kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве»

семинар № 1 - 2

Тема: развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве

Семинар № 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия ощущения и восприятия. Виды и свойства восприятия.

  2. Закономерности сенсорного развития в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца: натуральная и культурная линии развития восприятия.

  3. Развитие ощущений и восприятия в младенчестве и раннем возрасте.

Значение: раннее детство – сензитивный период для развития сенсорики. Доказательства – необратимые последствия сенсорного развития животных, живущих в условиях сенсорной депривации. Условия развития: согревание анализаторного аппарата, общение и манипулятивная деятельность. Развитие сенсорики в младенческом возрасте

1 месяц - Поворачивает голову и глаза на звуки, фиксирует взгляд на лице взрослого, следит за передвижениями объектов слева направо, различает запах матери

2 месяца - Устанавливается конвергенция глаз, задержка взора на предмете, отличает человеческий голос

3 месяца - Следит за передвижениями объектов в разных направлениях, различает высокие и низкие звуки

4 месяца - Различает 4 основных цвета, отличает голоса близких людей и интонации, сформирован акт смотрения.

5-6 месяцев - Координация зрения, слуха и хватания, сформирован акт хватания - рука становится ведущим анализатором

7 месяцев - Различает фонемы – основа освоения речи

8 месяцев - Представление о постоянстве объектов (константность восприятия), ищет спрятанный предмет

9-10 месяцев - Совершенствование акта хватания – заранее располагает пальцы в соответствии с формой и величиной предмета – восприятие направляет действие

11 – 12 - Формируется акт рассматривания

В младенческом и раннем возрасте восприятие натурально. В сенсорике происходят существенные количественные изменения, обусловленные созреванием анализаторного аппарата (повышается острота и скорость восприятия). Под влиянием развития речи и совместной со взрослым деятельности начинаются качественные изменения, которые становятся предпосылками высших форм восприятия. Предметно-орудийная деятельность является ведущей в раннем возрасте. В процессе освоения предметов ребенок выявляет наиболее значимые для его применения свойства. Интерес к предмету не иссякает, пока ребенок не выявит все его свойства и не освоит функцию и способ употребления. В первую очередь ребенок выделяет те сенсорные признаки, которые имеют значение для выполнения действий: происходит переориентация с признака цвета (наиболее яркого) на признаки формы и величины (наиболее значимые). Благодаря обсуждению выявленных свойств со взрослым, ребенок начинает различать и называть цвета, формы, величины. Сенсорные признаки ребенок отождествляет с конкретными предметами (круг – мяч, овал – огурчик). Такие обозначения называются предэталонами

Семинар № 2

  1. Развитие ощущений и восприятия в дошкольном возрасте:

качественные изменения в восприятии дошкольника;

Качественные изменения, обусловлены присвоением культурных средств. В раннем возрасте восприятие натурально. В дошкольном возрасте начинается культурное развитие восприятия: 1.Формируется регуляторная функция речи и восприятие становится организованным, осознанным, произвольным. 2. Ребенок осваивает специальные культурные средства – сенсорные эталоны - искусственно выработанные образцы сенсорных качеств объектов, опосредующие перцептивные действия.

понятие перцептивных действий, этапы их формирования;

Обследование осуществляется посредством перцептивных действий. Эти действия обеспечивают вычленение и преобразование сенсорной информации, приводящие к построению образа, адекватного предмету и задачам деятельности

Этапы формирования перцептивных действий: 1. Внешние развернутые действия: движения глаз, руки, гортани ( при восприятии звука). В процессе освоения моторный компонент сокращается, двигательная модель преобразуется в идеальную модель – перцептивный образ. 2. Действия в громкой речи: проговаривание свойств. Постепенно сокращается. 3. Действия в внутреннем плане, при свертывании постепенно процесс превращается в акт. Качественные преобразования в перцептивных действиях в дошкольном возрасте заключаются в том, что они опосредуются сенсорными эталонами.

понятие сенсорных эталонов, этапы и значение их освоения;

Сенсорные эталоны - искусственно выработанные образцы сенсорных свойств объектов, опосредующие перцептивные действия.

Этапы освоения СЭ: 1) Ранний возраст освоение предэталонов - опредмеченных свойств объектов, 2) Младший дошкольный возраст – освоение материальных эталонов, 3) Старший дошкольный возраст эталоны интериоризируются, становятся идеальными, 4) В младшем школьном возрасте ребенок осваивает знаковые системы эталонов: меры длины, веса…

динамика развития восприятия цвета, формы, величины

динамика развития восприятия пространства и времени.

  1. Физиологические предпосылки и педагогические условия развития восприятия дошкольников.

Задания:

  1. Выписать определения понятий по теме;

Ощущение – процесс отражения внешних отдельных свойств, предметов и явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Восприятие – процесс отражения внешних свойств, предметов и явлений при непосредственном их воздействии на органы чувств в целом.

Виды: По наличию цели: произвольное, непроизвольное.

По модальности: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое.

По содержанию: цвета, формы, величины, движения, времени, пространства

  1. Опираясь на работы Л.С. Выготского и А.Н. Запорожца, выявить закономерности развития восприятия в онтогенезе. Выписать определение и этапы формирования перцептивных действий и сенсорных эталонов (2, с. 91 – 98.).

Этапы формирования перцептивных действий: 1. Внешние развернутые действия: движения глаз, руки, гортани ( при восприятии звука). В процессе освоения моторный компонент сокращается, двигательная модель преобразуется в идеальную модель – перцептивный образ. 2. Действия в громкой речи: проговаривание свойств. Постепенно сокращается. 3. Действия в внутреннем плане, при свертывании постепенно процесс превращается в акт. Качественные преобразования в перцептивных действиях в дошкольном возрасте заключаются в том, что они опосредуются сенсорными эталонами. Сенсорные эталоны - искусственно выработанные образцы сенсорных свойств объектов, опосредующие перцептивные действия. Этапы освоения сенсорных эталонов: 1) Ранний возраст – пассивное владение эталонами и освоение предэталонов. 2) Младший дошкольный – освоение материальных эталонов. 3) Старший дошкольный – освоение идеальных эталонов (см в вопр 4)

  1. Выявить сенсорные способности новорожденного основные достижения и условия сенсорного развития в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (3, 4).

Младенческий возраст: с 2х мес. Ребенок начинает познавать пространственные соотношения своего тела и окружающих его предметов.

В 6-7 мес. Ребенок начинает самостоятельно сидеть, прямо держа спину, эта поза оформляет естественные человеческие ориентиры в пространстве. Ребенок способен реагировать на стимулы , появляющиеся фронтально, и сверху. Интенсивно развиваются зрительно-моторные координации, движения руки под контролем зрения играют существенную роль в формировании зрительного восприятия пространства.

Первый год жизни ребенка характеризуется значительными изменениями в функционировании сенсорных систем и восприятии зрительной и слуховой информации. Происходит дифференциация зрительного восприятия, которое в первом полугодии жизни обеспечивает информацию о неподвижном предмете, а не только движущемся в поле зрения, тк глаза младенца глаза младенца уже могут совершать мелкие движения и выделять ведущие признаки предмета. На основе информации о краях, контрастных границах и углах формируются механизмы восприятия целостных объектов и дифференциации сенсорных признаков структуры и формы зрительно воспринимаемого объекта.(каменская)

Ранний возраст: , в области восприятия формы постепенно начинает выделяться общая конфигурация контура, которая, во-первых, ограничивает один предмет от другого, а во-вторых, определяет некоторые возможности их пространственного взаимодействия (сближения, наложения, захватывания одного предмета другим и т. д.)

Дошкольный возраст: Помимо дальнейшего уточнения контура предмета начинают выделяться его структура, пространственные особенности и соотношения составляющих его частей, на что ребенок раньше почти не обращал внимания.

Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета.

  1. Заполнить таблицу:

«Развитие познавательных процессов в младенческом, раннем и дошкольном возрасте»

Вид процесса

Особенности в младенческом и раннем возрасте

Условия развития в младенческом и раннем возрасте

Особенности в дошкольном возрасте

Условия развития в дошкольном возрасте

Восприятие цвета,


дошкольник хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), имеет представление об оттенках (2-3 оттенка одного и того же цвета). Пятилетний ребенок назовет два оттенка одного цвета и покажет соответствующие карточки, например, темно-зеленый и светло-зеленый.

формы,


В пять лет дети могут объяснить в доступной им форме отличие форм друг от друга. Если ребенку предложить две фигуры: круг и квадрат, то в качестве различий он назовет отсутствие у одной фигуры и наличие у другой углов и "прямых" сторон.

Сложившиеся представления о форме предметов позволяют пятилетке расчленить, например, звездочку на заданные части - треугольники, изображение елочки - также на треугольники, лесенки - на прямоугольники и квадраты и т.п.

величины,


В пять лет ребенок умеет сравнивать между собой большое количество предметов (7-10). Если пятилетке предложить расставить по порядку 10 тарелочек (различных по величине), а к ним разложить 10 ложечек (также различных по величине), то ребенок выстроит два ряда. В каждом ряду предметы (тарелочки и ложечки) будут постепенно уменьшаться: от самой большой тарелочки (ложечки) до самой маленькой.

Если дети этого возраста испытывают значительные трудности при сравнении предметов по величине (одинаковых по форме), необходимо обратить внимание на особенности психического развития таких детей и направить их на консультацию к специалистам - психологу, дефектологу.

пространства,


Задачи, требующие учета пространственных отношений и с которыми встречаются дети старшего дошкольного возраста, усложняются: в их решении участвует не только восприятие, но и образное мышление (используются схемы, планы пространства).

времени

Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте характеризуется совершенствованием овладения общепринятыми сенсорными эталонами. Представления детей о форме, цвете и величине предметов расширяются и углубляются за счет их систематизации.


  1. Подготовить тезисы выступления на пед совете по теме: «Роль и особенности и условия сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте».

Литература

основная:

  1. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М. , 2006.

дополнительная:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном возрасте: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  2. Запорожец А. В. Развитие восприятия // Избранные психологические труды. В 2 Т., Т.1. – М., 1986.

  3. Каменская В.Г.Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие. - М.: Форум, 2011.

  4. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве

Автор: Александрова Ксения Алексеевна

Дата: 17.10.2022

Номер свидетельства: 615164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(69) "osobennosti_sensornogo_razvitiia_detei_mladshego_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "617034"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667998298"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Развитие речи в дошкольном возрасте. "
    ["seo_title"] => string(40) "razvitiie-riechi-v-doshkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "159587"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421926205"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(64) "siensornoie-razvitiie-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "210383"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431433003"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Методическая разработка по теме: «Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_po_tiemie_znachieniie_siensornogho_razvitiia_v_ranni"
    ["file_id"] => string(6) "423317"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498594143"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Особенности развития  эмоционально-волевой сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(120) "osobiennosti-razvitiia-emotsional-no-volievoi-sfiery-i-navykov-obshchieniia-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "251613"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447258422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства