Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для родителей»
Рекомендации учителя-дефектолога для родителей детей 3-4 лет
Развитие зрительного восприятия:
Обогащение представления об основных и оттеночных цветах, развитие умения соотносить их (названия цветов: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, оранжевый, фиолетовый; соотнесение и сортировка предметов и изображений по цвету)
Обогащение представления о формах и фигурах, развитие умения соотносить их (названия фигур и форм: шарик, кубик, квадрат, круг, треугольник, можно вводить овал, прямоугольник; соотнесение и сортировка игрушек, предметов, изображений по форме; соотнесение фигуры с отверстием, игры с коробочкой форм, доской Сегена и их вариаций)
Развитие умения соотносить предметы по величине, понятий большой-маленький, больше-меньше, умения собирать пирамидку, матрешку, выстраивать сериационный ряд (по величине от большего к меньшему).
Развитие умения складывать крупные пазлы и разрезные картинки (из 3 и более частей)
Развитие умения конструировать из кубиков по образцу («построй такой же»), совместные игры с конструктором, кубиками, лего и т. п.
Развитие слухового восприятия:
Развитие умения определять на слух положение источника звука в пространстве («Где звучит»)
Развитие умения определять на слух источник звука («Что звучит» - погремушки, звучащие игрушки, инструменты), прислушивание к окружающим звукам, их угадывание, прослушивание голосов животных и т.д.
Развитие чувства ритма (воспроизведение ритма хлопками (/ //, // / / и т.д.), прослушивание музыки и т.д.)
Развитие тактильного восприятия:
Развитие умения различать температурные ощущения (горячее-холодное, теплое-холодное)
Развитие умения находить на ощупь предмет из нескольких предложенных («Чудесный мешочек»)
Развитие умения различать на ощупь предметы разной текстуры и материала
Развитие речи:
Развитие понимания обращенной речи, простых и сложных речевых инструкций
Пополнение и активизация словарного запаса (называние окружающих предметов и явлений)
Развитие лексико-грамматического строя речи («Один-много», «Назови ласково», «Назови детеныша», согласование прилагательных и глаголов с существительными в роде, числе, падеже, исправление ошибок в речи ребенка)
Развитие и усложнение фразовой речи
Развитие психических процессов:
Формирование процессов обобщения и классификации (формирование обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д., «Разложи картинки»)
Развитие умения сравнивать предметы и их изображения («детское лото с картинками»)
Развитие наглядно-действенного и формирование наглядно-образного мышления («Квадраты Никитина», установление последовательности из 2 сюжетных картинок (что сначала, что потом), использование в быту и в игре предметов-заместителей)
Развитие памяти («Что изменилось», заучивание стихов и т.д.)
Развитие внимания
Развитие элементарных математических представлений:
Формирование понятий один-много
Ознакомление с окружающим:
Развитие ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве (сверху-снизу, спереди-сзади, в, на, под, около)
Развитие ориентировки во времени (времена года и части суток)
Формирование представления об опасностях на улице и в дома.
Обучение игре:
Формирование представления о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом.
Развитие умения использовать предмет-заменитель, фиксирующую речь (просьба ребенку рассказать что он сейчас делал, во что играл и т.д.).
Развитие сюжетной игры (в игре разворачивать сюжет, выполнять последовательность определенных действий)
Развитие мелкой моторики (тонкие движения пальцев рук): шнуровки, перебирание мелких предметов, игры с бусинами, сухие бассейны, лепка, рисование, аппликация, пальчиковые гимнастики, массаж Су-Джок (маленький колючий шарик, внутри с пружинками, продается в аптеке. Пружинки прокатываем по каждому пальчику 4-5 раз) и т.д.
Общие рекомендации: по минимуму мультфильмов, телевизора; максимум совместной деятельности, общения. Как можно больше разговариваем с ребенком, все рассказываем, объясняем, играем в разные игры (дидактические, сюжетные, подвижные), читаем книги. Даем ребенку высказываться, слушаем, проявляем заинтересованность, не перебиваем, не торопим.