом и адаптационный период проходит быстрее. Такие дети много играют, энергичны, взаимодействуют с детьми и взрослыми.
Если родители не уделяют достаточного внимания процессам подготовки ребенка к детскому саду, то ребенок испытывает стрессовые переживания при поступлении в детский сад. Привыкание к новым условиям в основном зависит от того, как взрослые смогли подготовить ребенка к этому ответственному периоду в жизни. Выработка единого подхода к воспитанию детей, согласование действий поможет ребенку адаптироваться к новым условиям образа жизни менее болезненно.
От правильной подготовки к условиям дошкольной образовательной организации внутри семьи будет зависеть дальнейшая социализация ребенка. В детском саду ребенок будет пользоваться лишь тем, что в него вложила семья. Именно в своей семье ребенок научается всему, приобретает первые умения и навыки, впитывает соответствующие ценности.
Как правило, родители начинают активно готовить ребенка к дошкольной образовательной организации примерно за два месяца до того, как ребенок поступит в детский сад. Главная задача, которая стоит перед родителями в этот период времени, – сформировать у ребенка те навыки, которые помогут ему войти в новые для него условия максимально легко.
Для того чтобы адаптация детей раннего возраста прошла успешно, родителям необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, понимать специфику образовательного процесса в детском саду, особенности режима, питания.
Рекомендовано расширять социальный опыт малыша задолго до его поступления в детский сад. Вводить тренировочные ситуации, когда надо отпустить маму, а затем некоторое время подождать ее прихода. Если малыш будет убежден, что мама всегда возвращается, он научится спокойно ее ждать. Узнать о режиме в детском саду и постепенно вводить распорядок дня дома. Сформировать положительное отношение у ребенка к детскому саду и будущим воспитателям. А также научить ребенка играть в простые игры с привлечением сверстников.
Рекомендуется заочно познакомить ребенка с детским садом с помощью фотографий. Можно создать семейную адаптационную группу, в которую будут зачислять малышей, чьи семьи пожелают максимально облегчить период адаптации и взаимодействовать с детским садом на протяжении этого времени.
Во время общения с педагогом, родителям рассказать об условиях жизни ребенка дома, о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи, о пищевых привычках детей, поговорить о формировании навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков
Также следует поинтересоваться у педагога о задачах работы группы, познакомиться с программой воспитания, по которой работает детский сад, познакомиться с сотрудниками дошкольной организации, которые будут работать с детьми. Расспросить о режиме дня и расписании занятий в группе.
Своевременные и скоординированные действия всех членов семьи будут способствовать максимально легкой адаптации ребенка к детскому саду.