kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Речевое развитие в экологическом воспитании детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Речевое развитие в экологическом воспитании детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС»»

«Речевое развитие в экологическом воспитании детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС»


Актуальность: Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.  Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.


Цель: развитие речи детей первой средней группы в процессе экологического воспитания.

Задачи:

  • обогащение и активизация словаря;

  • развитие связной речи;

  • развитие слухового восприятия

  • формирование правильного звукопроизношения

  • ознакомление детей с художественной литературой



Великий педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский писал -

«Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь.

Все компоненты — звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и связная речь, формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Только в процессе общения ребёнок овладевает речью.

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.

Умение строить предложения различной структуры тесно связано с накоплением словарного запаса. Соответствующим образом через знакомство с природой происходит его формирование. Речь является главным показателем уровня развития детей.

Занятия по экологии проводятся раз в две недели, чередуясь с занятиями по ознакомлению с предметным миром.
Работа на занятиях тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом, с воспитателем, оформляют свои мысли и высказывания.

На прогулке я знакомлю детей с изменениями в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). С детьми составляем описательные рассказы о сезонных изменениях в природе. На прогулках я организую игры с природными материалами (песок, вода, снег, листья, плоды). На прогулке использую игровые упражнения направленные на развитие слухового восприятия, на формирование правильного звукопроизношения: Очень детям нравиться игра «Найди по описанию».

Подвижные игры природоведческого характера помогают формировать речевую активность детей. Закреплять поставленные звуки. Очень детям нравиться игра «Жуки», в которой идет закрепление звука «Ж», еще мы играем в игры «Листья» (звук Ш), «Лошадки» (звук Ц)

Настольно-печатные игры (лото, домино, разрезные картинки, парные картинки) словесные игры развивают у детей связную речь, обогащают словарь, обобщают и систематизируют у детей знания о природе.

Для повышения эффективности развития словаря и грамматического строя речи у дошкольников большое значение уделяю дидактическим эколого-речевым играм: «Кто, где живёт?», «Что за птица?», «Что сначала, что потом», «Что опасно для природы», «Что растет в лесу», «С какого дерева упал листок?», «Кто, чем защищается», «Когда это бывает?»

В группе очень много детской художественной природоведческой литературы. Помимо обогащения словаря и развития связной речи чтение данной литературы помогает детям познать природу во всём её многообразии Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, задают вопросы, делятся впечатлениями. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, что так же способствует развитию речи.

Часто использую чтение экологических сказок, которые развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Очень детям понравились сказки «Какое бывает солнышко», «Кто вырастил ягодку», «Почему на крыше сосульки», «Почему льдинка исчезла».

Из экологических сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.



Предметно-развивающая экологическая среда в группе так же способствует речевому развитию дошкольников, а именно, знакомлю детей с комнатными растениями, их названиями, как за ними надо ухаживать. С помощью календаря природы дети отражают результаты наблюдений, обозначают время года, состояние погоды. Ежедневно мы с детьми беседуем об изменениях погоды, выясняем, почему они происходят. Наглядные пособия, игры я использую для обогащения и активизации словаря, для закрепления правильного звукопроизношения, для развития фонематического слуха. Оборудование для экспериментирования помогает детям познавать окружающий мир: устанавливать связи, делать обобщения. Игрушки, муляжи овощей я использую в играх для закрепления знаний.

Дети с удовольствием занимаются в уголке природы. Им нравится работать с календарем природы, ухаживать за растениями, играть в игры, экспериментировать.

В экологическом воспитании большая работа проводиться с родителями воспитанников: совместное озеленение территории детского сада; субботники; родительские собрания; тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Зимушка – зима»); экологические акции, например «Трудно птицам в день морозный»; Консультации для родителей: «Давайте задумаемся о речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания».

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей. Показывает родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. 

Окружающий мир природы — это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для речевого развития ребенка.















Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/304140-rechevoe-razvitie-v-jekologicheskom-vospitani


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Речевое развитие в экологическом воспитании детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС»

Автор: Акименко Ольга Николаевна, Волобуева Валентина Васильевна

Дата: 16.05.2025

Номер свидетельства: 669914

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Доклад "Методы и формы организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС""
    ["seo_title"] => string(77) "doklad_metody_i_formy_organizatsii_vneurochnoi_deiatelnosti_v_usloviiakh_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "632962"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685665816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства