kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация "Реализация системно- деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ" для воспитателей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ как условие повышения качества дошкольного образования.»

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дошкольного образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на качество образования, где развитие личности ребенка – это неукоснительное соблюдение его прав, обеспечение его интересов, удовлетворение его потребностей, развитие его способностей. ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательного процесса в ДОУ. Посредником между деятельностью и субъектом деятельности (ребенком) призвана стать личность педагога. Таким образом, педагогика становится не только лишь средством воспитания и обучения, но в большей степени – средством стимулирования творчески-поисковой активности. Обновление содержания образования требует от педагога поиска образовательных технологий, активизирующих активность, деятельность ребенка, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности.

Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Системно-деятельностный подход предполагает: − воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т. д.; − признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития воспитанников; − учёт индивидуальных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательных целей и путей их достижения. Основная идея системно-деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка.

Суть воспитания с точки зрения системно-деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми. Педагог не дает готовые образцы нравственной и духовной культуры, он создает, вырабатывает их вместе со своими воспитанниками. Совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса. Одной из таких технологий позволяющей реализовать системно-деятельностный подход в образовательном процессе ДОУ, является технология Л.В. Михайловой-Свирской «План – дело – анализ». Технологию «План – дело – анализ» можно назвать дневным циклом жизнедеятельности детей. Основные формы жизнедеятельности детей – самостоятельная и совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. Основные формы педагогических действий – моделирование развивающей предметно-пространственной среды, обучение в процессе совместной деятельности, поддержка самостоятельной деятельности, в том числе в совместно выбранных формах образовательной деятельности. Пошаговая технология деятельности с детьми основывается на: выявлении субъектного опыта ребенка. Выявление субъектного опыта требует, диалога, в основе которого – понимание, принятие, сотрудничество, поддержка. Компонентами диалога является утренний групповой круг, на котором осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнеров и т. д.). В основе утреннего круга используется методика «Модель трех вопросов» – «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?» Все идеи и высказывания детей записываются на специально подготовленном листе бумаги с указанием автора идеи. Воспитатели, специалисты ДОУ, родители обучающихся имеют равные права для внесения в план идей по темам недели, проектам, видам деятельности. В ходе и в результате совместного обсуждения идей во время утреннего группового круга вырабатывается совместный план действий для реализации проекта, темы недели и т. д. В конце дневного цикла проводится итоговый (вечерний) круг – итоговый круг проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное, реализуют свои планы в течение дня. Задачи итогового круга – предъявить индивидуальные достижения и итоги работы в Центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития). Ежедневные обсуждения на утреннем круге и итоговом круге запланированных и выполненных дел могут рождать новые идеи и инициативы детей и взрослых, которые будут внесены в план. Если на листе бумаги недостаточно места, дополнения можно выписывать на отдельных листочках и подклеивать их к основному плану. Воспитатель является одним из источников идей, но не единственным. Детям предоставляют достаточную свободу для реализации их собственных потребностей. Данная технология также основывается на предоставлении права выбора в условиях разнообразия возможностей. Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем востребованности детьми центров активности. Чтобы оценить востребованность детьми Центров активности в группе воспитатели используют маршрут занятости в Центрах активности. В конце недели воспитателем подсчитывается количество посещений ребенком того или иного Центра. Наблюдение за детской активностью помогает изменить педагогу характер работы в Центрах.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2013. – №4. – С. 18–22.

2. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: Обруч, 2011. – 240 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Карпова Татьяна Александровна

Дата: 18.12.2023

Номер свидетельства: 642663

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(63) "probliemy-riealizatsii-fgos-nachal-nogo-obshchiego-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "213485"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432060541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства