Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных способностей детей через программу "Камертон"»
Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе обучения пению через программу «Камертон»
Среди различных видов музыкальной деятельности пение занимает особенно важное место. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. В нем заключен большой потенциал эмоционального, музыкального и познавательного развития. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:
- эмоциональная отзывчивость на музыку,
- ладовое чувство,
- музыкально-слуховые представления,
- чувство ритма.
Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.
Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.
Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.
Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников. Этим и определяется замысел моей работы и ее актуальность.
В данный период времени существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников. Я остановила свой выбор на программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной.
Целью программы является разностороннее и полноценное музыкальное развитие, воспитание, обучение детей от рождения до 7 лет, соответствующее их возрастным возможностям.
Программа «Камертон представлена в виде семи ступеней музыкального образования детей и образно соотнесена с семью основными ступенями звукоряда музыкальной системы. Условно каждая ступень соответствует одному году жизни ребенка в мире музыки. Структура программы опирается на традиционные подходы. На одной ступени представлены все виды детской музыкальной деятельности:
- слушание музыки;
- детская исполнительская деятельность - пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах;
- детская музыкально-творческая деятельность.
Свою работу я начала со второй младшей группы, чтобы к концу старшего дошкольного возраста увидеть насколько она эффективна.
Адаптируя данную программу, я хотела научить детей правильно петь, слушать, анализировать, слышать, интонировать, то есть соединять возможности слуха и голоса.
Это возможно через реализацию следующих задач:
1. Развивать детский голос, укреплять и расширять его диапазон.
2. Обучать детей певческим умениям:
• учить детей петь выразительно, естественным голосом, без напряжения;
• петь протяжно, брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
• учить вместе начинать и заканчивать песню, интонационно точно исполнять мелодию, прислушиваться к голосам других детей;
• петь в сопровождении инструмента и без него.
3.Обучать детей исполнению песен на праздниках, в самостоятельной деятельности.
Исходя из задач, разработала перспективный план работы по каждой ступени. Весь материал разместила по месяцам, постепенно усложняя репертуар. Для себя определила организацию различных видов занятий:
Проведение интегрированных занятий способствовало повышению мотивации обучения, формированию интереса воспитанников, умения их сравнивать, обобщать, делать выводы, эмоционально развивало детей.
Работу во время совместной образовательной деятельности проводила со строгим учетом индивидуальных и психологических особенностей детей. Для этого, в начале года, вместе с воспитателями продумывали как поудобнее, с учетом индивидуальных и психологических особенностей, рассадить их на музыкальном занятии. Это необходимо для развития мелодического слуха (на 3 ряд – хорошо поющих детей, на 2 ряд – детей со слабыми навыками, на 1 ряд – пассивных и плохо поющих детей).
Начинала занятие со свободного входа детей. Затем друг друга приветствовали «по трезвучию» («Здравствуйте, ребята», «Добрый день»), или исполняли песенки-распевки «Доброе утро», «Здравствуйте!»
Использовала упражнения для укрепления хрупких голосовых связок детей. Детям эти упражнения очень нравятся, во-первых, из-за необычности оперирования языком; во-вторых, из-за образности: «Страшная сказка», «Вопросы и ответы»; в-третьих, из-за мягкого чередования разных регистров (не фальцетного, фальцетного). Пальчиковые игры исполняли как песенки.
Большую пользу детям приносило игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп).
Дети знакомились с некоторыми первоначальными звукосочетаниями и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваивали в ходе постоянных упражнений (например, начинали петь звуком «м…» закрытым ртом, а затем переходили на открытый звук «а-а-а», «ма-а-а»). Дети ощущали, как звук вибрирует («губам щекотно»).
Для обучения детей напевному звучанию выбирала песни в медленном и умеренном темпе и добивалась протяжного звучания в первую очередь на конце фразы («По малину в сад пойде-е-ем»). Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания.
Чтобы закрепить слова песни, предлагала повторять их по одному, по цепочке, отдельными предложениями.
Работая над чистотой интонации, использовала такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), слогами (ти-ти, та-та, ла-ла), пение про себя, пение стоя, сидя, с несложными движениями.
Используемые упражнения, готовят детей к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы они учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Дети придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно. Например, в упражнениях.
«Мама зовет».
- Оля, иди домой.
- Не хочу.
«Баба – Яга» - импровизация с зеркалом.
На ребенка надевали парик Бабы Яги, и он придумывал мелодию на слова «На красавицу Ягу, наглядеться не могу». У каждого ребенка складывался свой образ сказочного персонажа. У одних он получался злой, у других смешной, у третьих добрый, веселый.
Для развития чувства ритма использовала игру «Повтори ритм». Один ребенок выполнял хлопками, притопами ритм, все остальные повторяли.
Упражнение «Через стекло» имело цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были поняты не только слова, но и характер песни.
Подбор музыкального репертуара осуществляла так:
1. Чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировал вокальный аппарат.
2. Для работы брала несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, веселые и различные по тематике).
3. Использовала русские народные песни, произведения фольклора.
4. Использовала песни, учитывая воспитательные задачи, вокальные возможности детей, их интересы.
5. Чтобы все песни соответствовали вокальным, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.
При разучивании песен всегда придерживаюсь плана:
1. Беседа.
2. Знакомство с песней.
3. Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.
4. Пропевание трудных мелодических оборотов.
5. Указание на исправление ошибок. Пропевание по подгруппам. Показ пения чисто интонирующих детей.
6. Пропевание мелодии на определенный слог (без слов) или закрытым ртом.
7. Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.
8. Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.
Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Поэтому, лучше лишний раз правильно показать детям, пропеть мелодию несколько раз, в том числе и «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм. Для этого использовала различные методы и приемы:
Наглядно-слуховой метод. Важно исполнить песню грамотно, выразительно.
Наглядно-зрительный метод. Использую показ иллюстраций, игрушек, показ на мольберте.
Словесный метод. Учитывая специфику дошкольного возраста, старалась использовать чаще игровые приемы (художественное слово, пояснение, беседа, использование игрового персонажа, например Петрушки)
Практический метод. Пение детей, педагога, вариант творческих импровизаций.
Метод контрастного сопоставления сравнение песен с похожими названиями.
Также на занятии использую приемы активизации детей:
- наличие проблемной ситуации;
- наличие мотива;
- совместный способ решения проблемы;
- педагогическая оценка;
- оценка, данная товарищем;
- прием преднамеренной ошибки;
- использование пиктограмм (эмоции).
Большое внимание уделяла развитию музыкальных способностей в самостоятельной деятельности. В группах, вместе с воспитателями и родителями создали творческую среду и музыкальные уголки в соответствии с возрастом детей – музыкальные центры. В них размещены: детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочки, свистульки, барабан, бубен), звучащие предметы – заместители, магнитофон, аудиокассеты и диски с записью детских песенок, портреты композиторов. Дети любят импровизировать, музицировать, исполнять полюбившиеся им песни, в свободной обстановке (в группе, на прогулке). В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Маленькие лесенки», которые развивают звуковысотный слух детей; играют в «музыкальные занятия» и концерты, основанные на опыте, приобретенном детьми во время занятий.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. Индивидуальная работа дала мне возможность полнее раскрыть музыкальные способности ребенка в пении. Поэтому я старалась подобрать специальные упражнения «Пойду ль я, выйду ль я», «Во поле береза стояла», с помощью которых эта способность развивалась наиболее успешно. Чисто интонирующим детям подбирала другой репертуар (с более широким диапазоном) «Ласточка моя», «Наследники России».
В своей работе я использую различные виды развлечений, праздников, музыкальные сказки, концерты, театрализованные постановки по сказкам, драматизации; фольклорные праздники, где дети исполняют русские народные песни, некоторые из них в сопровождении шумовых инструментов. Например, Масленица, Рождественские колядки, Выпуск в школу, Осенние встречи, День защитников Отечества. Дети с удовольствием показывают свои достижения родителям, детям и гостям детского сада.
Воспитанники нашего детского сада постоянно участвуют в районных тематических концертах, где показывают высокие результаты исполнительства.
Чтобы увидеть результат, ежегодно проводила диагностику. В начале обучения (2 младшая группа) уровень усвоения программы составлял 64 %, к концу подготовительной группы он повысился до 100 %
В результате своей работы я увидела, что дети стали лучше петь, они с большим удовольствием и желанием занимаются, им очень нравится выступать на всех праздниках.Ребята прислушиваются к пению других детей, начинают петь одновременно после инструментального вступления. Хорошо знают структуру песенной формы: вступление, куплет, припев, проигрыш, заключение.Дети стали больше петь и в самостоятельной деятельности, им это очень нравится, а наиболее понравившуюся песню просят повторить несколько раз. Придя в детский сад, они с удовольствием рассказывают, как пели дома для своих близких и для гостей, при этом стараются выражать свои мысли эмоционально, строить логические фразы.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами советского композитора, пианиста, педагога Дмитрия Шостаковича: «Музыка сопровождает человека в течение всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до бетховенских сонат. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».