kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ПИСЬМУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. У большинства детей дошкольного возраста выявлен недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей пальцев рук, что препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Работа по развитию мелкой моторики должна быть систематичной и базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ПИСЬМУ»»

Реферат


«РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ПИСЬМУ»


Оглавление



ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ 4

1.1.Пути и условия успешной подготовки детей к письму……………………4

1.2. Основные направления в работе с детьми 6

1.2.1. Тренировка зрительно-двигательной координации. 6

1.2.2. Обучение ориентировке на листе бумаги. 8

1.2.3. Формирование базовых графических навыков. 9

1.2.4.Развитие мелкой моторики руки. 11

Глава 2. РОЛЬ И МЕСТО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ПИСЬМУ 13

2.1. Развитие графических навыков посредством развития мелкой моторики 13

2.2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

Список использованных источников…………………………………………..34

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет не теряет своей актуальности.

У большинства детей дошкольного возраста выявлен недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей пальцев рук, что препятствует овладению навыками самообслуживания, затрудняет манипуляцию различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников несовершенство мелкой моторики затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Цель исследования: разработать и реализовать на практике программу коррекционно-развивающих заданий по развитию мелкой моторики у старших дошкольников.

Объектом исследования является мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является влияние развития мелкой моторики рук на готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Гипотеза. Формирование готовности старших дошкольников к обучению в школе будет проходить более успешно при условии использования комплекса заданий, направленных на повышение уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

  2. Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к письму;

  3. Разработать и систематизировать комплекс разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка.

Методы исследования: изучение литературных источников по проблеме исследования; проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов. Методики, направленные на определение готовности руки к письму и уровня развития мелкой моторики: методика изучения графического навыка по Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикову, методика количественной оценки мелкой моторики, методика «Дорожки» Л.А. Венгера.

Исследование проводилось на базе МАДОУ детский сад №12 в средней - подготовительной группе в 2010-2013г.г.

Новизна исследования состоит в том, что предлагается система работы по развитию мелкой моторики у дошкольников в соответствии с современными требованиями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики может быть использована в работе воспитателей ДОУ.


Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна быть систематичной и базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.







ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Пути и условия успешной подготовки детей к письму

В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [47].

При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности детей (изобразительной, продуктивной, игровой, бытовой), прямо или опосредованно влияющей на развитие функции руки (Е.В. Гурьянов, 1959; Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова, 1987; Т.С.Комарова,1970).

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5—6-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны.

Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил как от ребенка, так и от родителей, педагогов. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития мелкой моторики руки и координации движений [13].

Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий.

Акт письма определяется учеными (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. Д. Гурьянов, Л. Р. Лурия) как сложный вид координационной деятельности человека. Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения.

Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных координации, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе.

Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.

А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон считают, что сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений. В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет нам считать упражнение основным методическим приемом, обеспечивающим приобретение графического навыка. Успешность овладения навыком письма связана с развитием у детей необходимых сенсомоторных связей (зрительно-двигательных, слухо-двигательных, рече-двигательных и т.д.), кинетических ощущений, зрительного восприятия, представлений, произвольных координаций, высокой точности, зрительно-пространственной ориентации и т.д.

По мнению педагогов и психологов, работа по подготовке руки к письму должна быть систематической и комплексной, то есть осуществляться в следующих основных направлениях в работе с детьми:

  • развитие мелкой моторики руки;

  • тренировка зрительно-моторных и слухо-моторных координаций;

  • обучение ориентировки на листе бумаги;

  • формирование базовых графических навыков (с 5-5,5 лет – рекомендуют физиологи и медики) [57].

Для эффективной подготовки руки ребенка к письму важно тесное творческое взаимодействие воспитателя и семьи ребенка, т.к. формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.


    1. Основные направления в работе с детьми

      1. Тренировка зрительно-двигательной координации.

Особое внимание педагогу необходимо обратить на выработку у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука», которые также нередко оказываются недостаточно сформированными к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим малышам подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Развивать зрительно-моторную координацию можно путем использования специальных заданий:

  • задания на копирование образцов, расположенных близко и непосредственно в поле зрения детей, а затем они постепенно удаляются и располагаются, например, на классной доске;

  • разнообразные подражательные и копирующие движения: имитация зрительно воспринимаемых движений другого человека, согласованные действия, срисовывание, обведение, дорисовывание и т.д. Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры. При этом вначале педагог может вместе с воспитанником выполнять необходимые движения — помогать «писать», подойдя к нему сзади и взяв его ладони в свои. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами. [10];

  • задания по раскрашиванию рисунков

Ребенок, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствует усталости, он делает это с удовольствием, свободно, хотя его рука проделывает те же манипуляции, что и при письме. Поскольку эта работа не затрудняет ребенка, он может сосредоточиться на основной задаче – выполнении гигиенических правил письма;

  • штриховка – одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего;

  • знакомство с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы XX века [18];

  • задания, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого по прямой, волнистой линии или через лабиринт;

  • задания, в которых надо определить, что нарисовано, соединив все точки.

1.2.2. Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Многие дети дошкольного возраста плохо ориентируются на листе бумаги. Поэтому целесообразно проводить с ними упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия. Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки.

Целью графических упражнений является формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку), развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Готовя ребенка к школе, можно проводить следующие задания:

  • «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку воспитателя;

  • используя специально подобранный иллюстративный материал и прием «вхождения в картину», следует предлагать детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя;

  • дидактическая игра «Морское путешествие», в процессе которой по листу бумаги синего цвета (море) ребенок перемещает квадрат (корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом корабля): из середины (центра) в левый верхний угол, затем – в правый нижний и т. д.

- нарисовать фигурку справа или слева от нарисованной;

- определение правой и левой сторон предмета и т.д.

1.2.3. Формирование базовых графических навыков.

Для формирования у ребенка графического навыка необходимо обучать его с помощью системы специальных упражнений. Основным содержанием образовательной деятельности по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук [48].

Для подготовительных упражнений первоначально используется нелинованная бумага. Каждое задание необходимо связывать с реальным предметом или с какой-либо жизненной ситуацией: "домик улитки" (спираль), "лужи", "облака", "солнце" и его "лучи" (овал, круг), "волны", "водоросли" (волнистые линии) и т.д. Задания, предложенные в игровой форме, не только вызывают у детей интерес, но и за счет положительного эмоционального настроя способствуют повышению психического тонуса, а следовательно, и эффективности обучения в целом.

Первые задания целесообразно выполнять фломастерами: они не требуют сильного нажима, а линии получаются яркие и привлекательные. После того как дети научатся пользоваться фломастерами, переходят к письму ручкой. При этом взрослый постоянно контролирует, правильно ли сидит ребенок и как он держит фломастер или ручку.

Последовательность заданий основана на закономерностях формирования графического навыка письма как двигательного акта. Прежде всего, отрабатываются ритмические круговые движения руки, имеющие широкий размах. Для этого даются контурные изображения таких предметов, как улитка, клубок ниток, шланг и т.д. На рисунках стрелками указываются направления движения руки: снаружи внутрь или наоборот. Дети обводят, например, "домик" улитки. Начинают с самого большого витка и, стараясь не отрывать фломастер от бумаги, проводят все меньшие и меньшие витки.

Затем надо "выбраться из домика": ребенок проводит линии, постепенно увеличивая витки до максимального размаха. Так же, руководствуясь направлениями стрелок, дети обводят пунктирные линии на других рисунках. Линии на бумаге целесообразно предварять "репетицией" предстоящего движения в воздухе.

Волнистые линии, полуовалы, овалы, петли расположены на рисунках так, что воспитанник переходит от широких движений к все более мелким. Действия включены в понятные детям ситуации: большие волны поднимают парусник, от лебедя идут более мелкие волны, прыжки кузнечика и птички, следы, оставляемые коньками фигуристки; чешуйки, которыми надо покрыть тело рыбки; огурцы и помидоры, которыми надо наполнить банки, и т.д. Для того чтобы первоклассникам было интересно, многие задания даются в игровой форме и сочетаются со стихами, считалочками, скороговорками.

Для письма важно, чтобы ребенок умел призводить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения. Такие движения можно отрабатывать, например, при равномерном нанесении элементов узора на бумагу. При этом больше времени рекомендуется уделять таким узорам, которые характеризуються плавностью линий и рисовать которые нужно не отрывая карандаша от бумаги. Это могут быть различно рода завитки: разные по величине, направленности (с наклоном влево или вправо), слитности [4].


1.2.4.Развитие мелкой моторики руки.

Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук.

Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Однако начинать работу по ее развитию нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.



И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Прежде, чем приступить к письму, необходимо подготовить руку ребенка, чтобы потом обучение доставляло ему радость. При этом необходимо учитывать психологические и физиологические особенности детей, проводя с ними подготовительную работу к письму.

Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически заниматься развитием мелкой моторики, сенсомоторной координации, учить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, как педагогам, так и родителям. О том, как эта работа проводится в МАДОУ, каковы пути и условия ее развития рассмотрим в следующей главе.




Глава 2. РОЛЬ И МЕСТО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ПИСЬМУ

2.1. Развитие графических навыков посредством развития мелкой моторики

Для изучения влияния мелкой моторики на подготовку детской руки к письму было проведено исследование. Эксперимент проводился на базе МАДОУ детский сад №12г. Уфа в 2011-2013г.г. В нем принимали участие 5 человек: дети старшей – подготовительной группы детского сада в возрасте 5 – 7 лет. Было исследовано развитие мелкой моторики каждого ребенка в динамике по методике изучения графического навыка Н.В. Нижегородцевой, В.Д. Шадрикову, методике количественной оценки мелкой моторики, методике «Дорожки» Л.А. Венгера. На основе сравнительного анализа данных каждого ребенка, полученных во время констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, формировались выводы о роли развития мелкой моторики в подготовке руки к письму.

Развитие мелкой моторики определялось по таким показателям как степень дифференцированности движений, согласованность движений, ручная умелость, точность движений при работе с пишущим инструментом. В зависимости от качества выполнения заданий были выделены следующие уровни:

низкий уровень – тонкие движения пальцев рук некоординированны, движения скованные, отсутствует точность, ловкость движений, к концу выполнения задания пальцы становятся неловкими и напряженными. Дети не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные;

средний уровень –мелкая моторика развита недостаточно, дети испытывают трудности при выполнении определенных двигательных операций. Тонкие движения рук недостаточно координированы, ловки, уверены, дети не могут регулировать силу пальцев рук при нажиме;

высокий уровень – мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.

Для определения готовности к письму воспитанникам было предложено выполнить ряд заданий. За правильно выполненное задание ставился «+» - 1 балл, если были допущены незначительные ошибки «=» - 0,5 балла, если задание не выполнено «-» - 0 баллов.

Исследование развития мелкой моторики проводилось с детьми индивидуально в игровой форме.

Методики исследования:

  • «Пальчиковые упражнения»

  • Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

  • «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)

  • «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).

  • «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

  • Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

  • «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)

  • «Вырезание ножницами»

Перед каждым сидящим за столом ребенком кладут ножницы и карточку с изображенными на ней концентрическими кругами. Дают задание: «Посмотрите, здесь нарисованы два круга. Постарайтесь вырезать первый из них (показать какой), не разрезая второй».

  • Методика «Нарисуй простой узор»

Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

  • «Трудные виражи»

Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

Сначала попросить каждого ребёнка провести пальцем по точкам, потом взять в руки ручки и ещё раз провести по ним, стараясь повторять все изгибы. В процессе выполнения задания следует следить за детьми, чтобы они не спешили и не мешали друг другу.

  • «Упражнение на дорисовывание»

Детям предлагали дорисовать недостающую часть фигуры.

Результаты проведенного мониторинга экспериментальной и контрольной группы в начале и конце 2011-2012 г.г. представлены в таблицах 1 и 2. (Приложение 1) и отражены в диаграммах ниже.


Из представленных диаграмм видно, что на начало 2011-2012 учебного года, дети старшей группы, к сожалению, имеют низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении нарисовать простой узор, провести линии, выполнить штриховку или вырезать аккуратно фигуру.

Анализ нарушений.

Этап пальчиковых упражнений:

  1. При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

  2. В движения включались не все пальцы, которые были заданы в образце. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

  3. Некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение.

  4. Затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.

  5. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.

Этап графических упражнений:

1. В рисовании домика двум девочкам экспериментальной группы понадобилась незначительная помощь педагога, у троих детей задание вызвало большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка

2. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию.

В рамках экспериментальной площадки мною был составлен план работы на 2011-2012 учебный год (см. Приложение 2)

С целью совершенствования тонкой моторики руки для воспитанниц мною был организован кружок «Изонить», где они знакомились с техникой заполнения угла и круга, учились пользоваться иглой (см. Приложение 3). Занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью 20-25 минут. Структура занятия включала в себя 3 части: вводная, основная и заключительная. Каждое занятие начиналось с организационного момента, создания эмоционального настроения у детей. В основной части я объясняла новый материал, дети выполняли задание, по мере необходимости проводилась индивидуальная работа. В заключительной части подводился итог занятия, проводился анализ детских работ.

К каждому празднику девочки своими руками изготавливали подарки родным в технике «Изонить» (см. Приложение 3)

Систематически воспитанницам предлагались для выполнения разнообразные упражнения, по следующим направлениям:

«Работа с мелкими предметами»,

«Пальчиковые упражнения»,

«Графические упражнения»,

«Работа с бумагой»,

«Нетрадиционные методы изодеятельности».

В своей деятельности мы использовали цветные клубочки ниток для перематывания; деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т.п.); мозаику; бусы, бисер, пуговицы, крупу; наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков; наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия; шитье, вышивание; пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу и т.д.

Были проведены комплексы пальчиковой гимнастики и физминутки, способствующие развитию тонкой моторики (см. Приложение 4)

Все упражнения проводились в игровой форме. Сложность их выбиралась в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывали затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Работу по развитию мелкой моторики у детей желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-5 минут ежедневно.

В конце 2011-2012 учебного года был проведен повторный мониторинг.

Результаты которого представлены в таблицах 1 и 2. (Приложение 1) и отражены в диаграммах ниже.


На конец 2011-2012 учебного года, мы видим, значительное улучшение результатов: участники экспериментальной группы справились с предложенными заданиями. Чего нельзя сказать о воспитанницах контрольной группы, которые показали средний уровень развития мелкой моторики и ниже среднего.

Для закрепления полученных результатов был составлен перспективный план работы на октябрь - апрель месяц 2012-2013 учебного года (см. Приложение 5).

В начале 2012-2013 уч. года был проведен мониторинг по тем же показателям, но задания носили более сложный характер. Вместо «Упражнения на дорисовывание» мы взяли штриховку, с которой, в начале года, не справился ни один воспитанник.

Результаты представлены в таблицах 3 и 4. (Приложение 1) и отражены в диаграммах ниже.


Из представленных диаграмм видно, что на начало 2012-2013 учебного года, дети подготовительной не умеют использовать имеющиеся навыки в новых условиях, что отрицательно влияет на результаты.

В связи с этим мною я решила продолжить работу с мелкими предметами; пальчиковые упражнения; графические упражнения; работа с бумагой; нетрадиционные методы изодеятельности, а также ввела работу с проволокой. Наиболее трудными оказались задания с проволокой, такие как, выгибание из проволоки определенных форм и фигур.

В конце 2012-2013 учебного года был проведен повторный мониторинг. Результаты представлены в таблицах 3 и 4. (Приложение 1) и отражены в диаграммах ниже.

На конец 2012-2013 учебного года, мы видим, что участники экспериментальной группы смогли справиться с более сложными заданиями, в результате систематической, целенаправленной работы воспитателя и родителей.

Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики руки. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит готовность руки к письму.

Рассмотрим игры и упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма в следующем разделе.


2.2. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики

Учитывая возрастные особенности детей, мы сочли, что наиболее оптимальным для проведения индивидуальных и групповых упражнений является время, отведённое для игр во второй половине дня. Кроме того, иногда, по мере необходимости, мы включали игры с пальчиками в занятия в качестве физкультминутки.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

«Пальчиковые игры» очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др. «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом – домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 – 7 минут.

Педагогу рекомендуется знакомить детей с такими упражнениями и играми в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из них, которые способствуют формированию умения удерживать статическую позу кистей и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера. Надо стремиться к тому, чтобы дети, во-первых, упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук) и, во-вторых, тренировались в выполнении изолированных движений каждым пальцем.

Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, проволокой). Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т.д. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

В группе детского сада необходимо иметь набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них разные фигурки, которые сопровождает стишок, для того, чтобы у ребёнка возник не только зрительный образ предмета, но и слуховой.

При составлении фигурок ставятся различные задачи:

  1. Развивать мелкую моторику рук.

  2. Сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры.

  3. Если фигура сделана из разноцветных палочек, то предложить сосчитать палочки каждого цвета.

  4. Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет.

  5. Сосчитать уголки, входящие в фигуру.

  6. Самому придумать и сложить фигуру.

Не менее интересно преобразование фигур из спичек, где дети упражняются в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана.

Увлекательное и кропотливое дело, выкладывание колодцев из спичек, а особенно соревнование у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее. Педагог вместе с детьми анализирует: сколько спичек потратили на постройку своего колодца, отмечает победителей.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Дети любят изучать буквы в игровой форме. Предложите им выложить контур каждой буквы из природного материала (семян яблок, арбуза, кедровых орешков и т.п.) из пуговиц, сделать из бумаги, путём обрывания, из ниток, из пальчиков (пальчиковый алфавит), вылеплять из пластилина.

Рисование, лепка, аппликация, конструирование, разные виды ручного труда – это эффективные пути, используемые для подготовки руки ребёнка к письму.

К старшему дошкольному возрасту возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (например, плетение ковриков из разноцветных бумажных полос). Ребёнку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определённым образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетания цветов, используют этот способ плетения в других поделках.

Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделаем бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец её проклеивается. Готовые бусины нанизывают на нитку. Дети с удовольствием дарят такие подарки мамам, бабушкам и девочкам на 8 Марта.

Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно – двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Для изготовления бус с успехом можно использовать старые обложки или репродукции из журналов, обрезки цветной бумаги.

Важную роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Особенно детям нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получается целый хоровод не похожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов.

Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитьё, вязание. Точность и координация движений развиваются у ребёнка в процессе пришивания пуговиц. Дети рассматривают пуговицы крупных и средних размеров, учатся пришивать пуговицу с двумя отверстиями, а затем с четырьмя. Особенно мальчики гордились тем, что они могут шить также как и девочки. Всячески поощрялось желание детей рисовать в свободное время и не должны смущать детские каракули, ведь в рисунке ребёнок отражает окружающий мир, даёт волю воображению. И что не менее важно, орудуя карандашом и бумагой, развивает двигательные навыки руки. Дети рисовали на песке, на снегу, используя старые фломастеры.

Занятия по лепке с использованием природного материала – составление узоров камешками, семенами растений, фруктов и т.д. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Развитию мелкой моторики помогает выполнение детьми размашистых, уверенных движений, не отрывая руки от листа бумаги. Это упражнение для отработки движений кисти, слева направо и справа налево. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как «Попади в цель», «Дорожки». Детям старшего дошкольного возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки.

Графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребёнок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретённые навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.

Во время занятий рисованием и штриховкой взрослым нужно следить за тем, чтобы ребёнок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал, широко применяется не только для рисования, но и в аппликации и конструировании. Воспитатели с удовольствие организуют занятий по мозаичной аппликации, которая используется для подарка, оформления групповой и раздевальной комнат, спортзала, лестничной площадки. Работа начинается от простого рисунка, который выкладывается разными геометрическими формами (треугольник, круг, квадрат…). Это лисичка, жираф, белочка и т.д.

Детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые в дальнейшем можно использовать в играх, инсценировках.

При работе с ножницами, клеем дети учились правильно пользоваться материалами, инструментами, приобрели немало практических навыков и умений, развивали мелкую моторику пальцев и координацию движения руки.

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5 – 7 минут. При выполнении штриховки ставятся следующие задачи:

  1. Подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки).

  2. Развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями).

Фигурные линейки формируют умение составлять из геометрических фигур, изображения предметов, смысловых композиций, штриховать их, обучать составлению предложений, рассказов по получившимся композициям (развитие речи, логического мышления, активизации творческих способностей).

Необходимо учить детей штриховать:

1) параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево;

2) по косым линиям, точкам;

3) круговыми линиями, полуовалами;

4) волнистыми линиями, петлями.

Дети принимают условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Если притронуться к детской руке через некоторый промежуток времени, когда ребёнок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны, выходящие за контур линии, становятся на место.

Кроме всего перечисленного, используются различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Работа по подготовке руки к письму начинается в старшей группе детского сада. Все работы воспитателем проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Цель графических упражнений:

1) научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

2) научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх;

3) проводить линии в различных направлениях;

4) проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

5) воспитывать умение сосредотачиваться.

