Просмотр содержимого документа
«Речевое развитие как составная часть интеллектуальной готовности к школе»
Речевое развитие как составная часть интеллектуальной готовности к школе
Очень важно, чтобы ребёнок, поступив в школу, не ощущал проблемы из-за своего недостаточного речевого развития.
Вот некоторые речевые проблемы у будущего школьника, которые могут стать серьёзным препятствием успешного обучения и общения со взрослыми и сверстниками.
Существует недуг, порой называемый "словесной слепотой", который связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Называют его дислексией. Это - частичное нарушение процесса чтения в виде постоянно повторяющихся ошибок из-за несформированности высших психических функций. Этим недугом страдают от 5 до 12% людей. Среди знаменитых дислексиков известны чаще всего творческие, эмоциональные личности - Леонардо да Винчи, Петр Первый, Уинстон Черчилль, Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Ганс Христиан Андерсен, Джордж Буш.
Существуют разные виды дислексий:
трудности звукобуквенного анализа (неумение определить их место в слове);
нарушение понимания смысла прочитанных слов, предложений, текста (невозможность повторить то, что было прочитано);
недоразвитие грамматического строя речи (нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.);
сложность усвоения всех букв;
проблемы запоминания или замена графически сходных букв;
нарушения при изолированном узнавании и различении буквы.
Опыт показывает, что в возрасте 6-8 лет некоторые дети пишут буквы и числа зеркально. При этом также наблюдается «зеркальное» чтение (перестановка букв в словах) и затруднения в лево-правой ориентировке в пространстве. С возрастом, по мере овладения навыками чтения и письма, эти нарушения, как правило, проходят. Тем не менее, остается группа детей, продолжающих «зеркалить». Чаще всего упорно «зеркалят» левши или так называемые «скрытые левши».
Процесс овладения чтением и письмом очень сложен. В нем задействованы многие системы мозга. Для того, чтобы понять, насколько непросто научиться читать и писать, представьте себя изучающими арабскую или китайскую письменность. При обучении чтению и письму ребенок должен запомнить зрительный образ буквы, запомнить, какому изображению соответствует определенный звук, должен научиться анализировать звуковой и буквенный состав слова. «Зеркалящие» дети могут путать похожие буквы («б» и «д»), путать числа, скажем 17 и 71. Понятно, что такая путаница не способствует письму и счету без ошибок. Кроме того, ребенок должен усвоить, что при письме и чтении звуки и буквы нужно как бы нанизывать на бусы по очереди, в строго определенной последовательности. Он учится удерживать в памяти предыдущие буквы и звуки, объединяет их, а затем соотносит полученное сочетание звуков с определенным смыслом. Ребенок тем лучше справляется, чем большей усидчивостью, внимательностью и умением слушать обладает.
Родителям лучше в первые две четверти оставаться рядом с первоклассником, особенно при выполнении первых домашних заданий.
Проблемы дислексии наблюдаются у детей с трудностями ориентировки в пространстве, в определении левой и правой стороны. У таких ребят отмечается неточность определения формы и величины. У них проявляются затруднения при составлении целого из частей при конструировании и при воспроизведении заданной формы. Следует задуматься, если ребёнок
плохо различает и воспроизводит звуки;
с трудом учит стихи;
путается в порядке следования времён года и дней недели;
не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
К группе риска детей, предрасположенных к дислексии, относятся также:
1) леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры, одинаково владеющие как правой, так и левой рукой;
2) кинестетики – дети, которые нуждаются при изучении предмета в его ощупывании, тесном обследовании;
3) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;
4) дети с задержкой развития устной речи.
Несмотря на то, что дислексия сама по себе является хоть незначительным, но нарушением, некоторые учёные и психологи считают её уникальным даром, который дается не каждому. Мозг такого ребенка работает так же, как и мозг великих гениев. У таких детей есть определенные умственные способности. Они:
более любопытны, чем остальные;
мыслят в основном образами, а не словами;
высокоразвита интуиция и проницательность;
они думают и воспринимают в многомерном представлении, используя все органы чувств;
имеют яркое воображение.
Если эти способности не подавлены и не разрушены воспитательным процессом, то они дадут в результате две характеристики: интеллект выше среднего уровня и высокоразвитые творческие способности.
И всё же не следует мириться с этим, так как за дислексией в процессе школьного обучения часто появляется и дисграфия, то есть те же речевые ошибки возникают и при письме. Дети зеркально пишут буквы, переставляют в словах буквы и даже слоги, допускают много грамматических ошибок. Взрослые часто принимают это за невнимательность, ругают и наказывают ребёнка.
Коррекционная работа по профилактике данного недуга заключается в следующем:
Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Развитие фонематического слуха, фонематических представлений;
Развитие слогового анализа и синтеза.
Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Формирование изобразительно-графических способностей.
Развитие последовательности действий и планирования.
Можно предложить в качестве домашних заданий несложные игровые упражнения, которые помогут с увлечением готовиться к школе.
Чтобы помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память, можно устроить такие игры:
Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка: «Я напишу, а ты угадай, какая это буква».
Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
Можно «писать буквы» на руке или на спине ребёнка, предлагая отгадать их.
Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами окружающего мира.
Полезно, чтобы в процессе запоминания букв активно вовлекались зрение, слух, мускулатура пальцев рук. Это стимулирует запоминание ребенком букв, тренирует его образное восприятие и развивает речь в целом.
В логопедической практике для предупреждения нарушений письменной речи у детей широко используются изографы. Это картинки, на которых слова нарисованы буквами, которые расположены в пространстве различным образом. Оптически буквы похожи на предмет, в названии которого они используются. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово.
Предлагаю вам некоторые из них. Возможно вам удастся придумать дома новые изографы.
Хочется показать вам, как можно осуществлять работу по развитию фонематического анализа и синтеза. В ней существует определенная последовательность:
Выделение звука в слове. Например, определить, какой звук есть во всех предложенных слова: бык, собака, батон, лобик и т. д.
Вычленение звука в начале и в конце слова.
Определение последовательности звуков в слове.
Знакомство с гласными и согласными звуками.
Построение звуковой схемы слова.
Определение местонахождения звука в слове.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Научно доказана взаимосвязь речевого развития и ловкости рук. Ребенок, у которого уровень развития пальцев рук достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь.
Существуют нетрадиционные техники, которые способствуют развитию ручной умелости:
Штампы.
Работа с ножницами.
Техника обрывания бумаги.
Рисование пальчиками.
Ниткография.
Скатывание бумажных комков и шариков.
Некоторые дети не могут правильно держать ручку или карандаш, в этом им помогут следующие упражнения: