Просмотр содержимого документа
«Развитие ориентировки в величине, форме и цвете»
РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В ВЕЛИЧИНЕ, ФОРМЕ, ЦВЕТЕ
1.Шарики (с цветными шариками разного размера в круглой коробке)
ЦЕЛЬ: развивать активное подражание, выполняя два взаимосвязанных действия. Привлекать ребенка к совместным со взрослым действиям.
ОПИСАНИЕ: сначала ребенок должен приблизиться ползком к шарику, толкнуть его, следовать за ним. Затем взрослый, высыпав шарики из коробки, предоставляет ребенку возможность действовать самостоятельно, как ему хочется.
ЦЕЛЬ: формировать зрительно-слуховое восприятие ребенка в процессе игровых действий. Развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией. Учить выполнять движения по подражанию.
ОПИСАНИЕ: Обращения к ребенку: «Сделай ладушки», «Здравствуй, дай ручку», «Поздоровайся с лялей, дай ляле ручку», «Сделай ляле ручкой до свидания и др.
3. Сними колечко (с пирамидкой - кольца одинаковые)
ЦЕЛЬ: развивать моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действии с предметами разной формы, простейшие виды соотнесений, в частности части с целым предметом.
ОПИСАНИЕ: ребенок должен снять кольца со стержня, который находится в руках у взрослого. Взрослый может наклонять стержень к ребенку и даже подвигать кольца к краю стержня.)
4. Башенка
Формировать у ребенка умения строить башню из трех разных по размеру кубиков, накладывая один на другой. Выполнять речевые инструкции: «Возьми кубик, положи кубик на кубик, посади птичку на башню» в сочетании с показом действий. Побуждать произносить слова: «Так, упала, дай»; звукоподражания: «Пи-пи».
5. Шарики и кубики
ЦЕЛЬ: формировать у ребенка умения выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.
ОПИСАНИЕ: использовать шароброс, лоток для скатывания шаров, совместное строительство башенки.
6. Игра с вкладышами (2 контрастные величины)
ЦЕЛЬ: формировать у ребенка умения вкладывать меньший предмет в больший.
7. Большой - маленький
ЦЕЛЬ: формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький. Побуждать ребенка к повторению слов и звукоподражаний: большой –У-У-У, маленький - А-А-А
ОПИСАНИЕ: игра со стержнями, пирамидка из колец двух величин, матрешка.
8. Игра с вкладышами (3-4 контрастные величины)
ЦЕЛЬ: развивать у ребенка навык действия с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на величину. Учить выполнять задание по показу и словесной инструкции взрослого. (Вкладыши ставить перед ребенком не по порядку.)
9. Большие и маленькие
ЦЕЛЬ: фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.
ОПИСАНИЕ: маленьких матрешек посадить за маленький стол, больших - за большой. Катание разных матрешек в разных машинах. Игра с маленькими и большими мячами и др.
10. Большой, поменьше, маленький
Пирамидка: развивать умение находить и надевать на стержень самое большое кольцо. Колечки нужно перемешать. Брать одноцветные кольца. Ориентироваться только на величину.
Матрешка: развивать умения ребенка разбирать и собирать матрешку в определенной последовательности: открыть большую матрешку, вынуть матрешку поменьше, поставить меньшую матрешку на стол, закрыть большую, открыть матрешку поменьше, вынуть маленькую матрешку, закрыть матрешку поменьше и т.д.
Вопросы:«Где большая (поменьше, маленькая)? Какая это матрешка?»
11. «Занимательная коробка»
ЦЕЛЬ: формировать у ребенка умение действовать по словесной инструкции: «Дай такой же».
ОПИСАНИЕ: «Найди такие, опусти в окошко. Собери пирамидку (из различных геометрических тел, чередуя их по показу взрослого: шар, куб, цилиндр, кольцо и др.)».
12. Игра «Цветное лото» (четыре цвета на разнообразном материале)
ЦЕЛЬ: формировать у ребенка умение подбирать по образцу разнообразные предметы (картинки), окрашенные в 4 основных цвета, к соответствующему фону.
ОПИСАНИЕ: взрослый дает ребенку карточки-фоны, окрашенные в основные цвета. Затем показывает изображения знакомых предметов, окрашенных в основные цвета, чередуя эти цвета. «Найди картинки для этой карточки-фона. Скажи, что это? Под какую карточку-фон положим?» Называния цветов от ребенка не требовать.
13. Какой? (только красный)
ЦЕЛЬ: Учить ребенка находить разнообразные предметы красного цвета сначала среди дидактического материала, а затем в окружающей обстановке; называть цвет; использовать красный цвет в рисовании.
ОПИСАНИЕ: «Найди красный шарик. Это красный шарик? А этот? («Этот не красный.») Где еще красный шарик? Какой это шарик? («Этот красный.») Кати красный шарик, еще кати красный шарик. Те же задания с колечками, кубиками, кирпичиками и др.
14. Какой? (только синий)
То же, что и в занятии № 13
15. Какой? (синие и красные)
ЦЕЛЬ: формировать у ребенка умение чередовать предметы по цвету, не отступая от поставленной задачи, правильно называть два цвета.
ОПИСАНИЕ: «Сделать заборчик из красных и синих кирпичиков (кирпичики чередовать). Собрать пирамидку из красных и синих колец, нарисовать лесенку из красных и синих ступенек (две вертикальные линии рисует взрослый, а ребенок - ступеньки). Цвет ступенек чередовать. Нарисовать красное солнышко и синюю тучку, рассказать о своем рисунке. («Я нарисовал красное солнышко и синюю тучку» и т.п.)».
16. Какой? (только зеленый)
То же, что и в занятии № 13
17. Какой? (только желтый)
То же, что и в занятии № 13
18. Какой? (четыре цвета на разнообразном материале)
ЦЕЛЬ: упражнять в правильном назывании четырех основных цветов на разнообразном материале
ОПИСАНИЕ: ассоциировать четыре основных цвета с объектами живой и неживой природы: травой, листьями, елочкой; цыпленком, дождиком, одеждой; огоньками, флажками, помидором и др. в окружающем ребенка мире.