Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов»
Рекомендации по взаимодействию с детьми различных темпераментов
Если у детей преобладают черты сангвинического темперамента:
• важно проявлять строгость, требовательность к ребенку, контролировать его действия и поступки;
• обращать внимание на мелкие нарушения со стороны ребенка (не убрал игрушки);
• необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать приниматься за другой рисунок, пока не окончен первый);
• целесообразно небрежно выполненную работу предложить выполнить заново; главное — показать ребенку конечный результат добросовестных действий;
• важно формировать у ребенка устойчивые интересы; не допускать частой смены деятельности;
• учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
Если у детей преобладают черты холерического темперамента:
• с пониманием относиться к проявлению активности ребенка;
• говорить с ребенком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
• целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка: кино, телевидение, чтение — все должно быть в меру; за два часа до сна — только спокойные игры и занятия;
• необходимо развивать у ребенка сосредоточенное внимание: настольные игры (но не те, где соревнуются), конструирование, рисование, лепка — все, что требует усидчивости;
• воспитывать у ребенка умение управлять собой (игры с командами, с внезапными остановками – “Замри”, где он будет подчиняться);
• приучать к правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с желаниями других, просить, а не требовать;
• необходимо строго соблюдать режим дня.
Если у детей преобладают черты флегматического темперамента:
• нельзя применять окрики, угрозы, поторапливать — это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребенка;
• не следует отстранять ребенка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
• следует чаще хвалить его за быстрые действия;
• необходимо ставить ребенка в условия, когда нужны быстрые действия, полезны игры соревновательного характера;
• следует побуждать ребенка к движению (гимнастика, подвижные игры, плавание, бег);
• побуждать ребенка к игре, труду, конструированию — активизировать его;
• нельзя резко обрывать ребенка; необходимо предупреждать его за несколько минут о смене деятельности;
• привлекать ребенка к деятельности в коллективе.
Если у детей преобладают черты меланхолического темперамента:
• ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в то же время приучать ребенка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
• нельзя повышать голос на ребенка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчеркивать его недостатки;
• целесообразно беседовать с ребенком, так как он отличается внушаемостью; говорить надо мягко, убеждающе, но уверенно, определенно;
• ребенку полезно заниматься спортом;
• необходимо разнообразить жизнь ребенка;
• надо привлекать ребенка к совместному труду со взрослыми;
• развивать у него общительность;
• необходимо поддерживать у него положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность, чуткость.