Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.
Задачи:
Ход занятия
1. Знакомство.
Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение родителей воспитанников.
Каждый родитель называет своё имя и характеризует себя, одним словом.
2.Игра на сплочение.
Цель: формирование доверия.
Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении родители должны пройти некоторое расстояние.
3.- Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец. Люди Васю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
- Нет он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.
Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
- Где же обещанный Путник Вечности?
(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)
Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
4. У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу.
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
- Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
- Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…
Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту характера. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (тарелка, поднос и т.п.).
5. «Перебежки»:
Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;
Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.
Встать и поменяться местами тем, кто часто читает своему ребенку
Встать и поменяться местами тем, кто часто целует своего ребенка
Встать и поменяться местами тем, кто часто хвалит своего ребенка
6. «Хорошо и плохо».
Предлагается 4 картины – тип воспитания.(авторитарный, либеральный, авторитетный, индифферентный).
Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а другая «–». Обсуждаем с какими трудностями может столкнуться ребенок в предшкольном классе.
7. Игра «Волшебная шляпа».
Цель: упражнение родителей в высказывании комплимента друг другу.
Инструкция: – Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент. Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно».
8. - Упражнение «Подарок».
Родителям раздаются открытки с изображением солнышка, содержащие рекомендации по воспитанию. В открытке есть место, для того чтобы вписать правила из своего жизненного опыта.
- Уважаемые родители! Прочитайте рекомендации. Какую рекомендацию добавили бы Вы, используя свой опыт воспитания детей? Давайте прочитаем и обменяемся понравившимися предложениями.
А теперь подведем итог нашей встречи.
-Вернемся к притче которую вы услышали в начале нашей встречи. Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?
- Ребенок.
- Каким должен быть этот Путник?
- Благородным Человеком.
- Кто же воспитывает его?
- Мы, Взрослые.
- Наша задача воспитывать Благородного Человека.
Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …
- Себя!
И завершая нашу встречу, хочу вам предложить похлопать друг другу за проделанную работу, хлопать будем по очереди, начнем с меня.