Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей 2-3 лет
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей 2-3 лет
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Следствие слабого развития мелкой моторики руки – это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблема с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей 2-3 лет»
Выступление на педсовете № 4 по теме
«Развитие речи детей 2–3 лет по средствам развития мелкой моторики рук»
Алиева Марина Андреевна,
воспитатель группы № 2 «Умники»
Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей 2–3 лет по средствам развития мелкой моторики рук.
Детей нашей группы можно разделить на 3 подгруппы:
1. не умеющие говорить (45%);
2. говорят отдельными словами (35%);
3. говорят фразами и предложениями (20%).
Речевому развитию необходимо уделять большое внимание, чем раньше заговорит ребенок, тем лучше, так как человек мыслит словами, если бедный словарь - то соответственно это отражается на развитии мышления ребенка. Наша речь это наше мышление. Безусловно, все детки научатся говорить, но нельзя пускать этот сложный процесс на самотёк. Речевое развитие ребенка зависит от взрослых, общающихся с ним: родителей и воспитателей в первую очередь. Поскольку в возрасте от двух до трёх лет происходит значительный скачок в развитии речи (от 50 до 1200 слов), то целесообразно уделить этому особое внимание.
В нашей группе еженедельно проводится одно игровое занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также ежедневная работа в формах совместной деятельности педагогов с детьми по речевому развитию и самостоятельное общение ребенка со сверстниками и сотрудниками детского сада.
В раннем возрасте в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов.
Вразвитии речи детей с 2 до 3 лет происходит существенный скачок - функции речи расширяются, - она становится не только средством общения ребенка с взрослыми, но и средством общения с детьми.
Какие особенности развития речи в данном возрасте?
Совершенствуются все стороны речи. Очень быстро растет словарь. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, то в 2,5 года - 400-500, в три - 800-900, а иногда и более 1000. Ребенок буквально на лету схватывает и повторяет не только новые слова, но и целые обороты речи. В речи детей появляются глаголы, причем они могут употребляться в прошедшем и будущем времени.
Кроме глаголов, существительных в речи детей широко представлены местоимения (личные и притяжательные: я, мы, мой, твоя и т.д.). Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий. Это позволяет ребенку оформлять свои мысли и выражать их в предложении. К концу 3-го года ребенок употребляет сложные распространенные предложения, хотя еще есть трудности в правильном их грамматическом оформлении. И все равно малыш настолько уже владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал, ребенок с легкостью запоминает стихи, песни, сказки. Речь становится более выразительной, ярко отражает различные чувства и переживания ребенка. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребенку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу. В этом случае ребенок благополучно пройдет, все стадии речевого развития и накопит достаточный речевой багаж.
Необходимым условием нормального развития речи является наличие благоприятной языковой среды. Чем больше ребенок общается с близкими людьми и родителями, тем интенсивнее и качественнее происходит его речевое развитие.
Упражнения, которые можно использовать
для развития речи детей.
Взрослый обращается к ребенку с просьбой, побуждая его к пониманию речи окружающих: найти среди предметов нужный; что-либо сделать (принести, показать, положить, поднять, покормить, погладить, постучать, отдать). Например: «Покажи, где машина», «Найди книжку», «Подай красный кубик», «Положи большой мяч», «Покажи, где у куклы глазки, носик, ротик» и т. д.
Полезны разнообразные речевые задания: «Повтори слово», «Покажи, как жужжит жук: ж-ж-ж-ж-ж-ж; шумит пылесос: ш-ш-ш-ш-ш; течет водичка: с-с-с-с-с; зудит пчела: з-з-з-з-з-з; словесные поручения: «Подойди к папе и скажи … », «Пойди позови … », «Подойди к бабушке и попроси … », «Спроси у дедушки … » и т. д.
Родителей должно насторожить, если ребенок в этом возрасте почти не говорит или говорит мало, запас его слов беден, употребляются лишь простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи. Поэтому необходимо как можно скорее выяснить причины отставания речи. Специалисты выделяют в основном три причины в запаздывании развития речи:
1) заболевание ушей и носоглотки, а также другие тяжелые заболевания;
2) различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью;
3) недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», ему не уделяют должного внимания, не занимаются с ним.
Задача педагогов и родителей простимулировать развитие определённых мозговых зон, отвечающих за речевое развитие. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
В программе детского сада предусмотрена работа по развитию кистей рук. Она проводится систематически по 3 – 5 минут ежедневно это специальные занятия по развитию мелкой моторики. Такие занятия мы проводим в перерыве между основными, и используем в качестве разминок на занятиях.
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
Например: «Апельсин»
Мы делили апельсин –
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайся кто куда!
(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)
(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)
(Загибают большой палец руки)
(Загибают указательный палец)
(Загибают средний палец)
(Загибают безымянный палец)
(загибают мизинец)
(Бросают предполагаемую кожуру рукой)
(Делают испуганный вид) (Делают движения руками в стороны)
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.
Капуста
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим…(щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)
2. Игры и действия с игрушками и предметами.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Предлагаем Вам ряд игр с такими предметами.
ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ (КРУПОЙ)
Развивающая игра «Рисовые забавы»
Одна из развивающих игр – это игра с рисом (можно и с другой крупой). Эта игра не только развивает мелкую моторику рук малыша, но и речь, фантазию, мышление. Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).
Высыпьте рис в коробку или ведро. Желательно, чтобы крупы было побольше. Соберите по паре различных мелких предметов (ложки, скрепки для бумаг, пуговицы, монеты, карандаши и так далее). Закопайте в рисе по одному предмету с каждой пары. Дайте ребенку предметы, пусть их рассмотрит, ощупает. Затем попросите найти в рисе пару для каждого. Искать малыши должны только на ощупь.
Играем с крупами-развиваем моторику
Колодец. Возьмите любую пластиковую бутылку. Скажите ребенку, что это колодец, который совсем опустел, в нем уже нет воды. А наш мишка очень хочет пить. Помогите мишке наполнить колодец. Берите крупу и ручками насыпайте в узкое горлышко бутылки.
Нанизывание бус и пуговиц. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
Собирание пирамидок знакомит с такими понятиями, как цвет, размер и форма предмета, развивает мелкую моторику, координацию движений, внимание, память и логическое мышление, учит из отдельных составляющих собирать целый предмет.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
Разноцветные прищепки
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки
3. Изобразительная деятельность: лепка из пластилина.
Перед изобразительной деятельностью или лепкой рекомендуется проводить массаж рук.
Перекатывание карандаша между пальцами. Между ладонями ребёнок зажимает карандаш с гранями и катает его между пальчиками, массируя все точки, расположенные на пальцах.
Массаж с помощью специального мячика Су-джо терапия: мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Игра с мячиками
Массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладожке, столу, коврику)
С гладким мячиком.
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)
С мячиком ёжиком.
Маленький колючий ёж
До чего же ты хорош (катаем мячик ёжик по лодожке правой рукой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки (катаем мячик по лодожке левой рукой).
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА (МАССАЖ) (проводится индивидуально с детками)
Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.
Массаж включает в себя следующие типы движений:
· поглаживание: совершается в разных направлениях.
· растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).
· сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.
Рисуем пальчиками: чем можно рисовать и какие техники при этом применять.
Чем полезно пальчиковое рисование
Как известно, на кончиках пальцев, да и по всей ладони, расположены все основные точки, отвечающие за разные органы человека. Массаж пальцев для детей крайне полезен, так как при этом стимулируется речевой центр и детки быстрее начинают говорить. При рисовании пальчиками или всеми ладошками так же происходит стимуляция нервных окончаний, что равнозначно массажу.
Пальчиковое рисование так действует на ребенка:
· Развивает речь путем массажа пальчиков;
· Развивает образное и абстрактное мышление;
· Раскрепощает малыша, высвобождает его врожденный творческий потенциал;
· Развивает художественный вкус и учит цветам;
· Ребенок познает мир через цвет и текстуру красок, экспериментирует с ними;
· Развивает фантазию.
Кроме красок, рисовать можно и другими материалами.
Играем, рисуя пальчиками
Предложите им гуашь или специальные пальчиковые краски. Отливайте краску из баночки в маленькую посуду или прямо на лист, чтобы малыш не вылил ее всю. Ему будет интересно размазывать кляксы по чистому листу, и выводить рисунки пальчиками:
Деток этого возраста уже можно учить таким техникам рисования:
· Рисование линий пальчиками;
· Отпечатки пальчиков, ладошки или кулачка;
· Комбинирование линий и отпечатков.
Малышу можно предложить раскраски, чтобы закрасить цветами нарисованные элементы. Также можно рисовать на белой или цветной бумаге. Полезно рисовать и пластилином. Для этого сначала замазывается основной фон картинки кусочками пластилина, а затем налепливаются рисунки. Это также отлично стимулирует пальчики, а соответственно мелкую моторику ребенка.
Легче всего начинать и простых линий красками и отпечатков. Малыш учится совмещать образный предмет с реальным, нанесенным на бумаге. Нарисуйте сюжет из известной ребенку на слух сказки. Так он наглядно увидит, как выглядит эта история. Пусть его первые попытки не покажутся вам чем-то художественным и логичным, но для ребенка они имеют немалый смысл и значение. Простые линии на бумаге у него уже ассоциируются с дорогой, а отпечатки пальчика с зернышками или снежинками. Нарисуйте с малышом дерево, используя отпечатки пальчика разных цветов, вместо листиков, это просто и весело:
Также очень забавно рисовать ладошками. Отпечатки ладошки могут обозначить лучики солнца, цветы или осьминожек в море. Используйте ребро ладони, пальчик поперек или кулачек – каждый раз будет получаться оригинальный отпечаток. Останется только дополнить линиями или точками и завершить сюжет картинки:
2.«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.»
(Сухомлинский В. А.)
В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)
Следствие слабого развития мелкой моторики руки – это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблема с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.
А роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем речь, внимание, мышление, зрение и даже влияем на формирование произвольности у детей.
4. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находиться в пределах нормы.
Все дело в головном мозге, а точнее в центрах, отвечающих за движение пальцев руки. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, развивая мелкую моторику, мы стимулируем и активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами наша речь находится на кончиках наших пальцев. Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться ещё в младенческом возрасте___
И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий и дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься - это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы,шнуровки, разнообразные застёжки, пальчиковые дорожки, в свободном доступе есть всегда карандаши, листы для рисования, разнообразные раскраски, штампы, трафареты.
5. Используя пальчиковые игры для развития мелкой моторики и активизации речи, мы в нашей группе следуем правилам. При работе по развитию мелкой моторики необходимо следовать определенным правилам:
1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.
2. Упражнение, которое предлагаются детям, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).
3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.
6.4. Должны чередоваться новые и старые игры и упражнения.
5. Необходимо внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись детьми правильно.
6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.
7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными
7.8. Определенные движения выполняются одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием детьми) стихотворения.
7.9. Занятия проводятся эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.
7.10. Необходимо обязательно хвалить каждого ребенка за успехи!
8. Итак, если систематически развивать мелкую моторику в младшем дошкольном возрасте, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в старшем дошкольном возрасте, но и в дальнейшем в школе.