Ключевые слова: театральная деятельность, игра – драматизация,нравственное воспитание.
Keywords: Theatre activities, games - dramatization, moral education.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное удовольствие.
Занятия театральной деятельностью развивают интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, появлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Театрализованные игры и спектакли позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично; тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Именно в театрализованной деятельности происходит раскрытие творческого потенциала ребенка, воспитывается творческая направленность. Основные задачи по организации театрализованной деятельности в детском саду являются:
Создание условия для развития творческой активности детей.
Приобщение детей к театральной культуре. Обеспечиваются условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе.
Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
В процессе театрализованной деятельности у детей формируются позитивные модели поведения в современном мире, повышается общая культура, дети знакомятся с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета.
Использование театрализованной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста помогает решить актуальные проблемы:
формирование эстетического вкуса;
нравственное воспитание;
развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам обучения),
развитие психических процессов и речи (диалога и монолога),
гармонизация эмоционального состояния,
разрешение конфликтных ситуаций и через игру.
В работе с детьми мы используем следующие технологии:
метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов – моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.
В нашей группе были проведены кукольные театры, игры – драматизации, театрализованные игры – путешествия, и многие другие занятия. Совместно с детьми изготовлены куклы – марионетки, с большим удовольствием дети принимали участие в изготовлении атрибутов, декораций к сказкам, при изготовлении масок - оригами, настольного театра из конусов.
Театр игрушек, театр из ложек помогает развивать речь, формировать математические представлений.
Использование перечисленных технологий помогает в решении не только основных задач, но в развитии эмоциональной отзывчивости, положительного эмоционального фона.
Использование физкультминуток с элементами имитации жестов, мимики, подражания характерным движениям способствовали развитию у детей пантомимических умений: они с удовольствием играли на утренней зарядке, на занятиях, прогулке. Разыгрывание мини сценок помогло в работе над интонационной выразительностью речи.
В результате дети научились различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений, воспроизводить выразительные позы и движения, подражать характерным движениям, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении, вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности.
В процессе проигрывания ситуаций дети объединялись в игровые группы, договаривались о том, что будет разыгрываться, определяли и осуществляли основные подготовительные действия (подбирали необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформляли место действия, выделяли исполнителей ролей и ведущего производили несколько раз пробные разыгрывания, приглашении зрителей и показывали им спектакль). Так же в нашей группе,детьми были разыграны коммуникативные ситуации, связанные с применением правил этикета («Как ты это сделаешь?», «Как ты поступишь?» и др.).
В работе с детьми при организации театрализованной деятельности уделялось большое внимание формированию уважения к окружающим людям (воспитателям, родителям, сверстникам и другим людям) через разыгрывание этюдов. Дети научились проявлять уважение, доверие, взаимоотношение и взаимопомощь, проявляли эмоции различными социально – приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
Чтобы добиться желаемых результатов в решении поставленных задач, большое внимание уделяли работе с родителями. Начиная со средней группы на родительских собраниях, проводили консультации о значении театрализованных играх в жизни детей, помещали материал на папках – передвижках.
Свои умения и навыки дети смогли применять на празднике «Папа, мама, я – веселая семья». Вместе с родителями дети показали свое мастерство в драматизации, в умение проговаривать скороговорки, менять мимику лица и интонацию голоса.
Опыт проведенной работы с родителями показал, что во взаимоотношениях между родителями и детьми, царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества. Желание делать друг для друга хорошее, радовать окружающих помогло детям и родителям объединиться в еще более тесный круг, наладить тот контакт, которого иногда не хватает. Работа по развитию творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности показала свою эффективность:
Дети научились контролировать свои эмоции, понимать свои чувства и чувства других людей, проявлять уважение, доверие, взаимоотношение и взаимопомощь, проявлять эмоции различными социально – приемлемыми способами. В играх – драматизациях с игрушками умеют действовать и говорить от имени разных персонажей, сочетать движения игрушек с речью, ставить кукольные концерты.
Таким образом, театрализованные игры раскрывают духовный и творческий потенциал ребенка и дают реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Театрализованные игры способствуют развитию в единстве познавательной сферы личности ребенка и являются важнейшим средством духовно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Литература
1. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности / Ребенок в детском саду, №2 2001. – 345 с. 2. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании / Эстетическое воспитание, 2002. – 297 с. 3. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников / Дошкольноевоспитание,№11 2009. – 254 с.