Просмотр содержимого документа
««Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредствам элементов театрализованной деятельности»»
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»
Доклад
«Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредствам элементов театрализованной деятельности»
Подготовила: воспитатель
Виктория Евгеньевна Коваленко
с. Екатеринославка, 2021 год.
Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый. Для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.
Для правильной организации, театрализованной деятельности необходимо учитывать следующие принципы:
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.
5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.
6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.
В театрализованной деятельности использовать следующие формы организации:
- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей
- Театрализованное занятие
- Самостоятельная театрально-художественная деятельность
- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях
- Посещение детьми театров
Приемы развития речи:
1. Чтение художественной литературы. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
2. Чистоговорки, скороговорки, загадки, потешки, песенки, пеструшки. Игра созвучий, свойственная скороговоркам, потешкам, забавляет ребёнка, способствует преодолению фонетических трудностей и приобретению навыков правильного произношения звуков, а также слышать образец грамматически правильной речи. Ведь загадки – шутки, развлекая, требуют от детей находчивости и сообразительности, развивает и память, наблюдательность, и, конечно же, речь, где чаще всего ребёнок употребляет сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Не обходится и без потешек. Эти художественные произведения построены на диалоге. Чтение в лицах – первая простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость. В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки – играть роль. Каждая потешка и скороговорка, которая предлагалась детям, разбиралась фразеологически, мы совместно с детьми искали объяснение непонятному, и детская речь обогащалась образными литературными выражениями.
3. Беседа. Метод беседы обеспечивает умственное и речевое развитие ребёнка, начиная с раннего дошкольного возраста. Ребёнок приучается к самостоятельному мышлению. Но в этом есть большая сложность беседы - как для педагога, так и для ребёнка. Ведь научить мыслить ребёнка дошкольного возраста самостоятельно намного труднее, чем продемонстрировать и изложить ребёнку готовые знания. По этой причине многие педагоги предпочитают рассказывать или читать детям, а не проводить беседы. А ведь в процессе беседы у ребёнка развиваются умения: припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы.
4. Упражнения в употреблении речевых штампов. Клише́ (фр. Cliché) В лингвистике — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях.
5. Постановка вопроса. Необходимо не только разрешать детям задавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки. Поставить вопрос – значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильна дошкольнику, но не очень простой. Вопросы должны нацеливать на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно – следственных связей
6. Дидактический рассказ с инсценировкой. Инсценирование - это важнейшее средство развития у дошкольников эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
7. Игра – драматизация. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра- драматизация.
8. Упражнения на интонационную выразительность. Интонация играет важную роль в общении. С её помощью мы можем точно передавать свои мысли, эмоции, чувства, и правильно понимать своего собеседника.
Интонация включает в себя: мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр и паузы. Прежде, чем приступать к развитию интонационной выразительности речи у ребёнка, необходимо научить его передавать свои эмоции при помощи мимики.
9. Упражнения на речевое дыхание. Речевое дыхание — это важная часть речи. Оно участвует в создании голосового звучания. В речевом дыхании вдох намного короче выдоха по сравнению с обычным. При правильном речевом дыхании речь произносится с нормальной громкостью, проговариванием всех звуков и выразительно.
Классификация театрализованных игр:
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, и т. д.)
Условно развитие речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.
На 1 этапе (младший дошкольный возраст) основными направлениями являются:
- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра» и др.)
- развитие ЗКР - обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.
На 2 этапе (в старшем дошкольном возрасте) основными направлениями являются:
- развитие коммуникативных навыков - совершенствование речевого этикета
- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.
- развитие творчества, импровизации и перевоплощения
- совершенствование диалогической речи
Необходимо помнить о том, что нельзя во время репетиций перегружать детей, иначе пропадёт интерес. И, конечно, детей надо хвалить. Похвала – лучший способ для дальнейшей работы.