Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ посредством техники квиллинг»
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНИКИ КВИЛЛИНГ.
К в и л л и н г (англ.quilling; от quill «птичье перо»), также известен как бумагокручение - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Готовым спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы б у м а г о к р у ч е н и я, называемые также модулями. Уже они и являются «строительным» материалом в создании работ — картин, открыток, альбомов, рамок для фотографий, различных фигурок, часов, бижутерии и т. д.
Искусство б у м а г о к р у ч е н и я возникло в конце XIV — начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что к в и л л и н г придумали монахи. Обрезая позолоченные края книг, они накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill — в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в бедных церквях). В России данное искусство стало популярным только в конце XX века, также к в и л л и н г имеет большую популярность в Германии и Англии. Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым б у м а г о к р у ч е н и я не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и, конечно, выработать навыки скручивания качественных модулей. В XV—XVI веке б у м а г о к р у ч е н и е считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам). Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия б у м а г о к р у ч е н и я снова стало превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.
У многих детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у таких детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Развитие мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания.
Кроме того, механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором. Претерпевая колоссальные изменения с древних времен, бумага в современном обществе представлена в большом многообразии. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Одним из нетрадиционных способов развития тонких движений пальцев рук является квиллинг. Эта техника удивительна, развивающий потенциал очень высок. Данная техника не только полезное занятие, но и интересное развлечение.
Техника квиллинг восхитительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух-трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь, и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии ребенка. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д. у детей инвалидов, но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”.
Квиллинг открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Техника«Бумажная филигрань» является современным направлением декоративно–прикладного искусства и наделена множеством практичных функций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучение квиллингу детей с недостатками в развитии является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохраненныхи нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами и их использованию в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры. Этот вид творчества развивает логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы, улучшает способность следовать устной инструкции, воспитывает аккуратность, расширяет коммуникативные способности, повышает заинтересованность в конечном результате.
В процессе у детей развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера, постепенно образуется система специальных навыков и умений. Планирование своей работы способствует развитию логического рассуждающего мышления и речи. Умение что-нибудь сделать самому позволяет ребёнку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых. Занятия квиллингом формируют правильное социальное поведение у детей. В процессе этой деятельности у учащихся развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Детям очень нравится выполнять изделия из полосок бумаги. Обычно при получении бумажных полосок разной длины и ширины дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединять одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Поэтому дети с большим интересом занимаются квиллингом. Приемы работы в данной технике очень просты и детям с ограниченными возможностями здоровья доступны для понимания. Техника экономична во времени, не дорогая в материальном плане, высокохудожественна, актуальна и красочна для современного интерьера.
Работая с бумагой, ребёнок черпает вдохновение и создаёт неповторимые вещи, радующие глаз своей красотой, рождается гармония.
Таким образом, польза квиллинга неоспорима. И это подтверждают результаты в детях. Тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые — учатся доверять, а неусидчивые — направлять свою энергию в русло творчества.
Квиллинг — техника скручивания узких бумажных полосок. Она предполагает несколько базовых форм и позволяет придумывать бесконечно много разных композиций. Обучение квиллингу детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным в современных условиях и способствует совершенствованию возможностей сохранных и нарушенных анализаторов, овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности, подготовке к самостоятельной жизни, общественно-полезному труду.
Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки всех возрастов, а так же родители. Вот почему эти занятия позволяют в совместной художественно – творческой деятельности объединить максимальное количество человек, овладевая коммуникативными навыками, такими как: взаимопомощь, взаимовыручка, постановка и решение общих задач и целей, толерантность, этикет, поведение в коллективе. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики у детей с ограниченными возможностями здоровья , но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.
Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.
На занятиях квиллингом используется деятельностный подход. Он осуществляется через практическое воплощение творческих замыслов. Этот подход требует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, что особенно важно для детей с ОВЗ.
Данная техника имеет ряд преимуществ перед другими направлениями декоративно – прикладного искусства, таких как:
- относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
- легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квилинга (на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
- легкодоступные для усвоения приемы работы в данной технике, развивающие мелкую моторику;
- большая возможность для самовыражения детей и проявления творческих способностей;
- изделия в технике квилинга высокохудожественны и гармонично сочетаемы в современном интерьере.
Квиллинг позволяет параллельно ввести еще один метод арт-терапии – терапию цветом. Цветные полоски квиллинга подойдут для работы детям, которые сомневаются в своих способностях. Спиральки делаются по шаблону, а потом соединяются в орнамент. Таким образом, ребенок не имеет никаких рамок, может выражать себя свободно и без ограничений. Такая работа позволяет сосредоточиться на процессе, а не на результате, дает чувство защищенности и помогает расслаблению. Польза таких занятий состоит не только в развитии мелкой моторики, концентрации внимания, но и в развитии тактильной чувствительности. Такую технику можно предложить детям с плохим зрением, и детям с ограниченными возможностями передвижения. Занятия способствуют развитию памяти, мыслительного процесса, конструктивного мышления. Развитие тонкой моторики, благодаря таким занятиям, напрямую воздействует на умственное и эмоциональное развитие ребенка.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.