Просмотр содержимого документа
«Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №44»
Развитие конструктивных навыков у детей дошкольного возраста
(консультация для родителей)
Подготовила:
воспитатель
Куркова О.А
Саранск
К девяти месяцам дети начинают понимать речь взрослого, у них устанавливается связь между действием и словом, развивается интерес к деятельности взрослого, сверстников, к окружающим его предметам. У детей хорошо сформирована потребность в общении. Малыши стремятся не только рассматривать предметы, но и действовать с ними. Благодаря развивающей предметной деятельности у детей формируются познавательные процессы: восприятие, мышление, память. Развитие восприятия связано со словом и действием. Совершенствование движений ускоряет понимание речи взрослого, малыши начинают усваивать названия игрушек, предметов. Благодаря постоянному общению со взрослым, основанному на сотрудничестве, у ребенка появляется заинтересованность совместными действиями.
К началу второго года жизни у детей начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей (из них можно строить), простейших предметах, которые можно их них соорудить, об игрушках, которыми можно обыгрывать постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование. Например, можно ставить кубики на кубики до тех пор, пока башня не упадет. Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними. Игра формирует потребность общении, которое требует собственной активной речи. А на основе речи начинают развиваться обобщение и символическая функция мышления.
К трем годам конструирование остается слитым с сюжетно - отобразительной игрой. Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. инициатором в этих играх остается взрослый. Детей продолжают знакомить со свойствами и возможностями деталей, развивают у них представление о цвете, форме, величине, фактуре материалов, пространственные ориентации (длинная, в домике, на заборчике). Малышей учат выкладывать изображения из крупных геометрических фигур (по образу, данному воспитателем, накладывая на него цветные и контурные изображения фигур; о замыслу). Учат использовать слово для обозначения и обобщения предметов. У детей продолжают развивать восприятие, мышление, память и другие познавательные процессы. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, геометрической мозаики, многократно их сравнивает, отбирает, примеривает, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получает результат. И чем больше малыш совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата, открывает для себя новые свойства деталей.
К концу третьего года у ребенка начинает развиваться воображение, как процесс внутреннего плана мышления – экспериментирование и фантазирование в «уме». Однако воображение не станет ярким, богатым, образным, направленным, если взрослые вовремя не начнут его развивать. Поэтому так важно давать детям больше представлений, впечатлений об окружающем мире предметов, знакомить с конструируемыми объектами(заборчики, машины, дома и пр.), читать стихи, рассказывать истории, показывать разнообразные действия с игрушками и предметами. Одним словом, важно создать условия для развития творческой активности малышей. К этим условиям относится создание предметно - развивающей среды. Необходимы различные строительные наборы и простые конструкторы, а также игрушки, со масштабные постройкам, их тематике и отвечающие детскому восприятию (собачки, котики, машинки – причем подбирают их по нескольку одинаковых, чтобы избегать детских конфликтов).
Настольный конструкторский материал и напольный удобнее размещать в разных местах помещения. Например, для мелкого материала выделить ленточный стол, на котором разложить стопочками по деталям кубик, кирпичики и пр. Удобно раскладывать строительный материал и детали конструкторов в пластмассовые короба. Важно учитывать, что игрушки для обыгрывания построек должны быть у детей на виду, поскольку малыши строят только для игрушки, которую обычно сами выбирают. Крупный строительный материал рекомендуется размещать в шкафу с игрушками, рядом должны располагаться крупные игрушки – двигатели. Важно, чтобы возле шкафа было напольное покрытие. Во избежания травм детей в шкафах не предусматривают дверей. Малышей приобщают к порядку, учат убирать после игр строительные детали. При этом важно определить места на полках (где лежат пластины, где кубы и т.д.).
С малышами проводят занятия по конструированию. С этой целью объединяют по 6-8 детей и занимаются отдельно с каждой группой по 10 минут. И на специальных занятиях и в свободной деятельности воспитатель знакомит малышей с окружающим предметным миром и формирует конструкторские умения и навыки. Важно так организовать работу, чтобы обучение было для ребенка интересным, развивающим, содействующим игре. Основное внимание воспитатель уделяет обучению малышей формообразующим способом.
Очень важно уметь создать атмосферу интересного доверительного общения с детьми. Воспитатель включается в игры детей, своими примером показывает образцы ролевого поведения. Часто беседует с малышами от лица игрового персонажа по учебному содержанию занятия.
Воспитатель содействует формированию детского общества, поощряет игровые объединения, ситуативно – деловое общение и сотрудничество со взрослыми, воспитывает доброжелательные отношения к деятельности сверстников, поддерживает неуверенных, сдерживает малышей, склонных к «лидерству», которые отнимают детали, отталкивают, не дают другими детям строить рядом. Важно, чтобы каждый ребенок чаще испытывал радость от успехов. Необходимо поощрять самостоятельные усилия детей, незаметно и ненавязчиво помогать им, не сдерживая детской инициативы и самостоятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличает богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, что является основой интеллектуального развития и показателем готовности к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.