Лечение растениями и препаратами из них (фитотерапия) имеет большое значение в современном мире. Несмотря на увеличение ассортимента лекарственных средств, в настоящее время около 30% лекарственных препаратов относится к средствам растительного происхождения. Это объясняет большой интерес к лекарственным растениям.
Содержание программы расширяет и углубляет знания и умения обучающихся по биологии, экологической культуре, способствует формированию здорового образа жизни. Изучение лекарственных растений и взаимосвязь их с человеком, позволяет улучшить потенциал возможности самого человека, жизнь и здоровье которого зависит, в том числе, и от природы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Донецкий Республиканский институт дополнительного педагогического образования
__ _______ 20___ №_____
УТВЕРДЖЕНО
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
__ _______ 20___ №_____
Образовательная программа
«ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ДОНБАССА»
возраст обучающихся – ученики 2-5 классов
срок реализации – 2 года
Автор Кириленко Лидия Константиновна,
педагог дополнительного образования
Республиканского эколого-
натуралистического центра
Донецк – 2019
Образовательная программа «Зеленая аптека Донбасса» составлена на основе типовой программы дополнительного образования «Лекарственные растения», относится к эколого-биологическому направлению.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Зелёная аптека Донбасса» рассчитана на два года обучения для обучающихся средней школы. Программа дополнительного образования детей «Зеленая аптека Донбасса» составлена согласно документам:
- Конституции Донецкой Народной Республики (Статья №36 «О праве на образование»);
- Закону «Об образовании» (статья №72 «Дополнительное образование детей и взрослых») Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС);
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии экстремистской деятельности», принят постановлением Народного Совета 29.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму», принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Закону Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, принят постановлением Народного Совета 15.05.2015 г.;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.01.2015 г. №8 «Об утверждении Типового положения об учреждении дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25.07.2016 г. №793 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11.08.2015 г. №392 «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования для детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17.07.2015 г. №322 и Министерства молодежи, спорта и туризма от 22.06.2015 г. №94 «Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 г. №815 «Об утверждении Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. №379 «Об утверждении Типового порядка проведения Республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04.04.2016 г. №310 «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16..08.2017 г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики».
Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).
Лечение растениями и препаратами из них (фитотерапия) имеет большое значение в современном мире. Несмотря на увеличение ассортимента лекарственных средств, в настоящее время около 30% лекарственных препаратов относится к средствам растительного происхождения. Это объясняет большой интерес к лекарственным растениям.
Содержание программы расширяет и углубляет знания и умения обучающихся по биологии, экологической культуре, способствует формированию здорового образа жизни. Изучение лекарственных растений и взаимосвязь их с человеком, позволяет улучшить потенциал возможности самого человека, жизнь и здоровье которого зависит, в том числе, и от природы.
Знания лекарственных растений и правил их использования в повседневной жизни играет большое значение в жизни человека.
Программа кружка предусматривает знакомство обучающихся с особенностями лекарственных растений, их химическим составом и действием на организм. Для получения навыков использования лекарственных растений выполняется ряд теоретических занятий по изучению химического состава растений и составлению рецептов сборов для лечения и профилактики различных заболеваний. Для углубления знаний и расширения кругозора для обучающихся предусматривается проведение экскурсий в природу, в Донецкий ботанический сад по ознакомлению с лекарственными растениями лесов, лугов, полей, водной среды. Программа знакомит обучающихся с различными видами деятельности, связанной с изучением лекарственных растений, позволяет обучающихся распознавать лекарственные растения, находить их на территории Донбасса, овладевать навыками сбора и заготовки лекарственного сырья.
Направленность программы – эколого- биологическая.
Новизна. В данной Программе предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность обучающихся по изучению особенностей различных лекарственных растений, их химического состава и, в первую очередь, биологически активных веществ. Кроме того, в ходе проведения практических занятий обучающиеся смогут получить специальные знания и навыки применения лекарственных растений в повседневной жизни.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.Создание данной программы вызвано необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения. Особое место в ней отводится формированию у обучающихся стремления вести здоровый образ жизни. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее реализации обучающиеся овладеют знаниями, умениями и навыками, которые направлены на формирование у них познавательного, эмоционально-нравственного, деятельного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
Цель программы:
научить обучающихся распознавать наиболее распространенные в Донбассе лекарственные растения, формировать навыки сбора и заготовки лекарственного сырья и использования его при различных заболеваниях.
Для достижения цели предусматривается решение таких задач:
Образовательная:
- расширение знаний обучающихся о многообразии лекарственных растений Донбасса, их морфологических особенностях, химическом составе и действии на организм;
- формирование навыков заготовки лекарственного сырья и его практического применения для лечения и профилактики различных заболеваний;
- формирование практических умений по интродукции лекарственных растений;
- изучение технологии приготовления целебных чаев и других лечебных форм;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи личностно-ориентированного, дифференцированного, проблемного, диалогового обучения, которое сохраняет неповторимость, уникальность каждого человека.
Развивающая:
- содействие накоплению обучающимися опыта общения с окружающей природой;
- развитие интереса к фитотерапии, творческих способностей и расширения кругозора обучающимися;
-развитие у обучающихся навыков слаженности в работе;
-обеспечение свободного творческого интеллектуального развития обучающихся;
- применение личного опыта.
Воспитательная:
- воспитание любви и бережного отношения к окружающей среде, ответственности за её состояние и сохранение;
- использование содержания занятий для формирования здорового образа жизни;
- способствование укреплению здорового образа жизни обучающихся;
-воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатую работу до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Программа реализует принципы валеологического воспитания:
- системность;
- непрерывность;
- межпредметность связей;
- доступность;
- наглядность.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности. В процессе реализации программы применяются различные методы обучения: пояснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнения, практическая работа творческого характера, методы мотивации и стимулирования, учебного контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый и ситуативный методы, диспуты.
Приоритетное направление деятельности кружка – стимулирование творческой активности обучающихся, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для их самореализации; формирование навыков здорового образа жизни.
Отличительные особенности:
- Познавательный материал, в основном дается через игры, экскурсии, наблюдения;
- при проведении занятий по данной Программе происходит установление доверительных партнерских отношений;
- Программа составлена на основе здоровье сберегающих технологий с включением блоков по валеологии и биологии;
Возраст обучающиеся: обучающиеся 2-5 классов общеобразовательных учебных заведений, в том числе детских домов, школ-интернатов, профессионально-технический учебных заведений.
Формы и режим занятий: нетрадиционные формы проведения занятий, создание проблемных ситуаций; поощряется проявление инициативы и самостоятельности со стороны обучающихся. Занятия проводятся после уроков, обеда и небольшого отдыха в течение 2 часов.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся 1–го года обучения должны знать:
- морфологические особенности лекарственных растений;
- основные биологические активные вещества лекарственных растений;
- направления использования лекарственных растений в соответствии с характером заболевания;
- перечень мероприятий по охране лекарственных растений;
- редкие и эндемичные виды лекарственных растений;
- определять запасы отдельных видов лекарственных растений.
Обучающиеся 2–го года обучения должны знать:
- значение фитотерапии и народной медицины;
- отечественных и зарубежных ученых фитотерапевтов и их роль в становлении народной медицины;
- направления использования лекарственных растений в соответствии с характером заболевания;
- основные лекарственные растения, применяемы при профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, желудочно-кишечных заболеваний, печени, сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, мочевыводящей системы и почек, нервной системы, глазных заболеваний;
- основные продукты пчеловодства и их особенности;
- лекарственные растения, применяемые для укрепления волос, кожи и десен;
- растения-радиопротекторы и их свойства;
- значения и свойства овощных, плодово-ягодных и цитрусовых культур;
- особенности зеленных, пряно-ароматических и эфиромасличных культур;
- лекарственные комнатные растения и их фитонцидную активность.
Обучающиеся 2-го года обучения должны уметь:
- составлять рецептуры и приготовить сборы для профилактики различных заболеваний (верхних дыхательных путей, бронхитов, трахеобронхитов, желудочно-кишечного тракта, печени, сердечно-сосудистых заболеваний, опорно-двигательного аппарата, мочевыводящих путей и почек, нервной системы;
- использовать растения и продукты пчеловодства для лечения глазных заболеваний;
- применять лекарственные растения для укрепления волос и десен;
- использовать растения радиопротекторы, овощные, плодово-ягодные и цитрусовые культуры в лечебных и профилактических целях;
- составлять рецептуру витаминных чаев и их готовить;
- выращивать комнатные и зеленные растения (лук, укроп, петрушку, базилик, салат и др.) в учебном кабинете и их применять в профилактических целях;
- проводить интродукцию некоторых растений возле образовательного заведения.
Формы подведения итогов: обобщающие занятия, оформление выставок работ обучающихся, викторины.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№
Наименование раздела
Количество часов
Теорети
ческих часов
Практических часов
Всего
1.
1. Вводная часть. Знакомство с лекарственными растениями
1.1. Морфологические особенности лекарственных растений и места их произрастания. Использование лекарственных растений человеком с древних времен до наших дней. Аптекарский огород.
Практическая занятие. Просмотр видеофильма «Лекарственные растения в народной медицине».
Итого по теме:
3
3
3
3
6
2.
2. Химический состав и физиологическое действие биологически активных веществ.
2.1. Алкалоиды, сердечные гликозиды. Эфирные масла. Дубильные вещества. Кумарины. Органические кислоты. Витамины, их классификация. Водорастворимые витамины группы В, жирорастворимые витамины А и Д, их различия. Физиологическое действие биологически активных веществ. Растения, содержащие эти вещества.
Практическое занятие. Проведение викторины «Что я знаю о растениях?»
Практическое занятие. Составление карты растений, содержащих эфирные масла и витамины группы В, витаминов А и Д, витамина С.
Практическое занятие. Проведение интеллектуального конкурса «Витамины в твоей жизни»
Итого по теме:
3
3
3
3
3
9
12
3.
3. Заготовка, сушка и хранение лекарственного сырья.
3.1. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков, соцветий, корневищ, клубней, луковиц. Сушка: воздушная, солнечная, тепловая. Условия и сроки хранения лекарственного сырья.
Практическое занятие. Составление календаря сбора лекарственных растений, применительно к условиям Донбасса.
Практическое занятие. Заготовка корней одуванчика, цикория и др. Заготовка ягод облепихи, боярышника, рябины и др. Оценка качества лекарственного сырья.
Итого по теме:
3
3
3
3
6
9
4.
Способы приготовления лекарственных форм.
4.1. Правила приготовления настоев и отваров лекарственных растений. Правила получения экстрактов и настоек из различных лекарственных растений.
Практическое занятие. Приготовление различных сборов из лекарственных растений
6.2. Лекарственные растения суходольных лугов, их особенности, механизм приспособления к суходолу и недостатку влаги. Лекарственные растения: адонис весенний, астрагал шерстистоцветный, донник лекарственный, душица обыкновенная, зверобой, ромашка лекарственная, чабрец.
Практическое занятие. Работа с гербарным материалом лекарственных растений пойменных и суходольных лугов и их зарисовка
Практическое занятие. Приготовление и дегустация напитка из ромашки лекарственной, душицы обыкновенной и мяты перечной.
6.3. Лекарственные растения низинных лугов, их особенности. Характеристика растений: кровохлебка лекарственная, лапчатка прямостоячая (калган), термопсис ланцетовидный, тысячелистник обыкновенный, фиалка трехцветная, клевер и его виды, яснотка и др.
Итого по теме
3
3
3
9
3
3
6
15
7.
7. Полевые лекарственные растения.
7.1. Места произрастания. Характеристика растений: василек синий, фиалка полевая, пастушья сумка. Степные лекарственные растения, места их произрастания и особенности.
Практическое занятие. Изучение гербарного материала и семян различных видов ковылей.
Итого по теме
3
3
3
3
6
8.
8. Лекарственные растения влажных мест обитания
8.1.Особенности растений влажных мест обитания и их характеристика. Осока болотная, аир, рогоз, кислица и др.
Практическое занятие. Составление описания лекарственных растений влажных мест обитания по наглядным пособиям.
Практическое занятие. Изучение морфологических особенностей лекарственных растений влажных мест обитания с использованием гербария и натурных экспонатов
Итого по теме
3
3
3
3
6
9
9. Сорные лекарственные растения.
9.1. Сорные лекарственные растения, их особенности. Характеристика придорожных сорных растений: подорожник большой, одуванчик, спорыш или горец птичий, пижма. Характеристика пустырных сорных растений: лопухи, пустырник, чистотел, полынь и ее виды, крапива двудомная, щавель конский.
Практическое занятие. Приготовление и дегустация напитка из крапивы двудомной и чабреца.
Практическое занятие. Изучение морфологических особенностей сорных лекарственных растений с использованием гербария и натурных экспонатов
Итого по теме
3
3
3
3
6
9
10.
10. Редкие и эндемические растения Донбасса.
10.1.Понятие об эндемических растениях. Красная книга Украины. Редкие и эндемические виды растений Донбасса, занесенные в Красную книгу Украины. Значение сохранения редких и эндемичных видов растений. Роль ботанических садов. Ботанический сад Донецка.
10.2.Характеристика отдельных лекарственных растений, занесенных в Красную книгу Украины: адонис весенний и волжский, сон-трава луговая, калужница болотная, ландыш майский, ночная фиалка, хвощ лесной, сабельник болотный.
Практическое занятие. Работа с Красной книгой Донбасса. Зарисовка краснокнижных лекарственных растений и оформление выставки рисунков.
Практическое занятие. Проведение диспута «Нужно ли сохранять краснокнижные растения?»
Практическое занятие. Проведение конкурса на лучшего знатока краснокнижных лекарственных растений.
Практическое занятие. Изучение заповедных мест Республики и растений, произрастающих в них
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Зеленая аптека»
Практическое занятие. Выпуск стенной газеты «Лекарственные растения в моей семье»
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры – квеста по лекарственным растениям Донбасса.
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по наиболее распространенным лекарственным растениям Донбасса.
Итого по теме:
3
3
6
3
3
3
3
3
3
3
3
24
30
11
11.Ядовитые лекарственные растения Донбасса
11.1. Морфологические особенности ядовитых лекарственных растений. Характеристика ядовитых растений: белладона, ландыш майский и др. Особенности их применения в медицине.
Практическое занятие. Изучение гербарного и натурного материала ядовитых лекарственных растений.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной викторины «Знакомые незнакомцы»
Практическое занятие. Составление памятки по правилам работы с ядовитыми лекарственными растениями.
Итого по теме:
3
3
3
3
3
9
12
12.
12.Факторы влияния на состояние и динамику ресурсов лекарственных растений
12.1. Реестры видов лекарственных растений Донбасса, подлежащих охране. Красная книга Донбасса.
12.2. Состояние ресурсов дикорастущих лекарственных растений. Способы учета дикорастущих лекарственных растений. Практическое занятие. Картирование мест произрастания отдельных видов лекарственных растений.
Практическое занятие. Проведение игры «Поле чудес», посвященной лекарственным растениям Красной книги.
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по лекарственным растениям Донбасса.
Практическое занятие. Проведение конкурса «В гостях у первоцветов»
Итого по теме:
3
3
6
3
3
3
3
12
18
13.
13.Комнатные лекарственные растения
13.1. Особенности морфологии комнатных лекарственных растений. Лечебные свойства комнатных лекарственных растений.
13.2. Характеристика и особенности комнатных лекарственных растений: золотой ус, коланхоэ, алоэ, герань и др.
Практическое занятие. Выращивание и использование комнатных лекарственных растений учебного заведения. Наблюдения за ними.
Практическое занятие. Оформление этикеток для комнатных лекарственных растений в учебном заведении.
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о комнатных растениях, которые выращиваются в учебном кабинете
Практическое занятие. Проведение викторины «Комнатные лекарственные растения на подоконнике».
Итого по теме:
3
3
6
3
3
3
3
12
18
14.
14.Садово-огородные лекарственные растения
14.1. Значение овощных и плодовых культур в народной медицине. Химический состав и свойства овощных лекарственных растений.
14.2. Химический состав и лечебные свойства садовых лекарственных культур. Лечебные свойства цитрусовых культур. Применение их в народной медицине.
14.3. Использование косточек различных плодовых культур для получения лечебного масла. Ядовитые свойства косточек некоторых плодовых культур (абрикос, слива и др.) и меры предосторожности при их использовании.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Чудо-овощ, чудо- фрукт».
Практическое занятие. Приготовление масла из косточек облепихи. Приготовление соков из различных овощных и плодовых культур.
Практическое занятие. Выращивание зеленого лука на окне учебного кабинета.
Практическое занятие. Выращивание базилика и салата на окне учебного кабинета
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по различным овощным культурам. Дегустация овощных соков (из свеклы, моркови, тыквы, капусты и др.)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по различным плодово-ягодным культурам. Дегустация соков из различных плодово-ягодных и цитрусовых культур
Итого по теме:
3
3
3
9
3
3
3
3
3
3
3
21
30
15.
Итоговое занятие. Заслушивание сообщений и проведение интеллектуальных игр.
Итого по теме:
6
6
Всего
69
147
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
Тема 1.Вводная часть (6 часов).
1.1.Организационный момент. Знакомство с обучающимися. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Знакомство с лекарственными растениями. Морфологические особенности лекарственных растений. Места произрастания лекарственных растений. Использование лекарственных растений человеком с древних времен до наших дней. Аптекарский огород. Ученые, посвятившие жизнь лекарственным растениям. Классификация лекарственного сырья (3 часа).
Практическое занятие. Просмотр видеофильмов «Лекарственные растения Донбасса» (3 часа).
Тема 2.Химический состав и физиологические вещества лекарственных растений (12 часов)
2.1. Алкалоиды, сердечные гликозиды. Эфирные масла. Дубильные вещества. Кумарины. Органические кислоты. Витамины, их классификация. Водорастворимые витамины группы В, жирорастворимые витамины А и Д, их различия. Физиологическое действие биологически активных веществ. Растения, содержащие эти вещества. (3 часа)
Практическое занятие. Проведение викторины «Что я знаю о растениях?» (3 часа)
Практическое занятие. Составление карты растений, содержащих эфирные масла и витамины группы В, витаминов А и Д, витамина С. (3 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуального конкурса «Витамины в твоей жизни»
3. Заготовка, сушка и хранение лекарственного сырья
3.1. Условия и время сбора почек, коры, листьев, цветков, соцветий, корневищ, клубней, луковиц. Сушка: воздушная, солнечная, тепловая. Условия и сроки хранения лекарственного сырья. (3 часа)
Практическое занятие. Составление календаря сбора лекарственных растений, применительно к условиям Донбасса. (3 часа)
Практическое занятие. Заготовка корней одуванчика, цикория и др. Заготовка ягод облепихи, боярышника, рябины и др. Оценка качества лекарственного сырья.(3 часа)
Тема 4. Способы приготовления лекарственных форм (21 час)
4.1. Приготовление настоев и отваров лекарственных растений. Получение экстрактов и настоек из различных лекарственных растений (3 часа).
Практическое занятие 1. Приготовление различных сборов из лекарственных растений (3 часа)
4.2. Приготовление порошков и мазей из лекарственных растений (3 часа)
4.3. Компрессы и примочки из лекарственных растений и их использование (3 часа).
Практическое занятие 3. Приготовление настоя ромашки лекарственной (или из другого лекарственного растения по выбору) (3 часа).
Практическое занятие 4. Приготовление сбора для лекарственного чая из осенних ягод (3 часа).
Тема 5. Лекарственные растения леса (15 часов)
5.1.Характеристика основных лекарственных растений леса (сосна, ель, клен, акация, барбарис, черемуха, шиповник, сирень, липа, бузина, калина и др.) (3 часа)
Практическое занятие. Изучение лесных плодов и ягод – шиповника, боярышника, рябины, облепихи и др., изготовление поделок (бус, браслетов и др.) (3 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной викторины «За здоровьем в лес» (3 часа)
Практическое занятие. Приготовление и дегустация витаминных чаев из облепихи, шиповника, боярышника и других лекарственных растений леса (3 часа)
Практическое занятие. Изучение и зарисовка лекарственных древесных грибов – березового гриба чага (3 часа).
Тема 6. Лекарственные растения лугов Донбасса (15 часов)
6.2. Лекарственные растения суходольных лугов, их особенности, механизм приспособления к суходолу и недостатку влаги. Лекарственные растения: адонис весенний, астрагал шерстистоцветный, донник лекарственный, душица обыкновенная, зверобой, ромашка лекарственная, чабрец (3 часа).
Практическое занятие. Работа с гербарным материалом лекарственных растений пойменных и суходольных лугов и их зарисовка (3 часа)
Практическое занятие. Приготовление и дегустация напитка из ромашки лекарственной, душицы обыкновенной и мяты перечной (3 часа).
6.3. Лекарственные растения низинных лугов, их особенности. Характеристика растений: кровохлебка лекарственная, лапчатка прямостоячая (калган), термопсис ланцетовидный, тысячелистник обыкновенный, фиалка трехцветная, клевер и его виды, яснотка и др. (3 часа)
7. Полевые лекарственные растения (6 часов)
7.1. Места произрастания. Характеристика растений: василек синий, фиалка полевая, пастушья сумка. Степные лекарственные растения, места их произрастания и особенности (3 часа).
Практическое занятие. Изучение гербарного материала и семян различных видов ковылей (3 часа).
8. Лекарственные растения влажных мест обитания (9 часов)
8.1. Особенности растений влажных мест обитания и их характеристика. Осока болотные, аир, рогоз, кислиц и др. (3 часа)
Практическое занятие 8. Составление описания лекарственных растений влажных мест обитания по наглядным пособиям (3 часа).
Практическое занятие 9. Изучение морфологических особенностей лекарственных растений влажных мест обитания с использованием гербария и натурных экспонатов (3 часа)
9. Сорные лекарственные растения (9 часов),
9.1. Особенности сорных растений. Характеристика придорожных сорных растений: подорожник большой, одуванчик, спорыш или горец птичий, пижма. Характеристика пустырных сорных растений: лопухи, пустырник, чистотел, полынь и ее виды, крапива двудомная, щавель конский (3 часа).
Практическое занятие 10. Приготовление и дегустация напитка из крапивы двудомной и чабреца (3 часа).
Практическое занятие 11. Изучение морфологических особенностей сорных лекарственных растений с использованием гербария и натурных экспонатов (3 часа)
Тема 10.Редкие и эндемические растения Донбасса (30 часов).
10.1. Понятие об эндемических растениях. Красная книга Украины. Редкие и эндемические виды растений Донбасса, занесенные в Красную книгу Украины. Значение сохранения редких и эндемичных видов растений. Роль ботанических садов. Ботанический сад Донецка (3 часа).
10.2. Характеристика отдельных лекарственных растений, занесенных в Красную книгу Украины: адонис весенний и волжский, сон-трава луговая, калужница болотная, ландыш майский, ночная фиалка, хвощ лесной, сабельник болотный (3 часа).
Практическое занятие. Работа с Красной книгой Донбасса. Зарисовка краснокнижных лекарственных растений и оформление выставки рисунков (3 часа).
Практическое занятие. Проведение диспута «Нужно ли сохранять краснокнижные растения?» (3 часа)
Практическое занятие. Проведение конкурса на лучшего знатока краснокнижных лекарственных растений (3 часа).
Практическое занятие. Изучение заповедных мест Республики и растений, произрастающих в них (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Зеленая аптека» (3 часа).
Практическое занятие. Выпуск стенной газеты «Лекарственные растения в моей семье» (3 часа).
Практическое занятие.. Проведение интеллектуальной игры – квеста по лекарственным растениям Донбасса (3 часа).
Практическое занятие. Проведение конкурса на лучшего знатока лекарственных растений (3 часа).
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по наиболее распространенным лекарственным растениям Донбасса (3 часа).
Тема 11. Ядовитыелекарственные растения Донбасса (12 часов).
11.1. Морфологические особенности ядовитых лекарственных растений. Характеристика ядовитых растений: белладона, ландыш майский и др. Особенности их применения в медицине (3 часа).
Практическое занятие. Изучение гербарного и натурного материала ядовитых лекарственных растений (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной викторины «Знакомые незнакомцы» (3 часа).
Практическое занятие. Составление памятки по правилам работы с ядовитыми лекарственными растениями (3 часа).
Тема 12. Факторы влияния на состояние и динамику ресурсов лекарственных растений (18 часов).
7.1. Реестры видов лекарственных растений Донбасса, подлежащих охране. Красная книга Донбасса (3 часа).
7.2. Состояние ресурсов дикорастущих лекарственных растений. Способы учета дикорастущих лекарственных растений (3 часа).
Практическое занятие. Картирование мест произрастания отдельных видов лекарственных растений (3 часа).
Практическое занятие. Проведение игры «Поле чудес», посвященной лекарственным растениям Красной книги (3 часа).
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по лекарственным растениям Донбасса (3 часа).
Практическое занятие. Проведение конкурса «В гостях у первоцветов» (3 часа)
Тема 13. Комнатныелекарственные растения (18 часов).
13.1. Особенности морфологии комнатных лекарственных растений. Лечебные свойства комнатных лекарственных растений (3 часа).
13.2. Характеристика и особенности комнатных лекарственных растений: золотой ус, коланхоэ, алоэ, герань и др. (3 часа)
Практическое занятие. Выращивание и использование комнатных лекарственных растений учебного заведения. Наблюдения за ними (3 часа).
Практическое занятие. Оформление этикеток для комнатных лекарственных растений в учебном заведении (3 часа).
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о комнатных растениях, которые выращиваются в учебном кабинете (3 часа)
Практическое занятие. Проведение викторины «Комнатные лекарственные растения на подоконнике» (3 часа).
Тема 14. Садово-огородныелекарственные растения (30 часов).
14.1. Значение овощных и плодовых культур в народной медицине. Химический состав и свойства овощных лекарственных растений (3 часа).
14.2. Химический состав и лечебные свойства садовых лекарственных культур. Лечебные свойства цитрусовых культур. Применение их в народной медицине (3 часа).
14.3. Использование косточек различных плодовых культур для получения лечебного масла. Ядовитые свойства косточек некоторых плодовых культур (абрикос, слива и др.) и меры предосторожности при их использовании (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Чудо-овощ, чудо- фрукт» (3 часа).
Практическое занятие. Приготовление масла из косточек облепихи. Приготовление соков из различных овощных и плодовых культур (3 часа).
Практическое занятие. Выращивание зеленого лука на окне учебного кабинета (3 часа).
Практическое занятие. Выращивание базилика и салата на окне учебного кабинета (3 часа)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по различным овощным культурам. Дегустация овощных соков (из свеклы, моркови, тыквы, капусты и др.) (3 часа)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений по различным плодово-ягодным культурам. Дегустация соков из различных плодово-ягодных и цитрусовых культур (3 часа)
Тема 15. Итоговое занятие (6 часов).
Практическое занятие. Заслушивание творческих работ членов кружка (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальных игр. Получение заданий на летние каникулы (3 часа).
Учебно-тематический план 2 года обучения
№
Название раздела
Количество часов
Теоретических часов
Практи
ческих часов
Всего
1.
Вводное занятие
1.1. Понятие фитотерапии. Значение фитотерапии в жизни человека
Практическое занятие. Проведение викторины «Знатоки лекарственных растений»
Итого по теме:
3
3
3
3
6
2.
Общие приемы использования лекарственных растений в народной медицине
2.1. Что такое «народная медицина». Понятие о галеновых препаратах и лекарственных сборах. Отечественные и зарубежные ученые фитотерапевты, их роль в становлении народной медицины.
Практическое занятие. Просмотр видеофильмов о лекарственных растениях.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Что я знаю о народной медицине»
Итого по теме:
3
3
3
3
6
9
3.
3. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей
3.1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей, бронхитов, трахеобронхитов и др.
3.2. Роль лука и чеснока для профилактики простудных заболеваний.
3.3. Значение эфиромасличных культур в народной медицине для профилактики различных заболеваний. Ароматерапия.
Практическое занятие Изучение лекарственных растений для профилактики простудных заболеваний (мать и мачеха, фиалка трехцветная, алтей, солодка голая и др.), составление рецептур сборов.
Практическое занятие. Изучение хвойных растений, используемых при простудных заболеваниях
Практическое занятие. Изучение правил проведения ингаляций с использованием хвойных растений
Практическое занятие. Выращивание зеленого лука на подоконнике
Практическое занятие. Изучение эфиромасличных лекарственных растений для профилактики простуды и заболеваний верхних дыхательных путей
Практическое занятие. Проведение игры «Умею ли я делать ингаляцию? »
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес: растения против простуды»
Итого по теме
3
3
3
9
3
3
3
3
3
3
3
3
24
33
4. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и печени
4..1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (пищевода, желудка, кишечника)
4.2. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний печени
Практическое занятие 1. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний желудочно-кишечных заболеваний (зверобой, душица, мята перечная, ромашка лекарственная и др.), составление рецептур сборов
Практическое занятие 2. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний печени (расторопша, бессмертник лекарственный, кукурузные рыльца и др.), составление рецептур сборов
Практическое занятие 3. Заслушивание сообщений о лекарственных растениях, используемых для профилактики заболеваний желудочно-кишечных заболеваний и печени
Практическое занятие 4. Проведение диспута «Правильно ли я питаюсь»
Итого по теме
3
3
6
3
3
3
3
12
18
5. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения различных заболеваний
5.1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистых заболеваний
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы (адонис лекарственный, ландыш, боярышник и др.), составление рецептур сборов, приготовление напитков из шиповника, боярышника, облепихи.
5.2. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении органов опорно-двигательного аппарата.
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (каштан конский, орех грецкий, сирень, окопник, подорожник, крапива и др.), составление рецептур сборов.
Практическое занятие. Выпуск газеты о правилах безопасного движения на улице и профилактики дорожно-транспортных аварий.
5.3.. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении заболеваний мочевыводящих путей и почек.
Практическое занятие. . Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний мочевыводящих путей и почек (спорыш, толокнянка, арбуз и др.), составление рецептур сборов.
5.4. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении некоторых заболеваний нервной системы.
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний нервной системы (пустырник, эхинацея пурпурная, пион, барбарис, фенхель и др.), приготовление настоев из корня пиона, пустырника и барбариса.
Практическое занятие. Встреча с библиотекарем учебного заведения о новинках литературы о лекарственных растениях.
Практическое занятие. Проведение интеллектуального «боя» «Ты мне, я тебе!»
Практическое занятие. Заслушивание сообщений «Лекарственные растения в моей семье»
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Мои домашние помощники»
Практическое занятие. Проведение конкурса на лучшего знатока лекарственных растений
Практическое занятие. Проведение членами кружка «Зеленая аптека Донбасса» беседы с обучающимися кружка «Зеленая планета» о значении лекарственных растений.
Практическое занятие. Проведение диспута на тему «А нужны ли нам лекарственные растения?»
Практическое занятие. Проведение конкурса рисунков, выставка рисунков «Мои друзья – лекарственные растения»
Итого по теме
3
3
3
3
12
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
36
48
6.Лекарственные растения, применяемые в профилактике глазных болезней
6.1. Растения, применяемые в народной медицине для лечения глазных болезней: черника, календула, липа, очанка, василек и др. Мед и продукты пчеловодства и их использование при глазных заболеваниях.
Практическое занятие. Приготовление сборов из лекарственных растений (облепиха, черника, цикорий, липа и др) для профилактики глазных болезней.
Итого по теме:
3
3
3
3
6
7.
7. Лекарственные растения в косметологии
7.1. Характеристика лекарственных растений, применяемых в косметологии. Особенности приготовления различных лекарственных растений в косметологии (для укрепления волос, кожи, укрепления десен и зубов и др.)
Практическое занятие. Приготовление растительных отваров для укрепления волос и профилактики заболеваний кожи (из петрушки, крапивы, ромашки лекарственной, подорожника, лопуха).
Практическое занятие. Приготовление отваров для укрепления дёсен (кора дуба, шалфей, календула и др.).
Итого по теме:
3
3
3
3
6
9
8.
8. Растения-радиопротекторы
8.1. Свойства растений- радиопротекторов и их использование при выведении радионуклидов из организма человека. Приемы их использования.
8.2. Овощные и плодовые растения – радиопротекторы. Правила использования некоторых овощных культур в питании человека.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Во саду - ли в огороде».
Практическое занятие. Составление рецептур чаёв из растений радиопротекторного действия (облепихи, шиповника, калины и др.) Практическое занятие. Заслушивание сообщений об овощных культурах – моркови, свеклы, томатах, капусте белокачанной и правилах ее обработки
Практическое занятие. Получение соков капусты, моркови, свеклы и других овощных культур
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о плодово-ягодных культурах – клубнике, малине, облепихе, яблоках, сливах, вишне и др.
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о цитрусовых растениях- радиопротекторах (мандарины, апельсины, грейпфруты и др.)
Практическое занятие. Выпуск газеты об значении и использовании овощных и плодово-ягодных культурах в питании
Практическое занятие. Проведение диспута «Необходимо ли пить соки детям?»
Практическое занятие. Приготовление напитков из шиповника, яблок, облепихи, малины
Итого по теме:
3
3
6
3
3
3
3
3
3
3
3
3
27
33
9.
9.Витаминные чаи, их состав и применение в народной медицине
9.1. Растения, богатые витаминами А, С, группы В.
9.2. Свойства зеленных культур (укропа, петрушки, салата и других).
Практическое занятие. Составление, приготовление и дегустация витаминных чаев радиопротекторного действия.
Практическое занятие .Выращивание зеленных культур на подоконнике (салата, базилика, укропа и др.)
Практическое занятие. Проведение викторины «Что я знаю о зеленных культурах?»
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о значении и свойствах зеленных культурах
Практическое занятие. Выпуск газеты «Зеленные культуры и их значение»
Итого по теме:
3
3
6
3
3
3
3
3
15
21
10.
Эфиромасличные и пряноароматические лекарственные растения
10.1. Понятие о фитонцидах и фитонцидной активности растений. Особенности их действия на организм человека. Наиболее распространенные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью. Комнатные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью.
Практическое занятие. Выращивание и наблюдение за комнатными растениями в кабинете.
Практическое занятие Определение фитонцидной активности некоторых комнатных растений для очистки воздуха в кабинетах учебного заведения.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Аптека на подоконнике»
Итого по теме:
3
3
3
3
3
9
6
12
11.
11. Возможности интродукции лекарственных растений
11.1. Понятие об интродукции лекарственных растений и ее значение в сохранении генофонда растений
11.2. Особенности интродукции растений и технология ее проведения.
Практическое занятие. Интродукция некоторых лекарственных растений возле учебного заведения.
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Путешествие с лекарственными растениями»
Практическое занятие. Проведение итогового квеста «Что мы узнали о лекарственных растений?»
Итого по теме:
3
3
6
3
3
3
9
15
12.
Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Заслушивание рефератов. Приготовление и дегустация витаминных чаев.
Итого по теме:
6
6
6
Всего
60
156
216
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие (6 часов).
1.1.Понятие фитотерапии. Значение фитотерапии в жизни человека (3 часа).
1.2.Практическая работа. Проведение викторины «Знатоки лекарственных растений Донбасса» (3 часа).
Тема 2. Общие приемы использования лекарственных растений в народной медицине (9 часов).
2.1. Что такое «народная медицина». Понятие о галеновых препаратах и лекарственных сборах. Отечественные и зарубежные ученые фитотерапевты, их роль в становлении народной медицины (3 часа).
Практическое занятие. Просмотр видеофильмов о лекарственных растениях (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Что я знаю о народной медицине» (3 часа)
Тема 3. Использованиелекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей (33 часа) .
3.1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний верхних дыхательных путей, бронхитов, трахеобронхитов и др. (3 часа)
3.2. Роль лука и чеснока для профилактики простудных заболеваний (3 часа).
3.3. Значение эфиромасличных культур в народной медицине для профилактики различных заболеваний. Ароматерапия (3 часа).
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений для профилактики простудных заболеваний (мать и мачеха, фиалка трехцветная, алтей, солодка голая и др.), составление рецептур сборов (3 часа).
Практическое занятие. Изучение хвойных растений, используемых при простудных заболеваниях (3 часа)
Практическое занятие. Изучение правил проведения ингаляций с использованием хвойных растений (3 часа)
Практическое занятие. Выращивание зеленого лука на подоконнике (3 часа)
Практическое занятие. Изучение эфиромасличных лекарственных растений для профилактики простуды и заболеваний верхних дыхательных путей (3 часа)
Практическое занятие. Проведение игры «Умею ли я делать ингаляцию?» (3 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Поле чудес: растения против простуды» (3 часа)
Тема 4. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (пищевода, желудка, кишечника) (18 часов)
4..1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта (пищевода, желудка, кишечника)
4.2. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний печени
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний желудочно-кишечных заболеваний (зверобой, душица, мята перечная, ромашка лекарственная и др.), составление рецептур сборов
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний печени (расторопша, бессмертник лекарственный, кукурузные рыльца и др.), составление рецептур сборов
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о лекарственных растениях, используемых для профилактики заболеваний желудочно-кишечных заболеваний и печени
Практическое занятие. Проведение диспута «Правильно ли я питаюсь»
Тема 5. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения различных заболеваний (48 часов)
5.1. Использование лекарственных растений для профилактики и лечения заболеваний сердечно-сосудистых заболеваний (3 часа)
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы (адонис лекарственный, ландыш, боярышник и др.), составление рецептур сборов, приготовление напитков из шиповника, боярышника, облепихи (3 часа).
5.2. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении органов опорно-двигательного аппарата (3 часа).
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата (каштан конский, орех грецкий, сирень, окопник, подорожник, крапива и др.), составление рецептур сборов (3 часа).
Практическое занятие. Выпуск газеты о правилах безопасного движения на улице и профилактики дорожно-транспортных аварий (3 часа).
5.3. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении заболеваний мочевыводящих путей и почек (3 часа).
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний мочевыводящих путей и почек (спорыш, толокнянка, арбуз и др.), составление рецептур сборов (3 часа).
5.4. Использование лекарственных растений в профилактике и лечении некоторых заболеваний нервной системы (3 часа).
Практическое занятие. Изучение лекарственных растений, используемых для профилактики заболеваний нервной системы (пустырник, эхинацея пурпурная, пион, барбарис, фенхель и др.), приготовление настоев из корня пиона, пустырника и барбариса (3 часа).
Практическое занятие. Встреча с библиотекарем учебного заведения о новинках литературы о лекарственных растениях (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуального «боя» «Ты мне, я тебе!» (3 часа)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений «Лекарственные растения в моей семье» (3 часа)
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Мои домашние помощники» (3 часа)
Практическое занятие. Проведение конкурса на лучшего знатока лекарственных растений (3 часа)
Практическое занятие. Проведение членами кружка «Зеленая аптека Донбасса» беседы с обучающимися кружка «Зеленая планета» о значении лекарственных растений (3 часа)
Практическое занятие. Проведение диспута на тему «А нужны ли нам лекарственные растения?» (3 часа)
Практическое занятие . Проведение конкурса рисунков, выставка рисунков «Мои друзья – лекарственные растения» (3 часа)
Тема 6. Лекарственные растения, применяемые в профилактике и лечении глазных заболеваний (6 часов).
4.1. Использование продуктов пчеловодства при лечении глазных заболеваний (3 часа).
4.2.Практическая работа. Составление сборов лекарственных растений для профилактики глазных болезней. Изучение некоторых продуктов пчеловодства, рекомендуемых для профилактики глазных болезней (3 часа).
Тема 7. Лекарственные растения в косметологии (9 часов).
7.1. Характеристика лекарственных растений, применяемых в косметологии. Особенности приготовления различных лекарственных растений в косметологии (для укрепления волос, кожи, укрепления десен и зубов и др.) (3 часа)
Практическое занятие. Приготовление растительных отваров для укрепления волос и профилактики заболеваний кожи (из петрушки, крапивы, ромашки лекарственной, подорожника, лопуха) (3 часа).
Практическое занятие. Приготовление отваров для укрепления дёсен (кора дуба, шалфей, календула и др.) (3 часа).
Тема 8. Растения-радиопротекторы (33 часа).
8.1. Свойства растений- радиопротекторов и их использование при выведении радионуклидов из организма человека. Приемы их использования.
8.2. Овощные и плодовые растения – радиопротекторы. Правила использования некоторых овощных культур в питании человека (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Во саду - ли в огороде» (3 часа).
Практическое занятие. Составление рецептур чаёв из растений радиопротекторного действия (облепихи, шиповника, калины и др.) (3 часа) Практическое занятие. Заслушивание сообщений об овощных культурах – моркови, свеклы, томатах, капусте белокачанной и правилах ее обработки (3 часа)
Практическое занятие. Получение соков капусты, моркови, свеклы и других овощных культур (3 часа)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о плодово-ягодных культурах – клубнике, малине, облепихе, яблоках, сливах, вишне и др. (3 часа)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о цитрусовых растениях- радиопротекторах (мандарины, апельсины, грейпфруты и др.) (3 часа)
Практическое занятие. Выпуск газеты об значении и использовании овощных и плодово-ягодных культурах в питании (3 часа)
Практическое занятие. Проведение диспута «Необходимо ли пить соки детям?» (3 часа)
Тема 9. Витаминные чаи, их состав, особенности и применение в народной медицине (21 час)
9.1. Растения, богатые витаминами А, С, группы В (3 часа).
9.2. Свойства зеленных культур (укропа, петрушки, салата и других) (3 часа).
Практическое занятие. Составление, приготовление и дегустация витаминных чаев радиопротекторного действия (3 часа).
Практическое занятие. Выращивание зеленных культур на подоконнике (салата, базилика, укропа и др.) (3 часа)
Практическое занятие. Проведение викторины «Что я знаю о зеленных культурах?» (3 часа)
Практическое занятие. Заслушивание сообщений о значении и свойствах зеленных культурах (3 часа)
Практическое занятие. Выпуск газеты «Зеленные культуры и их значение» (3 часа)
Тема 10. Эфиромасличные и пряноароматические лекарственные растения (12 часов).
10.1. Понятие о фитонцидах и фитонцидной активности растений. Особенности их действия на организм человека. Наиболее распространенные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью. Комнатные растения, обладающие высокой фитонцидной активностью (3 часа).
Практическое занятие. Выращивание и наблюдение за комнатными растениями в кабинете. Определение фитонцидной активности некоторых комнатных растений для очистки воздуха в кабинетах учебного заведения (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Аптека на подоконнике» (3 часа)
Тема 11. Возможности интродукции лекарственных растений (15 часов)
11.1. Понятие об интродукции лекарственных растений и ее значение в сохранении генофонда растений (3 часа)
11.2. Особенности интродукции растений и технология ее проведения (3 часа).
Практическое занятие. Интродукция некоторых лекарственных растений возле учебного заведения (3 часа).
Практическое занятие. Проведение интеллектуальной игры «Путешествие с лекарственными растениями» (3 часа)
Практическое занятие. Проведение итогового квеста «Что мы узнали о лекарственных растений?» (3 часа)
Тема 10. Итоговое занятие (6 часов).
10.1. Подведение итогов за год. Заслушивание рефератов. Приготовление витаминных чаев. Экскурсия в природу.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Программа обеспечивается разработками игр, бесед, массовых мероприятий (таблица)
Для проведения занятий и мероприятий на кружке «Зелёная планета» разработаны и опубликованы сценарии
№
Наименование
Где опубликованы
№ публикации
1.
Сценарий массового мероприятия, посвящённого Всемирному дню защиты пчёл.
Интернет-проект «копилка уроков сайт для учителей»
332666
4.
Сценарий круглого стола Лекарственные растения».
Интернет-проект «копилка уроков сайт для учителей»
297237
5.
Сборник кроссвордов для проведения занятий в творческих объединениях дополнительного образования эколого-натуралистического направления
Интернет-проект «копилка уроков сайт для учителей»
Международный образовательный сайт «Учебно-методический кабинет» ped –kopilka.ru.
34463
Виды дидактического материалов
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются виды дидактических материалов:
- естественный и натуральный: гербарии культурных, дикорастущих и лекарственных растений, семена различных культур;
- объемный: муляжи овощных и плодовых культур;
- схематический: рисунки, коллажи лекарственных растений; таблицы: «Охрана природных ресурсов», «Основные группы растений в Донбассе», «Карта заповедных природных зон Донбасса».
- картинный: фотоматериалы по заповедным участкам, иллюстрации, раскраски;
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы для устного опроса, игры «лото»;
- тематические подборки материалов (сценарии массовых мероприятий и игр).
Дидактический материал систематизирован в соответствии с учебно-тематическим планом по каждой теме.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы.
Для реализации образовательного процесса по программе используется следующее материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет;
- оборудование (классная доска, столы и стулья для обучающихся и руководителя, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов);
- материалы для занятий (ватман, клей, краски, фломастеры, цветные карандаши, ножницы);
- учебный материал для обучающихся (тетрадь, ручки, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом для зарисовок).
Глоссарий
Алкалоиды (от лат. alkali — щелочь и др.-греч. εἶδος — вид, облик) — группа азотсодержащих органических соединений природного происхождения (чаще всего растительного), преимуществен-но гетероциклических, большинство из которых обладает свойствами слабого основания. К ним также причисляются некоторые биогенетически связанные с основными алкалоидами нейтральныеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B8%D0%B4%D1%8B - cite_note-goldbook.iupac.org-1 и даже слабокислотные соединения. Аминокислоты, нуклеотиды, аминосахара и их полимеры к алкалоидам не относятся.
Биологически активные вещества – это вещества, которые оказывают влияние на биологические процессы в организме человека и животных. Они могут быть продуктами первичного (витамины, жиры, углеводы, белки) и вторичного биосинтеза (алкалоиды, гликозиды, дубильные вещества).
Витамины – биологически активные вещества, необходимые для роста и обновления клетки, течения обменных процессов в организме. Недостаточное поступление их в организм, нарушение усвоения в пищеварительном канале, несоответствие между повышенной потребностью в них и поступлением приводит к развитию гипо- и авитаминозов, что клинически проявляется определенным симптомокомплексом (рахит, пеллагра, цинга, полиневрит и др.)
Генофонд растений (от ген и франц. fond основание) – совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции, группы популяций или вида.
Гликозиды – органические соединения, в состав которых входят углеводы (гликоны): глюкоза, фруктоза, галактоза, рамноза, рутиноза, манноза, рибоза, арабиноза, цимароза и др. и неуглеводный компонент (агликон или генин): стероидные спирты или фенолы. Нестойкие химические соединения, избирательно действующие на сердце.
Дубильные вещества – группа разнообразных и сложных по составу растворимых в воде органических веществ ароматического ряда, содержащих гидроксильные радикалы фенольного характера. Дубильные вещества широко распространены в растительном царстве, обладают характерным вяжущим вкусом. Они способны осаждаться из водного или водно-спиртового раствора раствором клея, а с солями железа давать различных оттенков зелёные или синие окрашивания и осадки (чернильного свойства).
Интродукция лекарственных растений – введение в культуру дикорастущих растений, как в пределах ареала, так и в новых областях, где эти виды не встречались. Понятие «интродукция» неразрывно связано с понятиями «акклиматизация» и «натурализация». Высшая степень акклиматизации, при которой растение настолько приспосабливается к новым условиям обитания, что может самостоятельно размножаться, давать самосев и не уступать в ценозах другим видам в борьбе за существование.
Кумарины – класс природных органических соединений, представляющих собой ненасыщенные ароматические лактоны, в основе которых лежит 5,6-бензо-α-пирон (кумарин) — лактон цис-орто-оксикоричной кислоты.
Лекарственные растения (лат. Plantae medicinalis) — обширная группа растений, органы или части которых являются сырьём для получения средств, используемых в народной, медицинской или ветеринарной практике с лечебными или профилактическими целями.
Органические кислоты – органические вещества, проявляющие кислотные свойства. К ним относятся карбоновые кислоты, содержащие карбоксильную группу -COOH, сульфоновые кислоты, содержащие сульфогруппу -SO3H и некоторые другие. Самыми известными органическими кислотами являются уксусная, лимонная, молочная, муравьиная бензойная, щавелевая и яблочная кислоты.
Пряно ароматические лекарственные растения – это растения, обладающие оригинальным запахом. Их добавляют для приготовления питательной пищи, а также при консервировании овощей и фруктов. Исследованиями установлено, что пряно-ароматические и пряно-вкусовые растения обладают не только консервирующими, но и антисептическими, бактерицидными и лекарственными свойствами.
Растения (лат. Plantae, или Vegetabilia) — биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые расте-ния. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и пр.
Фитонциды – выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие болезнетворных бактерий.
Фитотерапия (от др.-греч. φυτόν — «растение» и θεραπεία — «терапия»), уст. траволечение — метод лечения различных заболеваний человека, основанный на использовании лекарственных растений и комплексных препаратов из них.
Эфирные масла – это смеси химических соединений разных классов (альдегиды, дитерпены, катоны, лактоны, окиси, сесквитерпены, сульфиды, сложные эфиры кислот, терпеновые углеводы, фенолы и др.), образующихся в растениях. Они чрезвычайно легкие и обладают сильным ароматическим запахом, жгучие на вкус, почти нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в спиртах, эфире, маслах, смолах. Эфирные масла могут быть бесцветными, желтоватого, темно-коричневого, красного, зеленого и темно-зеленого цвета.
Список литературы
Книги
1. Антонова В.И, Паланов А.В. Лекарственные растения – Вологда, 1999, 312 с.
2. Блинков И.Л. Лекарственные растения в клинике. – М.:Медицина, 2008, 89 с.
3. Блинков И.Л. Растения и лекарства из них. –М.: Медицина, 2010, 165 с.
4. Гринкевич Н.И. Химический анализ лекарственных растений. –М.: Высшая школа, 2003, 97 с.
5. Ковалева Н.Г. Лечат растения. – М.: Медицина, 2011. – 123 с.
6. Кузнецова М.А. Лекарственное растительное сырье и препараты. – М.: Высшая школа, 2013. – 89 с.
7. Лавренов В.К., Лавренова Г.В. Полная энциклопедия лекарственных растений Донбасса. – М.:Олма – пресс, 1999. – 432 с.
8. Машковский М.Д. Лекарственные средства. –М.:Медицина, 2012. – 76 с.
9. Николаев С.М. Лекарствоведение в тибетской медицине. – Новосибирск: Наука, 1989. – 29 с.
10. Царев В.П. 1000 рецептов народной медицины. – М.: Медицина, 2013. 63 с.
11. ШадурскийК.С.Руководство по рецептуре. Минск:Белар., 2013. – 67 с.
12. Щербакова В.Л. Тайны зеленой косметики. – М.: Медицина, 2012. – 98 с.
Статьи
1. Ладынина Е.А. Морозова Р.С Лечение травами // «Химия и жизнь, 1992, №2, 43 с.
2. Ромашов Ф.Н., Фролов А.М. Жизнь без лекарств.- М.: Советская Россия, 2003. – 5 с.
Нормативные документы
Закон об образовании Донецкой Народной Республики (Постановление №I-233П-НС)
Стандарт государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей» (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 04 августа 2015 г. № 370 «Об утверждении стандарта государственной услуги «Предоставление дополнительного образования для детей»)
Требования к программам дополнительного образования (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 11 августа 2015 г. № 392 «Об утверждении требований к программам дополнительного образования для детей»)
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Утверждены Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 20 августа 2015 г. № 3517 «Про методические рекомендации»)
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики (Утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 17 июля 2015 г. № 332)
Типовое временное Положение об осуществлении дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, образовательных организаций специального образования и организаций дополнительного образования для детей (Утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 27 августа 2015 г. № 438)
Креатив-план научно-методического сопровождения процесса внедрения Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики (Донецк, Рекомендовано к печати Ученым советом Донецкого института последипломного педагогического образования (Протокол № 5 от 21.08.2015г.).