Ребёнок карандашом или указкой проводит линии в указанном направлении, ищет выход из лабиринтов, обводит рисунки точно по линиям, не отрывая руку от бумаги. «Дождик», «Дорожки», «Парашютисты», «Клубочки» (размотай и замотай), «Нарисуй фигуры» – вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся и наоборот. Чем больше получится, тем лучше.

«Методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями».

Обучение приёмам самомассажа кистей рук и пальцев.

  1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками («приговорками»).

  2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щёлкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

  3. Массаж грецкими орехами. Предлагается:

а) катать два ореха между пальцами;

б) прокатывать один орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке. (см. Приложение 6)

5. Массаж «чётками». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество «чёток» (в прямом и обратном порядке).


Таким образом, на этапе подготовки детей к школе особенно велика роль родителей и педагогов в организации развивающей работы с детьми. Разные виды деятельности определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Сам процесс подготовки к письму требует от ребёнка физических, моральных, эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки, связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и более того, на развитии детского организма. Чтобы избежать негативных последствий, используются самые разнообразные виды работ с учётом постепенного повышения сложности, что позволяет ребёнку без перегрузки, с учётом индивидуальных особенностей подготовиться к этому роду деятельности.

















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В заключении можно сказать следующее: преодолевать трудности письма (неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки и глаза, специфические особенности двигательной сферы) необходимо начинать задолго до поступления в школу.

В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступающих в первый класс, обычно приводит учителя к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений ведущей руки. Обращает также на себя и тот факт, что недостаточность развития мелких мышц рук часто наблюдается на фоне внешне благополучного состояния общей моторики.

В работе с этими детьми педагогу надо реализовать специальную программу, направленную на развитие тонких и сложнокоординированных движений всех звеньев руки – плеча, предплечья и особенно кистей и пальцев рук.

Подготовительную работу следует начинать в три – четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам.

Нужно приложить усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую и еще слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые неуспехи вызовут разочарование и даже раздражение. Необходимо позаботиться об успешности деятельности ребенка, подкрепить его интерес к буквам, книгам. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»





















Список использованных источников

  1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. – М., 1991.

  2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 8. – с. 62 – 65.

  3. Аксенова, М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 8. - С.62.

  4. Бабаева, Т.И. У школьного порога / Т.И. Бабаева. – М., 1993.

  5. Баренцова, Н. Готовим руку к письму. //Дошкольное воспитание. -2006. -№2 - С. 89.

  6. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М., 1995

  7. Безруких, М.М. Тренируем пальчики. – М.: Дрофа, 2000. – 183 с.

  8. Безубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовимся к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет / Г.В. Безубцева, Т.Н. Андриевская. – М.: Издательство ГНОМиД, 2003 – с. 120

  9. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов– М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2002 – с. 46: ил.

  10. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. – 1987. – №8. – с. 49 – 53.

  11. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

  12. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М.: Педагогика, 1986. – 533 с.

  13. Гаврина, С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать.– Ярославль: Академия Холдинг, 2002. - 200с.

  14. Голубина Т.С. Чему научит клеточка: Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

  15. Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.

  16. Гринева Л. Готовим руку к письму. // Дошкольное воспитание. – 2007. – №6 – с. 65 – 69.

  17. Ерошкина С.Т. Семейный клуб «Школа дошколят»: пальчиковый игротренинг. //Логопед. – 2008. – №8. – с. 37 – 41.

  18. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб, 2002.

  19. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и школе. – М.: Столетие, 1988.

  20. Комарова, Т.С. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

  21. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/ авт.-сост. Н.Л.Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 261с.

  22. Косинова, Е.М. Гимнастика для пальчиков. - М.: Олма-Пресс, 2001. – 243 с.

  23. Лукашина, М.М. Готовим руку к письму. - М.: Карапуз, 2007. – 284 с.

  24. Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста. // Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – с. 250 – 254.

  25. Милюкова И. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму // Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с. 79 – 82.

  26. Моисеева Л., Рахманова Е., Фунтикова Н. О подготовке руки к письму. // Дошкольное воспитание. – 2006. – №12. – с. 33 – 44.

  27. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. – К.:ГИППВ, 1998, 400с.

  28. Новиков, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №8. - С.95 – 100.

  29. Новоторцева, Н. В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду.– М.: Академия развития, 2005. – 256 с.

  30. Обучение письму детей дошкольного возраста. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_09.shtml

  31. Орлова Т. Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма // Дошкольное воспитание. – 2007. – №10. – с. 72 – 75.

  32. Павлова, Л. Значение развития действий рук. // Дошкольное воспитание. – 2004. - №1. – С. 27-29.

  33. Пантелеева И.А. О подготовке детей к школе.// Начальная школа. – 2007. – №6. – с. 62 – 65.

  34. Потапова Е.Н. Радость познания. – М.: 1990.

  35. Пятница Т.В. Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами. – Мн.: Аверсвэв, 2005.

  36. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб, 1997.

  37. Рыжова, Т. Через год в школу. //Ребенок в детском саду, 2007 №4. - С. 48 – 50.

  38. Сидорская, С.В. Формирование у детей первоначальных навыков учебной деятельности. //Ребенок в детском саду. – 2004. - №2. – С. 14 – 16.

  39. Синицына, Е. Умные пальчики. - М.: Малышок, 2006. – 116 с.

  40. Соколова Е.Е, Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. – М.: Просвещение, 1969.

  41. Тимофеева, Е.Ю. Пальчиковая гимнастика: упражнения на развитие мелкой моторики: пособие для занятий с детьми дошкол. возраста. - СПб. : Корона принт; М. : Бином-Пресс, 2005. - 125 с. : ил.

  42. Ткаченко Т. Использование физминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.

  43. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению технике письма. // Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во "Ассоциация XXI век", 2000. – с. 28 - 39.

  44. Узорова, О.В. Пальчиковая гимнастика.– М.: Астрель, 2006.- 264с

  45. Федосова Н. Готовим ребенка к письму. – Дошкольное воспитание. – 1996. – №4. – с. 80 – 84.

  46. Хархан Г.В. Подготовка руки к письму средствами декоративного рисования // «Дошкольное воспитание». – 2006 – №4. – с. 22 – 26.

  47. http:// festival.1september.ru

  48. http://centerfelicita.ru/articles/pismo.html

  49. http://ru.wikipedia.org/wiki/Мелкая_моторика

  50. http://www.7ya.ru/article/Sbornik-igr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-I

  51. http://www.coollady.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=3146

  52. http://www.doshvozrast.ru/metodich/konsultac22.htm

  53. http://www.nanya.ru/beta/articles/10378.html

  54. http://www.sibdeti.ru/print.php?print_id=25

  55. http://www.ukrdeti.com/firstforum/p50.html

  56. http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=3576

  57. http://www.znaika.com.ua/learn1157144400





Формы работы с родителями по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.

Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Наша задача - подготовка руки к письму. Как же мы можем помочь нашему ребенку одолеть этот сложный процесс? Для достижения данной цели мы привлекаем родителей, для этого мы используем разные формы работы:

- индивидуальные консультации («Формирование двигательных навыков у дошкольников», «Играя, развиваем мелкую моторику рук», «Подготовка руки к письму»);

- памятки («Как правильно научить держать ручку», «Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости», «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода», «Как развить мелкую мускулатуру рук», «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук», «Игровой самомассаж для кистей и пальцев», «Чтобы пальчики писали...»);

- папки-передвижки (наглядный материал);

- родительские собрания.


Совместно со специалистами МАДОУ, мы провели следующие мероприятия:

- мастер-класс по изготовлению игр, поделок, пособий на развитие мелкой моторики рук;

- конкурсы для родителей по изготовлению пособий, дидактических игр;

- организовали выставку нетрадиционных пособий, изготовленных своими руками;

- «Круглый стол» (в ходе родительского собрания) – обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики рук.


Таким образом, при систематическом выполнении определенных заданий и упражнений ребенку намного легче освоить все технические навыки процесса письма. Для этого необходима слаженная работа всех специалистов ДОУ, а также родителей, что мы и наблюдаем в нашей группе.




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Полюдова Анна Викторовна

Дата: 27.03.2016

Номер свидетельства: 310697

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Программа дополнительного образования "Волшебные ладошки" (подготовительная группа)"
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_volshiebnyie_ladoshki_podghotovitiel_n"
    ["file_id"] => string(6) "429812"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1506442686"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства