kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие детского технического творчества в рамках проекта "Техномир: развитие без границ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке обобщен опыт работы ДОУ г. Миасса по проекту "Техномир", цель которого- развитие технического творчества старших дошкольников через конструирование производственного процесса Миасского автозавода "Урал".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие детского технического творчества в рамках проекта "Техномир: развитие без границ"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 48

(МКДОУ № 48)




456300 город Миасс Челябинская область, пр-т Автозаводцев 46а, тел. (3513)57-03-85

ИНН/ КПП 7415032059 / 741501001 ОГРН 1037400871749







Тема: «Развитие детского технического творчества в рамках проекта «Техномир: развитие без границ»




















г. Миасс 2024г.








Содержание

Актуальность темы …………………………………………..3

  1. Теоретическое обоснование темы…………………….4

  2. Практическое обоснование темы…………………….5

Заключение

Список литературы





































Актуальность темы

В эпоху компьютеризации наши дети легко справляются с гаджетами практически «с пеленок». Многие будущие студенты выбирают такие профессии как: маркетолог, IT-специалист, интернет-коуч, копирайтеры, архитектор виртуальной и дополненной реальности, менеджер маркетплейсов и т. д.; не говоря уже о любимом занятии молодежи — блогерстве. Все эти профессии предполагают знание компьютера, программирования и интернет-пространства. Каким же образом привлечь работать молодых специалистов на производство, где ощущается острая нехватка рабочих с профессиями: инженер-конструктор, фрезеровщик, токарь, сварщик, монтажник, технолог, оператор и т. д. Каждый ребенок — потенциальный изобретатель.

Одним из наиболее эффективным средством развития ребенка дошкольного возраста является детское техническое творчество. «Техническое творчество» — это вид деятельности, результатом которой является продукт, обладающий пользой и новизной. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей. Основными компонентами технического творчества являются: – техническое мышление; – пространственное воображение и представление; – конструкторская смекалка; – умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность дошкольников, является конструирование. Игры по конструированию долго не надоедают, т. к. обладают большой вариативностью, помогают творческому самовыражению. Особенность конструирования в том, что этот вид деятельности, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.

На сегодняшний момент, разработано и выпущено огромное количество самого разнообразного конструктора для того, чтобы каждый ребенок мог развивать в себе творческие способности.













  1. Теоретическое обоснование темы

Вопрос о развитии конструктивной деятельности и значении для образного мышления изучался Н.Н.Поддьяковым, И.С.Якиминской, а для развития пространственного воображения М.Б.Ребусом. Идея о конструктивной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А.Р.Лурией, а поддержал и развил ее в экспериментальных исследованиях Л.А.Венгер.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы, при определенной организации обучения может быть носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом (Е.А.Флерина, Н.Н.Подьяков), возникновения ярких эмоций (А.В.Запорожец), что позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников. Исследования Л.А.Парамоновой доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы работы в целом. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него любознательности, творчества, инициативности и самостоятельности - задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта ДО.

Проект «ТехноМир» направлен на формирование системы работы с дошкольниками по развитию инженерного мышления и технического творчества с привлечением родительского сообщества и с учетом градообразующего предприятия города Миасса- автомобильного завода «Урал».

Направления работы:

- повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах технического развития дошкольников;
- разработка детских проектов технической направленности и итоговых мероприятий к ним, с учетом ознакомления с производством автомобиля Урал;
- разработка модели игровой техносреды в образовательном пространстве дошкольных образовательных организаций.
- оформление методических и практических рекомендаций для руководителей и сотрудников дошкольных образовательных организаций по развитию детского технического творчества



  1. Практическое обоснование темы

Наш детский сад № 48 г. Миасса с августа 2022 года участвует в проекте «ТехноМир: развитие без границ» в рамках работы инновационной площадки федерального уровня АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по направлению «Формирование системы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста». Наш город является промышленным, и одним из градообразующих предприятий Миасса является завод автомобильного машиностроения «Урал».

На первых двух занятиях мы познакомились с историей автомобильного завода «Урал», которая ведет своё начало с 8 июля 1944 года, когда был выпущен первый грузовик «Захар»; вспомнили и узнали о профессиях людей, работающих на этом предприятии, об инструментах и оборудовании, которое они используют. Все полученные знания мы занесли в инженерные книги. В дальнейшем мы познакомили детей с продукцией Уральского автозавода: вахтовые автобусы, шасси, седельные тягачи, спецтехника, бортовые автомобили, самосвалы.

На последующих занятиях мы изучили этапы производственного процесса по изготовлению грузовиков «Урал»: литьё металла в литейном цехе, изготовление стальных листов в листопрокатном цехе, придание им формы для кабины и кузова авто в формовочном цехе, сборка в сборочном цехе, сварка в сварочном цехе, покраска в покрасочном цехе, испытание машин в испытательном цехе.

В дальнейшем мы познакомим детей с продукцией Уральского автозавода: вахтовые автобусы, шасси, седельные тягачи, спецтехника, бортовые автомобили, самосвалы. Алгоритм построения занятия по цехам завода таков:

  • Введение новых понятий (слов)

  • Постановка задачи: что мы сегодня должны сделать

  • Высказывание детьми идей, как это сделать

  • Непосредственно конструирование из LEGO с добавлением дополнительного, в том числе бросового материала

  • Внесение рисунков и схем в инженерную книгу

  • Обыгрывание моделей

  • Размещение моделей в пространственной среде группы [2].


Изучению одного цеха уделялось не менее двух занятий с целью качественного закрепления новых терминов и понятий.

Цель: развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструирования и моделирования.

В проекте принимают участие дети 5–7 лет. В ходе реализации проекта,решаются следующиезадачи:

-знакомство с производственным процессом АЗ «Урал»;

-развитие абстрактно-логического мышления дошкольников при создании простейших чертежей будущих построек;

-знакомство с рабочими профессиями (в рамках ранней профориентации);

-развитие конструктивных умений и навыков по созданию технических устройств посредством конструирования из разного конструктора;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

В рамках проекта мы знакомили детей со сложными понятиями через различные игры и игровые формы понятным для детей языком. Наша работа началась с изучения материала, в результате которого была выстроена поэтапная работа по освоению столь сложной темы. Знакомство воспитанников с заводом началось с посещения музея «Урал», ведь история насчитывает уже восьмидесятилетнюю жизнь завода в нашем городе.

В интерактивных беседах и презентациях были показаны многочисленные ролики производства, и того, как необходима продукция данного завода в масштабах нашего общества.

Нами для проекта были придуманы, разработаны и изготовлены дидактическая дидактические игры «Логическая цепочка создания Урала», «Профессии и орудия труда», в ходе которых дети закрепляли названия профессий, орудия труда, виды деятельности этих специалистов на заводе, этапы производства.

Родители воспитанников не остались в стороне, ведь они сами являются работниками завода и не в одном поколении. Благодаря семейным фотоархивам была создана фотокнига, иллюстрирующая историю преемственности семейного поколения. На завершающем этапе работы совместно с детьми был изготовлен настольный масштабный макет завода и модели автомобилей, выпускаемых на автозаводе, выполненный руками детей из бросового материала и конструктора. На макете были представлены основные цеха производства, музей. Затем, автозавод Урал организовал конкурс лучших проектов, среди образовательных организаций, затрагивающих производство Урала, где наш проект был среди лучший. Мы получили грант на приобретение современных конструкторов «Полидрон»

Проект еще развивается, а вместе с ним развиваются наши дошколята, становясь активнее, инициативнее, самостоятельнее. Играя и конструируя, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий, которые сейчас так востребованы. Кроме того, в детском коллективе формируется очень важное умение — работать в команде. Мы считаем, что, благодаря нашему проекту, в сознании наших воспитанников укрепиться мысль, что любая профессия и нужна, и хороша, главное, чтобы «с душой».

  1. Результаты диагностики показателей основ технической подготовки воспитанников подготовительной группы

По результатам промежуточной диагностики по освоению образовательной программы подготовительной группы дошкольники показали повышение таких показателей основ технической подготовки детей, как «проявляет инициативу в конструктивно-модельной деятельности; самостоятельно определяет замысел будущей работы; составляет инженерную книгу; читает простейшие схемы и чертежи; отбирает нужные инструменты для каждой операции».





Заключение: таким образом, совместная работа дошкольного учреждения и семьи показала свою эффективность и важность для формирования основ технического творчества старших дошкольников.

В перспективе- создать библиотеку методических разработок при работе с ЛЕГО конструктором. Проработать эскизы каждого цеха автозавода «Урал», подробного рабочего процесса.



Список использованной литературы:

  1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — 3-е изд. — М.: Линка-Пресс, 2015.

  2. Парциальная образовательная программа дошкоьного образования «От Фрёбеля до робота»: растим будущих инженеров» : учебное пособие / Т. В. Волосовец, Ю.В. Карпова, Т.В. Тимофеева – 2-е изд. испр. и доп. Самара : Вектор, 2018, 78с.

  3. НАУСТИМ — цифровая интерактивная среда: парциальная образовательная программа для детей от 5 до 11 лет / О. А. Поваляев [и др.]. — М.: Де’Либри, 2020. — 68 с. : ил.

  4. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Учеб. пособие студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сугрина Наталья Феодосьевна

Дата: 18.06.2024

Номер свидетельства: 653045

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Организация работы с родителями подготовительной группы по развитию технического мышления старших дошкольников в рамках проекта «техномир: развитие без границ»"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_raboty_s_roditeliami_podgotovitelnoi_gruppy_po_razvitiiu_tekhniche"
    ["file_id"] => string(6) "627244"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1678421132"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства