kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации для родителей "Нормы развития речи дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План действий по развитию речи детей. Нормы развития речи. Рекомендации для родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей "Нормы развития речи дошкольников"»

Говорюша!

план действий по развитию речи.

Когда мы говорим о том, как происходит запуск речи у детей, мы имеем в виду:

  • активный словарь ребенка (собственная речь) — это звуки, слова и фразы, которые произносит сам ребенок.

  • пассивный словарь (понимание речи) – это слова и фразы, которые ребенок еще не может выговорить, но он их понимает.

Необходимо анализировать обе эти стороны, потому что задержка может коснуться как одной из них, так и обеих одновременно.

Нормы развития речи

Существуют усредненные показатели развития речевых умений ребенка для каждого возраста. Считается нормальным, когда малыш отстает или обгоняет принятый минимум на 4-6 месяцев, поэтому если ваш малыш в обозначенный срок не обладает всеми указанными навыками, не стоит сильно расстраиваться, лучше помочь в выявленном направлении.

1-1,5 года

Употребляются отдельные слова в качестве обращения или отдельного предложения;

Появляются словосочетания или предложения из двух-трех слов;

Активно применяется мимика, жесты, интонация для усиления сказанного;

Употребляется до 30 отдельных слов, из которых большинство в упрощенной форме;

Применяются слова, обозначающие не только предметы, но и действия.

1,5-2 года

Слова из упрощенной формы начинают использоваться правильно;

Появляются местоимения, которые часто употребляются неправильно, первые прилагательные;

Из имеющегося арсенала слов составляет простые предложения;

Речь эмоциональна, более выразительна;

Словарный запас - около 100-200 слов.

Хорошо знает и произносит свое имя.

Умеет выражать простейшие просьбы словами.

Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).

Называет изображения предметов и животных, нарисованных на картинке.

2-2,5 года

Активное повторение за взрослым целых фраз, небольших стихотворений;

Появляются вопросительные слова «где», «как» и т.д.;

При составлении предложений употребляются союзы и предлоги, что способствует усложнению конструкции;

При играх со сверстниками используется речь;

Количество употребляемых слов постоянно возрастает.

2,5-3 года

Словарный запас 1000-1500 слов;

В понимании речи взрослого происходит качественные изменения, может поддержать беседу о ранее произошедших событиях, явлениях;

Использование речи для получения новых знаний;

Может повторить сюжет истории или сказки, следуя логике, опираясь на картинки;

Выполняет устную просьбу, состоящую из нескольких действий;

Вместо третьего лица начинает употреблять первое при рассказе о себе;

Появляются первые падежи.

В раннем возрасте речь несовершенна - это норма. Речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Последовательность усложнения слоговой структуры

Двухсложные слова из открытых слогов. Мама, муха, иду, мою

Трехсложные слова из открытых слогов. Собака, машина, кубики, билеты, помоги, гуляю

Односложные слова. Мак, дом, мыть, пить

Двухсложные слова с закрытым слогом. Домик, котик, бубен, утюг

Двухсложные слова со течением согласных в середине слова. Лента, туфли, капли, банка, утка

Двухсложные слова из закрытых слогов. Доктор, зонтов (нет зонтов), мыльный, , низкий, уснуть

Трехсложные слова с закрытым слогом. Носочек, утенок, пять бананов, наливать, соленый, заболел, пылесос

Трехсложные слова со стечением согласных. Буханка, бумажка, цыплята, яблоко

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Автобус, виноград

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Матрешка, морковка

Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова. Хлеб, стол, бант, волк

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных. Спички, скалка

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова. Скакалка, хлебница.

Многосложные слова из открытых слогов. Черепаха, пуговицы

Причины «долгого молчания», не связанные с состоянием здоровья

Генетика. Возможно, один из родителей долго не начинал говорить. Может сработать наследственный фактор

Личные способности. Здесь играет роль не только генетика. Чем больше родители общаются с ребенком и развивают его, тем больше у него интерес к изучению всего нового. Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один напротив телевизора, то развитие речи существенно замедляется, пассивный и активный словарь не развиваются.

Половая принадлежность. В большинстве случаев девочки начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят на простейшие фразы

Зачем напрягаться? Если родители по одному взгляду, указующему пальцу и выразительному «Ы» определяют, что нужно любимому чаду, то зачем учиться говорить в принципе?

Стресс. Долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его, сделать замкнутым и молчаливым на долгое время.

Рекомендации для родителей

Дети подражательны. Если мама много общается со своим ребенком, прорезывание речи произойдет раньше, а становление будет более эффективным. Все действия с ребенком сопровождайте словами

Общайтесь с ребенком короткими фразами: понятными, простыми словами.

Как можно чаще играйте и общайтесь, находясь на уровне глаз малыша (на ковре, или держа на коленях).

Речь взрослого должна быть эмоционально окрашена. Ребенок быстро и надолго запоминает все, что связано с эмоциями

Задания и просьбы к ребенку должны быть простыми, без многоступенчатости

Книги читать обязательно! Причем согласно возрасту: короткие, с повторяющимися фразами и словами. Читать с выражением, медленно, четко, внятно. Если ребенок просит, нужно читать одно и то же столько раз сколько необходимо ребенку

Не ограничивайте природную двигательную активность

Задавайте простые вопросы. Если ребенок еще не говорит, сами отвечайте на них.

Не торопите ребенка при говорении, не одергивайте

Называйте предметы и действия правильно: мусорная корзина, а не «бяка»; утка, а не «утя»; конфета, а не «няма»

Выбирайте стихи и сказки с договариванием последнего слова: «Наши уточки с утра – кря, кря, кря! Наши гуси у пруда – га, га, га!

Неговорящим детям давайте как можно больше простых поручений: Дай маме куклу! Брось в корзину мячик! Вытри стол!

Давайте смотреть мультфильмы только с хорошими четкими закадровыми голосами, простые по содержанию, положительные по эмоциям. Не более 15 минут в день.

Лучше, чтобы игрушек было немного. Чем проще игрушка — тем лучше развивается мышление. Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, соотносят один предмет с другим.

Играйте в прятки с различными предметами, игрушками и карточками. Спрячьте под платочек 2-3 игрушки, предварительно назвав их. Попросите ребенка найти названную игрушку/предмет/карточку.

Увеличивайте пассивный словарный запас (знакомство с новыми словами) с помощью карточек, сюжетно-ролевых игр, домашнего кукольного театра, прогулок по новым местам.

Изучайте признаки предметов на контрасте– большой и маленький, тихо и громко, быстро и медленно, красный и желтый.

Сведите к минимуму досуг детей с гаджетами и игры и интерактивными игрушками.

Как вызывать речь у неговорящего ребенка до 1 года

Играть! Играть очень эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Целью этих игр является вызвать у ребенка любую речевую реакцию, демонстрирующую как понимание, так и попытки говорить (звукоподражания, договаривания слогов, слов).

Игры на подражание у ребенка до 1 года

«Вынимаем из ведра». Показать ребенку, как можно по одному доставать из ведра (из коробки, из корзинки) кубики, шарики, мелкие игрушки. Побуждать его к повторению действий взрослого.

«Пирамидка». Снимать кольца с пирамидки, приговаривая «Так! Так!», побуждая ребенка к повторению.

Игры на развитие понимания речи до 1 года

«Прятки». Закрыть голову малыша, сидящего перед зеркалом, платком. Спросить: «Где Коля?», снять платок: «Вот Коля!»

«Ай, да мячик!». Поиграть с мячиком, отбивая его об пол, катая и бросая вверх. Покатить мячик, спрашивая малыша «Где?», «Кати!», «Дай!».

«Игрушка и картинка». Показать картинку с изображением машинки, затем показать игрушечную машинку. Спросить: «Где машинка?», пусть малыш покажет и игрушку, и картинку.

Игры на активизацию речи до 1 года

«Пришла собачка». Спрятать под легким платком игрушку, «найти» ее, эмоционально сняв накидку. «Где собачка?» — поднести к ребенку игрушку, — «Ав-ав!». Побуждать малыша к звукоподражанию. «Скажи собачке : «Иди!»

«У медведя дом большой». Развести ручки малыша шире: «У медведя дом большой! Ой-ой-ой!», свести их друг с другом: «А у зайца маленький! Ай-ай-ай!». «Наш медведь пошел домой! Топ-топ-топ! Заинька лег баиньки! Баю-бай!» Побуждать ребенка к договариванию междометий (ой, ай, топ-топ, баю-бай).

«Труба». «Мы пришли и сели, играем на трубе!», дуем в игрушечную трубу: «Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!» Можно вместо трубы сжать руки в кулак и поднести их к губам.

Когда стоит обратиться к специалисту

Но есть и очевидные признаки, которые требуют обязательной консультации специалистов:

  • к концу первого месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;

  • к пятому месяцу он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит;

  • к шестому месяцу не прислушивается к музыке;

  • к семи месяцам не узнает голоса близких;

  • после девяти месяцев у него нет лепета.

К какому специалисту обратиться?

Важно начать обследование с консультации педиатра . Врач оценит состояние здоровья малыша, направит при необходимости к профильным специалистам. Обязательно нужно на приеме отоларинголога исключить повреждения слуха, так как у плохо слышащего ребенка речь не развивается даже при здоровой нервной системе и правильно развитых органах артикуляции.

Вызывание речи у неговорящего ребенка в 1-2 года

Как вызвать речь у ребенка второго года жизни? Здесь требуется комплексное воздействие, включающее в себя игры, дыхательную гимнастику и тренировку артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика

Для координации движений губ, языка, щек с ребенком разучивают движения артикуляционной гимнастики:

«Жмурки». Зажмурить глазки, широко открыть их. Чередовать несколько раз.

«Улыбка – трубочка». По очереди растягивать губы в улыбке и стягивать их трубочкой.

«Шарики». Надуть щеки и «лопнуть» их, нажав пальчиками.

Дыхательно-голосовые упражнения

«Нюхаем цветок». Нюхаем цветок, плавно, медленно вдыхая воздух 3-5 раз.

«Вырасти большой». Поднять руки вверх, потянуться, опустить вниз, произнести «У-У-УХ».

«Корова». «Вот мы слышим, на лугу зазвучало «Му-у-у!» Будем тоже мы мычать и дыханье проверять». Дети делают глубокий вдох и мычат.

«Часики» . Стоя с расставленными ногами, размахивая руками вперед-назад, произносить «Тик-так! Тик-так!»

Игры на подражание у ребенка в 1-2 года

«Комарик», «Жук Женя». «Ловим комарика» в кулачок, подносим к уху малыша со звуком «з-з-з». Предлагаем тоже поймать комарика и послушать его звон. Аналогичная игра проводится с «жуком Женей».

«Греем руки». Предложить подышать на «замерзшие руки»: «х-х-х».

«Ежик». Глядя на картинку с изображением ежика, несущего грибы и яблоки на своих иголках, пофыркать, как еж: «ф-ф-ф».

«Ходьба». «Как косолапый мишка пойдем мы все потише, потом пойдем на пятках, а после на носках. Потом быстрее мы пойдем (ах, ох, ух), и после к бегу перейдем (ухх!).

Игры на развитие понимания речи в 1-2 года

«Снег». Ребенок сопровождает движениями слова взрослого: «Как на горке снег-снег (имитация падающего снега). И под горкой снег-снег (перебираем пальчиками). А под снегом спит медведь (ладошки под щечкой). Тише, тише, не шуметь! (грозим пальцем)».

«Кулачок». «Как сожму я кулачок, да поставлю на бочок, разожму ладошку, положу на ножку».

«Водичка». Сопровождаем движениями и показом чтение потешки: «Водичка, водичка! Умой мое личико. Чтобы глазки блестели. Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок».

Игры на включение в речь простейших слов

«Бобик». Обыгрывание игрушки, изображающей собачку: «Бобик, Бобик, славный пес! Гав! Гав! (2 хлопка в ладоши), Белый лобик, черный нос! Гав! Гав! (хлопаем в ладоши). Бобик! Бобик! Лапку дай! (берем лапку) Гав! Гав! (хлопаем в ладоши), сядь на коврик и не лай! (пальчик к губам).

«Машенька-Маша». На полу расстилается платок, на него сажают куклу. Взрослый тянет за один конец платка, ребенок – за другой. «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. У-ух!» Стимулируют ребенка на произнесение междометия «У-ух!»

«Машинки». Взрослый имитирует движение машины, крутит «руль», побуждая ребенка к произнесению междометий: «Би-би-би! Гудит машина: «Не поеду без бензина!» «Давай поиграем в машинки! Поехала машина: Ж-ж-ж!» Сигналит машинка: «Би-би-би!»

«Гости». В игрушечный домик приходят гости – животные. Они издают звуки, которым может подражать ребенок. Задача взрослого – побуждать малыша к подражанию голосам животных. «Тук-тук! Кто там? «Ко-ко-ко, мяу-мяу, га-га-га, и-го-го…». Давай поговорим с собачкой, с кошечкой, с мышкой.

«Куколка». Укладывание куклы спать. «А-а-а!» Куколка танцует: «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!» Важно стимулировать малыша к вызыванию слов и фраз при помощи вопросов: «Кто это? Что она делает? Как она поет?»

Вызывание речи у неговорящего ребенка в 2-3 года

Все упражнения по вызыванию речи нужно проводить при активном участии взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

Артикуляционная гимнастика

«Зайчик грызет морковку». Поднимаем верхнюю губу, показывая зубы.

«Белка кладет орешки за щеку». Упираемся языком в щеки по очереди.

«Сердитый волк». Прикусываем нижнюю губу верхними зубами.

«Ежик фыркает». Вибрация губ.

«Бодрая и усталая лошадка». Цокаем языком быстро и медленно.

«Крутится юла». Кончиком языка облизать губы по кругу.

«Самолет». Прикусить язык и произнести продолжительно звук Ы.

Игры на активизацию понимания речи в 2-3 года

«Птички». По команде взрослого дети бегают по комнате, изображая птичек, «клюют зернышки», летают быстро и медленно, машут крыльями вверх и вниз.

«Солнышко и дождик». По команде взрослого «дождик» малыш прячется в «домик», по команде «солнышко» — бегает по комнате.

«Вот какие мы!». Ребенок повторяет движения в соответствии со словами: «Мы ногами топ, топ! Мы руками хлоп, хлоп! Головою круть, круть! Руку мы кладем на грудь! Мы погладили животик! Улыбнулись ротиком! Вот какие молодцы!

Игры на запуск простейших фраз через ситуации в 2-3 года

«Отдай команду». Дети учатся отдавать команду игрушкам, куклам, взрослым: «Даша, иди (спи, неси, сиди, ходи, кати, уйди, лепи, дай, стой, пой, ешь, снимай, одевай, помоги)».

«Семья». Рассказать по картинке с изображением семьи и показать пальчиком; «Вот Аня. Тут Вова. Это папа. Это баба. Баба маша. Вот деда. Деда Петя»

«Помоги мне сказку рассказать». При показе простых сказок типа «Теремок», «Репка» взрослый просит малыша помочь ему рассказать сказку. «Тук-тук, Это кто» Я тут буду жить. А ты кто? Иди в дом».

План важнейших действий для развития речи ребенка

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа, большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но при этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.

Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была продуктивной, нужно выполнять ее в определенной последовательности:

Наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и сверстниками.

Определение уровня отставания речи от нормы, если оно, действительно, есть.

Обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.

Устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного малышом перед телевизором и с современными гаджетами.

Формирование сенсорных навыков.

Обучение звукоподражаниям, договариванию звуков.

Выполнение дыхательных упражнений, гимнастики для губ и языка.

Развитие понимания речи, пассивного словаря.

Создание у ребенка потребности в общении, отказ от чрезмерной опеки.

Создание насыщенной среды для запуска речи, включающей в себя сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями, активное общение со взрослыми и сверстниками.

Обращаться к специалисту нужно в любом случае, когда вас тревожит, что ребёнок слишком долго молчит или слишком мало говорит. Не откладывайте этот визит, потому что в серьезных случаях никакие педагогические усилия не дадут результата, если не будут учтены рекомендации врачей.



Используемая литература

  1. Гришвина А. В., Пузыревская Е. А., Сочеванова Е. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. — М.: Просвещение, 1988.

  2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Игры и упражнения дидактические. — М.: БукМастер, 1993.

  3. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1–3 года). — М.: Мозаика-Синтез, 2003.

  4. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Психотерапевт, 2001.

  5. Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. — М., 2004.

  6. https://kukuriku.ru/razvitie/ranee/rechevoe/vyzyvaem-rech/ 19.08.2019

  7. https://bestbabyclub.ru/zrr/ 19.08.2019






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рекомендации для родителей "Нормы развития речи дошкольников"

Автор: Анастасия Петровна Автомошина

Дата: 27.01.2024

Номер свидетельства: 644783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда" "
    ["seo_title"] => string(68) "sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-khoroshaia-riech-slashchie-mioda"
    ["file_id"] => string(6) "113799"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411052973"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Методические рекомендации родителям по подготовке ребенка к школе."
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_roditieliam_po_podghotovkie_riebienka_k_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "438153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1510331331"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Зарядка для пальчиков "
    ["seo_title"] => string(24) "zariadka-dlia-pal-chikov"
    ["file_id"] => string(6) "167329"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423067663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Рекомендации родителям будущих первоклассников "
    ["seo_title"] => string(58) "riekomiendatsii-roditieliam-budushchikh-piervoklassnikov-1"
    ["file_id"] => string(6) "240806"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445110329"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Основные  направления деятельности педагога-психолога. "
    ["seo_title"] => string(63) "osnovnyie-napravlieniia-dieiatiel-nosti-piedaghogha-psikhologha"
    ["file_id"] => string(6) "180148"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425131135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства