kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всем известно, что около трети всей площади двигательной проекции головного мозга - проекции кисти руки.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность.»









Консультация для педагогов

тема:



Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую и продуктивную деятельность.



воспитатель: Твердякова О.Н.

МБДОУ д/с№23



















г. Ставрополь 2020

Всем известно, что  около трети всей площади двигательной проекции головного мозга – это проекции кисти руки. Учёными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее. На всех этапах жизни ребёнка движения рук имеют, важную роль. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Большая часть родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Часто у ребенка возникает стремление быть таким же взрослым, как мама и папа, однако не все родители готовы принять такую позицию и запрещают ему манипулировать с предметами быта. При попытках ребёнка самостоятельно действовать с предметами, взрослые проявляют нетерпеливое  отношение к детям. Это тоже будет тормозить процесс развития мелкой моторики рук.

Работая в средней группе, отметила насколько, слабо развита моторика рук у детей: пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно,  при сгибании одного пальчика,  остальные выполняют аналогичное действие. А мы,  педагоги, знаем, что уровень развития мелкой моторики руки – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Таким образом,  эта проблема формирования мелкой моторики является социальной потребностью общества и работа в этом направлении своевременна и актуальна. Поэтому я поставила цель: создать условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в игровой, продуктивной, трудовой (самообслуживание) деятельности.

Для достижения эффективности в работе по этой теме наметила следующие задачи:

1. создать развивающую предметно – пространственную среду, способствующую развитию мелкой моторики рук; 

2. привлечь родителей к участию в мероприятиях по развитию мелкой моторики рук у своих детей;

3. вызвать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

1. Развивающаяся  предметно – пространственная среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.

2. Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики  рук своих детей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении пособий, игр.

3. Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым пособиям, играм. Пальчики стали подвижнее, приобрели гибкость.

Свою работу с детьми по развитию мелкой моторики рук организовала  через  продуктивную, игровую и трудовую (самообслуживание) деятельность.

НОД в индивидуальной форме (3–5 чел.) провожу в рамках интеграции образовательных областей.

Продуктивная деятельность всегда интересна детям, если они видят коллективную работу, украшенную группу, нет предела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.

В совместной деятельности с детьми в режимных моментах при проведении дидактических игр, игровых упражнений стараюсь  использовать такие игровые приёмы, которые способствуют переходу ребёнка на более высокую ступень развития: обыгрывание ситуаций, сюрпризные моменты, приём неожиданного появления игрушек, сказочных героев, слушание детских песенок по тематике, решение маленьких проблем и т.д. 

В игровой форме стала совершенствовать навыки самообслуживания, на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время одевания и раздевания. Успешность работы зависит от многих факторов, а именно от систематичности и регулярности, доступности и последовательности, от знания индивидуальных особенностей и от того насколько привлекателен материал.

В своей работе с детьми сделала вывод, что занятия аппликацией в нетрадиционной технике доступны младшим дошкольникам, позволяют быстро достичь желаемого результата. Дети активно, с интересом играют в дидактические игры, с игровыми пособиями, сделанными воспитателями. Мои воспитанники стали более самостоятельны при одевании и раздевании, активнее в выборе игр, стали увереннее работать в знакомых техниках по аппликации. Пальчики приобрели гибкость, стали подвижнее.

В дальнейшем планирую продолжать подбирать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и, расширять и  обновлять предметно – развивающую среду нестандартным игровым оборудованием.

С родителями планирую консультацию: «О развитии мелкой моторики рук у младших дошкольников».

















Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет.

«Зайка»

Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)

Зайка корм себе искал (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)

Вдруг у зайки на макушке. Поднялись, как стрелки, ушки (изображаем ушки ручками)

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется (пальчики медленно идут по столу)

Заяц путает следы,

Убегает от беды (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

«Апельсин»

Мы делили апельсин!  (руки сцеплены в замок, покачиваем).

Много нас, (пальцы растопыриваем)

А он один (показываем только один палец).

Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику).

Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) 

Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)

Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)

Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)

А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)

Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем).

Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

«Улитка»

Тычет рожками улитка (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный. Указательный и мизинец  — прямые).

Заперта в саду калитка (тычет "рожками" в ладонь левой руки).

Отвори скорей калитку, (левая рука "открывает" калитку),

Пропусти домой улитку (правая рука "проползает").

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга).

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу).

В среду я пекла калач, (печём "пирожки").

Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")

Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки).

А в субботу торт купила , ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев.

Всех подружек в воскресенье.

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

«Горох»

Пять маленьких горошин

Заперты в стручке (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)

Вот выросла одна,

И тесно ей уже (выпрямляем большие пальцы)

Но вот растёт вторая,

И третья, а потом

Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)

Сказал стручок: "Бом!" (Хлопаем).

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),

Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)

С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки).

А еще в снегу валялись (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной).

Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки).

Съели суп, и спать легли  (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку).

























Аппликация


«Цветы»

« Овечка»





«Лев»














«Клубника»

материал: пластилин, пшено

«Цыпленок»


Крышечки для развития мелкой моторики
























«Расписные камешки»

Что необходимо иметь:

- Маленькие, гладкие камешки;

- Краски;

- Кисточку;

- Цветную бумагу;

- Ножницы; клей;

- Карандаши; фломастеры

Как это сделать:

- нарисуй на камешке цветок и приклей вырезанный из зеленой бумаги листик

- нарисуй улыбающееся лицо и приклей на «голову» кусочки ниток – «волосы»

- напиши на камешке свое имя или имя близкого тебе человека

- нарисуй геометрические фигуры: круги, звезды, линии и т.д.

- нарисуй доброго льва. Приклей к «голове» оранжевый бумажный полукруг с вырезанными краями – «гриву»

- нарисуй лицо клоуна и приклей к «голове» треугольник (или конус) из цветной бумаги – колпачок.


«Сказочная птица»

Художественные материалы. Соленое тесто или пластилин, семена ясеня, клена, колосья, перышки, соцветия зонтичных растений, ракушки и веточки, цветы и листья сухой мимозы, зернышки черного перца.

Иллюстративные материалы. Художественные изображения экзотических и сказочных птиц.

Задачи. Использование выразительных возможностей природных материалов для создания образа птицы. Развитие у детей ассоциативного мышления при подборе сухоцветов, ракушек и колосков, напоминающих по форме и фактуре хвост, крылья и хохолок сказочной птицы.



Рекомендации для педагогов и родителей

Для развития кисти необходимо организовывать игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено, чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированные становятся движения их пальцев.

К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).

Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном занятии «Сделай бусы». Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых при обучении письму.

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции – аппликации.

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольника, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определённым результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовать веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций, игрушки – забавы, подарки и сувениры.

Поделки из бумаги дошкольники могут описать, рассказать, как они выполняли ту или иную поделку, что для этого потребовалось, в какой последовательности необходимо было выполнять.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Твердякова Олеся Николаевна

Дата: 20.10.2020

Номер свидетельства: 560665

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Конструкт НОД "Яблоки для ежика" "
    ["seo_title"] => string(34) "konstrukt-nod-iabloki-dlia-iezhika"
    ["file_id"] => string(6) "166689"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422981397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства