Просмотр содержимого документа
«Речевые игры для детей 4-5 лет»
Речевые игры для детей 4-5 лет
Игра. «Поймай - скажи».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование. Мяч.
Описание игры. Дети становятся в круг.
Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Образец: Корова - мычит;
лягушка - квакает;
кошка - мяукает;
волк -воет;
собака - лает;
тигр - рычит. Ведущий называет какую - либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. Образец: Врач - лечит;
художник - рисует;
повар - варит;
пожарник -тушит;
плотник - строгает.
Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое- либо действие его. Образец: Сережа - катает;
Люба - играет;
Дима – прыгает.
Игра. «Как кто передвигается?».
Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).
Оборудование. Предметные картинки.
Описание игры. Показывают изображения животных, птиц, насекомых и спрашивают у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.
Игра. "Скажи наоборот"
Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.
Оборудование. Кукла Чипполино.
Воспитатель. К нам, в детский сад, пришел в гости Чипполино. Все ему у нас нравится: как мы зарядку делаем, как играем, лепим из пластилина, рисуем, поем и танцуем.
Однако... Чипполино, а почему ты загрустил? Что? Скажешь мне на ухо? Что? Не умеешь подбирать, как наши дети, слова - "наоборот", слова с противоположным значением? Ребята, поможем Чипполино? Я буду называть слова, а вы вместе с Чипполино придумайте слова- "наоборот", слова с противоположным значением.
Воспитатель -дети,
Входить-выходить
Вбегать-выбегать
Прибегать- убегать,
Привозить- увозить,
Прилетать- улетать,
Приходить- уходить,
Подплывать- отплывать,
Закрывать-открывать,
Вставать- ложиться,
Говорить- молчать,
Мириться- сориться,
Надевать- снимать.
Игра. «Кто как ест?»
Цель: продолжать знакомить детей с действиями, которые выполняют животные.
Цель: учить детей навыкам словообразования глаголов, обозначающих профессии.
Крановщик - на кране....(работает).
Точильщик - ножи... .(точит).
Барабанщик - на барабане .. .(играет).
Регулировщик - уличное движение.. ..(регулирует).
Каменщик - стены ... .(кладёт).
Пильщик - дрова.. .(пилит).
Шахматист - в шахматы (играет).
Футболист - в футбол (играет).
Шофёр - на машине (работает).
Штангист - штангу (поднимает).
Игра «Слово рассыпалось».
Цель: учить детей составлять слова, обозначающие действия.
Предложить детям закончить слово.
Да... (ёт)
По... (ёт)
Ве...(зёт)
Бе...(рёт)
Жи...(веет)
И...(дёт)
Кла...(дёт)
Закончи предложение.
Цель: учить детей подбирать подходящее по смыслу слово, которое обозначает действие.
Медведь осенью засыпает, а весной...
Берёзка от ветра наклонилась, а затем...
Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный ...
Мы в метро сначала спускаемся, а потом ...
При расставании люди прощаются, а при встрече ...
Мокрое бельё развешивают, а сухое ...
Вечером солнце заходит, а утром ...
Старую мебель надо вынести, а новую ...
Мальчик рукавичку уронил, а потом ...
По одёжке встречают, а по уму ...
Дождь траву намочил, а солнышко ...
Найди лишнее. Цель: учить детей слушать внимательно и называть слова, которые не соответствуют заданным действиям.
Игра. "Кто больше назовёт профессий?"
Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель -строит, учитель - учит и т. д.). Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т.).
Организация занятия. Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т.).
Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас.
А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.)
Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия.
Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.)
Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.)
Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.
Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.
Описание игры. Взрослый катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.
· Помидор круглый, а огурец… (овальный).
· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).
· Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).
· Помидор большой, а огурец… (маленький).
Игра с мячом «Одна семейка»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).
Описание игры. Взрослый задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.
· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).
· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).
· Как называется сок из лимона? (Лимонный).
· Как назовем пирог с лимоном? (Лимонник).
Игра «Маленькие поварята»
Цель: активизировать словарь глаголов.
Описание игры. Взрослый предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.
· Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).
· Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).
Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: развитие связной речи, мышления.
Описание. Взрослый помещает на наборное полотно схему (см. Приложение 1) составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу.
· Как он называется? Это фрукт или овощ?
· Где он растет?
· Какой он по величине?
· Какой он по цвету?
· Какой он по форме?
· Какой он на вкус?
· Какой он на ощупь?
· Что из него можно приготовить?
Игра «Угадай-ка!»
Цель: Обучение составлению загадок-описаний.
Описание игры. Освоив задания с использованием схемы, дети учатся составлять загадки-описания о фруктах и овощах.
Игра «Закончи предложения»
Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)
Описание игры. Взрослый выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.
· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).
· Мама купила груши, … (потому что хочет испечь грушевый пирог).
· Мы пришли из сада радостные, … (потому что собрали большой урожай слив).
· Я не люблю лук, … (потому что он горький)
· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).