Ребёнок становится маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить предложение, но и осознавать из каких звуков состоит слово, из каких слов состоит предложение. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас с вами.
Пока что, с сожалением, учёные утверждают, что дети
разговаривают не всегда красиво.
В чём это проявляется:
1. Имеют дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и т.д.;
2. Речь бывает однообразно: дети не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия;
3. Слабо развита монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передавать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки.
Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка, дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.
Решение проблемы: начнём со звуковой культуры речи, которая включает в себя много других частных задач.
1. Произношение всех звуков не только изолировано, но и в речи;
2. Умение говорит, владея всеми средствами выразительности;
3. Произносить слова и предложения в различном темпе, с различной силой голоса;
4. Владеть культурой общения: смотреть в глаза собеседнику, не прерывать других, использовать в речи «Волшебные слова».
Упражнять в звукопроизношении необходимо с помощью потешек, скороговорок, стихотворений.
- Прочитать стихотворение и придумать конец.
- Найти удивительные слова в стихотворении
- Что это смешилка, скороговорка, небылица, дразнилка, считалка?
- Попробуйте вместе с детьми рассказать сказку, прибаутку на различные голоса от различных лиц.
- Придумайте вместе с ребёнком созвучные слова (Андрей-воробей, книжка-малышка, Мишка-шишка).
- Сравните два стихотворения о зиме или об осени, чем они похожи, чем отличаются.
- Поговорите с ребенком, чем нравится вам сказка, рассказ, стихотворение, потешка.
- Попробуйте сочинить считалку.
- Сравните и дайте ребёнку возможность объяснить, чем похожи и чем отличаются апельсин и мандарин, жук и муравей, огурец и помидор, воробей и синица, гусь и утка и т. д.
Как обучать ребёнка связанному рассказу?
Ребёнок должен владеть достаточным словарным запасом и уметь правильно строить отдельные предложения.
- Постарайтесь вызвать у ребёнка желание о чём-то рассказать:
- расспрашивайте, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении цирка или зоопарка, просмотренном мультфильме, о событиях в детском саду и т.д.
- слушайте ребёнка с живым интересом, направляя сбивчивый рассказ в нужное русло путём постановки вопроса, помогите составить полное, красивое предложение
- Научите ребёнка понимать связанные высказывания прослеживать последовательность событий: учите ребёнка внимательно следить за развитием действия сказки, за последовательностью событий; в этом поможет вечернее чтение, чтение сказок в выходной день. Например, ребёнок поймет, что нельзя рассказывать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем как мама испекла пирожок.
- До овладения связной речью следует научить ребёнка давать на вопрос полный ответ.
- это можно показать на материале тех же самых сказок
- прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в них событиях
- полные ответы на вопросы, по сути дела и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке «Репка»:
- Что посадил дед? (Дед посадил репку.)
- Какая выросла репка? (Выросла репка большая-прибольшая.)
- Что стал делать дед? (Дед стал из земли репку тащить.)
- Смог ли дед вытащить репку? (Дед репку вытащить не смог.)
- Кого позвал дед? (Дед позвал бабку)…
- Проследите последовательность событий, очень помогает составление ребёнком рассказов по серии сюжетных картин.
- подарок расположения, которых представляет собой особый план рассказа, не позволяющий отклонится в сторону от основной нити повествования.
- Постепенно ребёнок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа.
- для подготовки его к рассказу - картинка внимательно рассматривается вместе с ребёнком
- в процессе рассматривания необходимо задавать вопросы по содержанию
- после этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребёнка особой сложности
Для упражнения в рассказывании можно использовать следующее:
- Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа
- Пересказ просмотренного мультфильма
- Рассказ о событиях прошедшего дня
- Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии
- Продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?)
- Составление рассказа по данному его концу (а что было до этого?)
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связей между событиями. Ребенок научится понимать, что рассказ «с чего–то начинается и чем–то заканчивается». Именно это и важно при ответах на школьных уроках, где, как правило, требуется полный и логический рассказ учебного материала.
Необходимо своевременно позаботиться о развитии у него зрительно-пространственных представлений. Подготовка же ребенка к школе с точки зрения полноценности всех «сторон» его речи предупредит появление в дальнейшем очень многих школьных проблем.
Рекомендованные приемы доступны всем родителям и напоминаем
«Разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво!»
Ежедневно пополняйте словарный запас детей добрыми, вежливыми словами.