« Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ посредством техники Квиллинг»
« Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ посредством техники Квиллинг»
Эта презентация поможет педагогам способствовать коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством овладения особой техникой работы с бумагой в техники квиллинг
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ посредством техники Квиллинг»»
МБС(К)ОУ «НШ- ДС №10»
.
« Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ посредством техники квиллинг»
Воспитатель высшей категории Медведева Л.И
Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования:
Педагог должен создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастами и индивидуальными особенностями и склонностями, способствовать развитию его способностей и творческого потенциала как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Одним из целевых ориентиров дошкольного образования является:
развитие крупной и мелкой моторики у детей. Недостаточное развитие мелкой моторики руки является одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания ребенка
У детей с ОВЗ отмечается:
слабое развитие мелкой моторики пальцев рук, которая характеризуется двигательной неловкостью;
малым объёмом движений, недостаточным темпом и переключаемостью;
дети плохо умеют держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.
Уровеньразвития мелкой моторики– один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет:
логически рассуждать,
у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости
тонких движений пальцев рук .
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих, импульсы в центральную нервную систему
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов
Квиллинг, бумагокручение—искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в плотные диски, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции
Обучение квиллингу детей с ОВЗ является актуальнымв современных условиях и способствует:
совершенствованию возможностей сохраненных и нарушенных анализаторов;
овладению рациональными приемами их использования в практической деятельности;
способствует развитию конструкторских навыков, творческого мышления, художественного воображения, аккуратности, точности, усидчивости.
Цель:
Способствовать коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством овладения особой техникой работы с бумагой в технике квиллинг.
Задачи:
Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения.
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Совершенствование мелкой моторики рук .
Каждый ребенок уникален - и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде .
Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку».
Данная техника имеет ряд преимуществ
перед другими направлениями
декоративно-прикладного искусства,
таких как:
относительно дешевые и доступные материалы (цветная офисная бумага и клей ПВА);
для дошкольников самый доступный и легко поддающийся обработке материал-бумага,
который имеет своё лицо и обладает конструктивными и пластическими свойствами;
легко изготавливаемые приспособления для выполнения элементов в технике квиллинга
(на основе зубочистки или пластмассовой трубочки);
легкодоступные для усвоения приемы
работы в данной технике,
развивающие мелкую моторику.
Педагогическая целенаправленность
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Этот вид творчества развивает:
логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память, концентрацию внимания и самодисциплины,
активизирует мыслительные процессы,
улучшает способность следовать устной инструкции,
воспитывает аккуратность,
расширяет коммуникативные способности,
повышает заинтересованность в конечном результате.
Педагогическая целесообразность
Занятие квиллингом помогает детям достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Этот вид творчества развивает:
логику, пространственное мышление и воображение, смекалку, фантазию, память;
способствует концентрации внимания и самодисциплины, активизирует мыслительные процессы;
улучшает способность следовать устной инструкции;
воспитывает аккуратность;
расширяет коммуникативные способности;
повышает заинтересованность в конечном результате.
Принципы, лежащие в основе:
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
путь “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
ь
Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой и аппликацией.
В своей педагогической деятельности я решила пойти немного дальше, и попробовать работать с детьми используя более сложную, но вместе с тем и более интересную технику бумажной пластики - квиллинг.
Заниматься квиллингом могут не только старшие дошкольники , но и дети младшего возраста.
Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики, и девочки.
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
70%
Диагностика
2019-2020 уч. г.
60%
50%
40%
30%
20%
10%
Начало года Конец года
Н С В
Уровни определения знаний, умений, навыков:
- Низкий уровень
У детей мелкая моторика развита недостаточно. Нарушена координация движений рук, их целенаправленность, точность. Они испытывают трудности при работе с бумагой (скручивание широких и узких полосок). Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.
- Средний уровень
У детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене заданий, при скручивании полосок, работе с бумагой .
-Высокий уровень
У детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений рук. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко .
м
В результате проведённой работы по развитию мелкой моторики, а также ознакомлению и овладению детьми технологией «квиллинг» у детей сформировались следующие знания, практические умения и навыки:
знание основных геометрических форм при выполнении базовых элементов квиллинга;
умение следовать устным инструкциям ;
умение скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу;
умение составлять законченную композицию из частей, точно присоединять одну часть к другой;
умение создавать композиции, выполненные в технике «квиллинг»;
развитие мелкой моторики рук и глазомера, художественного вкуса, творческих способностей;
развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения;
развитие коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Способность творить заложена в каждом ребёнке.
Я стараюсь незаметно заинтересовать и увлечь их самим процессом, не подчеркивая результата, т.е.
творчество ради творчества.
И убеждаю, что то, чтополучилось–это и есть хороший результат.
Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве –это дар, о котором можно только мечтать.Научить ценить прекрасное должны мы – взрослые.Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.
Вывод
Все эти результаты работы показывают, что занятия квиллингом с детьми с ОВЗ помогают достигать выполнение цели Федерального государственного образовательного стандарта, т.е. сформировать такую личность, которая владеет знаниями о мире, умеет действовать в нём, имеет активную жизненную позицию, готова к саморазвитию и непрерывному образованию. На занятиях квиллингом используется деятельностный подход через практическое воплощение творческих замыслов. Этот подход требует построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, что особенно важно для детей с ОВЗ