Проект "Разноцветный мир творчества" как средство художественно - творческого развития дошкольников
Проект "Разноцветный мир творчества" как средство художественно - творческого развития дошкольников
Проблема изучения и развития детской художественной творческой деятельности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства практически не была поставлена в практике работы нашего детского сада. Поэтому и был мною разработан проект "Разноцветный мир творчества" по использованию нетрадиционных изобразительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Реализация данного проекта позволит воспитанникам проявлять большую самостоятельность и инициативу, фантазию и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Разноцветный мир творчества" как средство художественно - творческого развития дошкольников»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Колыбельский детский сад
Проект «Разноцветный мир творчества»
по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Белышева Елена Анатольевна, воспитатель
Краткая аннотация проекта
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Сегодня есть выбор вариантов художественно – эстетического дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Но проблема изучения и развития детской художественной творческой деятельности (одарённости) средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства не была поставлена и не решалась в теории и практике конкретно нашего дошкольного учреждения. Поэтому мною и был разработан данный проект «Разноцветный мир творчества» по использованию нетрадиционных изобразительных технологий при работе с детьми дошкольного возраста. Главный принцип работы – педагогика ненасилия. Реализация проекта позволит моим ребятам проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию; повысить уровень эмоционального благополучия воспитанников; ребята научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания незаконченного образа; смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности.
Актуальность темы проекта
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, т.к. они определяют прогресс человечества. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет свое отношение к жизни и свое место в ней. Развитие способностей и творчества является специфичной особенностью человека, которая даёт возможность не только использовать действительность, но и видоизменять её. Одним из способов развития творчества детей является использование нетрадиционных техник рисования. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Дети узнают для себя что-то новое и неповторимое, создается то, чего раньше не существовало. Дети раскрывают для себя возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляют своей непредсказуемостью. Внедрение нетрадиционных техник развивает творчество детей, прививает любовь к изобразительному искусству. Реализация проекта «Разноцветный мир творчества» позволит задействовать различные виды детской деятельности с использованием нетрадиционных изобразительных технологий. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, ножницами или пластилином, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Актуальность проекта я и увидела в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель проекта: Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом и технологиями.
Задачи проекта:
1. Вызвать у детей интерес к художественно - творческой деятельности.
2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании работ.
3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
5. Формировать практические навыки работы с различными изобразительными материалами.
6. Воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе.
Участники проекта: воспитатели группы, дети и их родители.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Уголок художественного творчества «Страна Фантазия» в группе в котором помещены;
репродукции картин, открытки, фотоальбомы, эскизы и образцы работ;
краски разнообразных составов (акварельные, гуашевые, акриловые), кисти и другие изобразительные инструменты (карандаши простые и цветные, печати и штампы, трафареты, мелки восковые, свечки, поролон, заостренные палочки, ватные палочки, трубочки для коктейля, и др.);
бросовый материал (шерстяные нитки; карандашная стружка, кусочки ткани, крупы, пенопласта, открытки, бусины, фольга, ленты, тесьма и др.); пластилин;
подборка художественной литературы и оформление библиотечки юного художника.
разработка перспективного плана и цикла игр-занятий;
картотека дидактических игр и нетрадиционных способов рисования;
компьютерное оборудование с подборкой презентаций, методические пособия и журналы;
сотрудничество с культурно – досуговым центром села и сельской библиотекой.
Ожидаемые результаты:
для детей
повысится уровень эмоционального благополучия воспитанников;
будут проявлять большую самостоятельность, инициативу, фантазию;
научатся планировать свою работу и самостоятельно выбирать способы ее воплощения;
смогут выражать свое отношение к окружающему миру через изобразительную деятельность и ручной труд;
научатся сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
смогут давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявят желание участвовать в выставках внутри ДОУ, в конкурсах на разных уровнях.
для педагогов
создадут систему работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
расширится педагогическое сотрудничество в вопросах художественно-эстетического воспитания детей;
повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
для родителей
приобретут знания для развития детского творчества;
примут участие в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов;
научатся организовать художественную деятельность в семейном кругу;
получат положительные эмоции от встречи и совместной деятельности;
проявят единство, творчество и заинтересованность.
Этапы реализации проекта:
I этап – Организационный – с мая по август 2014 г.
II этап – Диагностический – с 1 по 15 сентября 2014 г.
III этап – Практический – с 16 сентября 2014г. по 1 мая 2015г.
IV этап – Обобщающий – май –июнь 2015г.
Организационный этап - Поиск, изучение и обработка информации
- определение цели и задач проекта;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- просмотр материалов по нетрадиционным техникам изображения;
- создание предметно-развивающей среды
Диагностический этап
Проведение педагогической диагностики индивидуального развития дошкольников
Практический этап - Работа над проектом
- реализация поставленной цели и задач с использованием игровых технологий, изобразительных технологий
Обобщающий этап
-оформление результатов;
-презентация проекта.
-определение уровня художественно- творческой активности дошкольников
Модель реализации проекта
Направления работы
Содержание деятельности
Срок исполнения
1. Работа с детьми
1. Игры-занятия, дидактические и развивающие игры , эксперименты с различными изобразительными материалами
в течение реализации проекта
2. Диагностика с целью отслеживания результатов художественно - творческого развития дошкольников.
2 раза в год
(сентябрь, май)
3. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций и т.д.
в течение реализации проекта
4. Чтение художественной литературы, просмотр презентаций
1-2 раза в неделю
5. Продуктивная деятельность детей.
в течение реализации проекта
6. Участие в выставках детского творчества.
в течение реализации проекта
7. Организация выставки в группе.
1 раз в месяц
8. Оформление альбома детских рисунков “Прекрасное вокруг нас»
май
2. Сотрудничество с родителями
1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.
в течение реализации проекта
2. Анкетирование родителей.
1 раз в год
3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ.
в течение реализации проекта
4.Оформление фотоальбома
“Прекрасное вокруг нас ”.
Декабрь 2014г.
5. Участие в Неделе Семьи.
май
6. Участие в викторинах и конкурсах.
в течение учебного года
3. Методическое сопровождение
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно-эстетическим развитием детей.
в течение реализации проекта
2. Подборка художественной литературы и оформление библиотечки юного художника.
Октябрь 2014г.
3. Картотека нетрадиционных способов рисования.
май
4. Подборка игр с рисунками для детей.
май
5. Конспекты игр-занятий.
в течение реализации проекта
6. Сценарии развлечений.
в течение реализации проекта
7. Консультационный материал для педагогов.
в течение реализации проекта
8. Консультационный материал для родителей.
в течение реализации проекта
9. Обобщение и распространение наработанного материала.
в течение реализации проекта
Оценка результатов реализации проекта:
Чтобы выявить результативность работы по проекту мы будем использовать карту оценки индивидуального развития ребенка реализуемой в ДОУ образовательной программы, немного модифицировав её. Будет проведена педагогическая диагностика индивидуального развития детей в начале и в конце реализации проекта. В процессе диагностики будет использовано систематическое наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности (игре, общении со взрослыми и сверстниками, индивидуальные беседы с использованием детской литературы, предметных и сюжетных картинок, сохранение и анализ продуктов детского творчества, игровые приемы. Это даст нам возможность получить достоверные данные о накопленном опыте детей и сделать вывод об успешности проведенной работы в развитиидетей. Таким образом, педагогическая оценка поможет выстроить весь педагогический процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и всей группы детей в целом. Она так же даст возможность творчески подходить к обучению и воспитанию дошкольников, появятся новые взгляды на организацию ежедневной деятельности педагогов с детьми.
Нетрадиционные изобразительные техники способствуют снятию напряжения, улучшению эмоционального состояния детей за счет сохранения устойчивого интереса к разнообразным видам деятельности, развивая при этом творческие способности, способствуя повышению самооценки, активизируя познавательную активность воспитанников. Данный проект дает возможность сделать процесс приобщения детей к миру искусства более ярким, увлекательным, значимым. Для педагогов проект является стимулом для повышения креативности, стремлению к саморазвитию, а для родителей проект дает возможность проявить себя вместе с детьми в различных конкурсах, выставках. В результате участия детей и родителей в семейных творческих конкурсах, семья сплачивается, а ребёнок почти постоянно находится в зоне ближайшего развития: то, что он сегодня сделал с помощью взрослого, это он послезавтра сделает сам. Получая, таким образом, мощный толчок развития.
Дальнейшее развитие проекта и трансляция опыта:
Планируется дополнить перечь используемых нетрадиционных изобразительных технологий; размещение в предметно-развивающей среде группы столика для рисования песком. Наработанный опыт будет распространен среди педагогов ДОУ района и на сайте детского сада, интернет сайтах.
Используемая литература:
1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду – М.: изд. «Цветной мир»,2010
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду Школа дизайна – М.: изд. «Цветной мир»,2011Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
3. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
4. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста», М, Сфера, 2007 г.
5. Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2008 г.
6. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., 1982 г.
7. Комарова Т.С. Филипс О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ», Педагогическое общество России, М., 2005 г.