Просмотр содержимого документа
«Раннее изучение иностранного языка»
Раннее изучение иностранного языка
Родителям хочется, чтобы ребенок начал осваивать иностранный язык уже с ранних лет. Есть несколько факторов, указывающих на то, что делать этого не стоит.
Если у ребенка проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонетической(звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности.
Так, в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом (межзубный сигматизм), требующим серьезной работы по его исправлению.
Если ребенок занимается с логопедом, не стоит начинать учить какой-либо иностранный язык. В этом случае, логопед будет заниматься постановкой звука, а преподаватель иностранного языка закреплять другой, дефектный для русского языка звук. Это может привести к еще большим речевым проблемам у ребенка.
В дошкольном возрасте развитие ребенка носит стремительный характер (сенситивный период развития). В этом возрасте ребенок особенно восприимчив к получению новых навыков и знаний. Однако нужно учитывать, что память ребенка носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок запоминает иностранные слова механически и быстро забывает их (если он не находится в среде, где говорят на изучаемом языке).
Также нужно учитывать, что слуховое восприятие у детей развито неодинаково. В логопедии существует такое понятие, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Это нарушение произносительной стороны речи вследствие недостатка слухового восприятия. Такое недоразвитие характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, иногда лексико-грамматическими нарушениями. Таким детям трудно дается произнесение слов с несколькими согласными буквами подряд и многосложных слов. Они могут пропускать, заменять или переставлять слоги.Так же при фонетико-фонематическом недоразвитии речи отмечается неустойчивость произвольного внимания, сужение объема памяти, замедленное течение мыслительной деятельности.Из-за недостатков фонематического слуха ребенок неправильно воспринимает новые для него звуки, т.е. слышит их искаженно. У такого ребенка трудные звуки иностранного языка будут заменятся сходными по звучанию звуками русской фонетической системы, искажаться или вовсе выпадать из слова.
В этом случае можно говорить о том, что ребенок не готов к изучению иностранного языка в связи с недостаточным развитием психических функций (речи, внимания, мышления) и, самое главное, восприятия. Занятия иностранным языком не дадут должного результата и могут усугубить состояние речи ребенка.
От изучения иностранного языка в раннем возрасте лучше отказаться, если:
– ребенок начал говорить значительно позже, чем его сверстники; – ребенок неправильно выговаривает некоторые звуки и его речь невнятна; – речь ребенка смазанная и нечёткая; – ребенку уже пять лет, но в его речи много лексико-грамматических нарушений и маленький словарный запас; – ребенок говорит очень быстро или очень медленно, проглатывая слоги и слова.
Если логопедических проблем у ребенка нет, можно начать учить его иностранному языку с раннего возраста. В эпоху глобализации, интернета и свободного перемещения людей по планете знание иностранного, преимущественного английского языка приобретает все большее значение. При этом, важно помнить, что развитие родной речи влияет на успешное изучение иностранного языка. Чем лучше, правильнее (с грамматической и артикуляционной точки зрения) и активнее ребенок говорит по-русски, тем лучше он заговорит и на иностранном языке.