kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Мир вокруг нас" для детей 6-7 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы – познавательное и творческое развитие личности ребенка посредством знакомства с окружающим миром и декоративно-прикладным искусством. Формирование основ базовой культуры личности.

 

Задачи программы:

Личностные:

-формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

- формировать культуру общения

- формировать  положительную самооценку;

-формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к своему труду и труду других.

Метапредметные:

- развивать мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности, ответственности, аккуратности, активности;

- развивать умения наблюдать, обобщать, анализировать, характеризовать, рассуждать;

- развивать умение решать творческие задачи;

- развивать интерес к различным видам деятельность и внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;

- развивать мелкую моторику рук и художественно-творческие способности детей.

Предметные:

-  расширить знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой;

- сформировать первоначальное представление об окружающем мире: вселенная, планеты, звезды и себя в окружающем мире;

- сформировать первоначальные знания о явления природы: дождь, снег, град, туман и т.д.

- расширить знания о растительном мире: деревья, кустарники, цветы, грибы;

- расширить знания об особенностях животного мира: звери, птицы, рабы, насекомые;

- сформировать представление о временных показателях: времена года, дни недели, время суток, час, минута;

- познакомить с государственными символами: герб, флаг гимн;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;

- обучать практическим навыкам лепки, бумагопластики и аппликации.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Мир вокруг нас" для детей 6-7 лет»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» имеет социально-педагогическую направленность с элементами экспериментальной деятельности и способствует социализации, общению, интеллектуальному развитию старших дошкольников, формированию у них более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволит им успешно учиться.

Программа «Мир вокруг нас» модифицированная, ознакомительного уровня и направлена на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельности, любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности и творческого самовыражения и строится на принципах развивающего обучения, системности, последовательности и постепенности.

Актуальность программы.

Подготовка детей к школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Многие родители пытаются подготовить ребенка к школе собственными усилиями. Но не всегда родители имеют достаточное количество времени и достаточно сформированный педагогический подход для того, чтобы подготовить ребенка к школе на должном уровне. Данную проблему помогают решить занятия в объединении «Окружающий мир», основной задачей которого является помощь ребенку в формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру и знакомство с окружающим миром и миром искусства.

Период дошкольного детства – это наиболее благоприятный период для формирования адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. К тому же знакомство с окружающим миром является источником конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые запоминаются ребенком на длительный период. И что важно, дети уже обладают знаниями, однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечеткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков и представлений. Некоторыми способами дошкольники овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут ознакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре. Таким образом, знакомству дошкольников с окружающим миром должно отводиться важное место, поскольку очень важно вырастить детей людьми, умеющими думать и сопереживать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает. Именно эти задачи решает программа «Мир вокруг нас».

Новизна программы

Новизна данной программы заключается в создании комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в школе.

Все занятия проводятся в игровой форме, что не утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала. В работе используется методические приемы ТРИЗ – технологий (теория решения изобретательских идей), автором которой является Г.С. Альтшуллер (Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду пособие для педагогов дошк.учр.). Мозговой штурм - поиск коллективного оригинального решения задач, что способствует свободному выходу мыслей и создает условия расковывающие ребенка, в случае затруднений у детей, педагог приводит свои оригинальные варианты решений, что позволяет стимулировать воображение и вызывать их интерес и желание творческой деятельности. Так, в свободной обстановке игры дети усваивают и систематизируют знания об окружающем мире и декоративно-прикладном искусстве.

Цель данной программы – познавательное и творческое развитие личности ребенка посредством знакомства с окружающим миром и декоративно-прикладным искусством. Формирование основ базовой культуры личности.


Задачи программы:

Личностные:

-формировать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

- формировать культуру общения

- формировать положительную самооценку;

-формировать потребность в самоорганизации: трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность;

- воспитывать бережное отношение к своему труду и труду других.

Метапредметные:

- развивать мотивацию к знакомству с окружающим миром, самостоятельности, ответственности, аккуратности, активности;

- развивать умения наблюдать, обобщать, анализировать, характеризовать, рассуждать;

- развивать умение решать творческие задачи;

- развивать интерес к различным видам деятельность и внимание, умение понимать поставленную задачу, способы ее достижения;

- развивать мелкую моторику рук и художественно-творческие способности детей.

Предметные:

- расширить знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой;

- сформировать первоначальное представление об окружающем мире: вселенная, планеты, звезды и себя в окружающем мире;

- сформировать первоначальные знания о явления природы: дождь, снег, град, туман и т.д.

- расширить знания о растительном мире: деревья, кустарники, цветы, грибы;

- расширить знания об особенностях животного мира: звери, птицы, рабы, насекомые;

- сформировать представление о временных показателях: времена года, дни недели, время суток, час, минута;

- познакомить с государственными символами: герб, флаг гимн;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой, картоном, различными материалами;

- обучать практическим навыкам лепки, бумагопластики и аппликации.

Адресат программы:

Программа ориентирована на детей 6-7 летнего возраста без специальной подготовки и предварительного отбора.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год, запланировано 108 часа на весь период обучения.

Форма обучения: очная.

Особенность организации образовательного процесса. Образовательный процесс проходит в объединении «Окружающий мир» в сформированных группах учащихся одного возраста. Состав группы – постоянный. Занятия проходят в учебном кабинете.

Режим занятий. Занятия проводятся 3 час в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности 30 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Восприятие, память, внимание детей 6-7 лет характеризуются нарастанием произвольности этих психологических процессов. Мышление детей данного возраста наглядно – образное. Завершается процесс усвоения речи. Возраст 6-7 лет наиболее благоприятный для развития памяти.

Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка. В этом возрасте начинает формироваться произвольная память. Память, всё больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер и становится ведущей функцией. Восприятие утрачивает свой первоначальный характер, становится осмысленным. На развитие восприятия оказывает в это время речь – ребёнок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

Мышление характерно переходом от наглядно – действенного к наглядно – образному и в конце периода – к словесному мышлению. Ребёнок образно мыслит, но ещё не приобрёл взрослой логики рассуждения. На умственное развитие ребёнка постоянное влияние оказывает игровая ситуация и действия. Ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Воображение ребёнка становится управляемым. Для детей 6-7-летнего возраста характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Чувства становятся осознанными, разумными. Развивается воля, любознательность (возраст почемучек). Формируется активность, самостоятельность, а также: пассивность, чувство вины, склонность к подражанию. Игра оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В игре развивается мотивационно–потребностная сфера ребёнка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребёнка. Ребёнок 6-7лет начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять своё поведение этим нормам. Ребёнок осознаёт свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.





Основные применяемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии в настоящее время пронизывают всю систему обучения и воспитания, особенно в дошкольном возрасте. Динамичные физкультминутки, музыкально-ритмические паузы, специальные упражнения для рук, для глаз применяются на всех занятиях. Смена видов деятельности так же снижает утомляемость ребёнка. Большое значение имеет психологический климат на занятии, которые создаёт педагог, речь педагога, его эмоциональная сторона.

В соответствии с требованиями СанПина кабинет для занятий ежедневно проветривается во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня. Сквозное проветривание помещений в присутствии детей не допускается.

  • Личностно-ориентированное обучение предполагает максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей детей, способствует пробуждению интереса детей к знаниям. На занятии для малышей создаётся спокойная, благоприятная обстановка, детям даются посильные задания, используется богатый дидактический материал, подбадривание и положительная оценка способствует сохранению позитивной самооценки детей.

  • Игровые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность детей. В 6-7 летнем возрасте преобладающим видом деятельности детей является игра. Именно игра помогает детям ощутить себя в реальной ситуации. Именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

  • Компьютерные (новые информационные) технологии

Компьютер предоставляет широкие возможности применения наглядности, проведения дидактических игр, использование интерактивной установки позволяет развивать мышление детей, их творческую активность.

  • Технология проектного обучения применяется с целью самостоятельного добывания знаний детьми, формирования собственного опыта деятельности, позволит детям глубоко вникнуть в изучаемый материал, и, как следствие - желанию учиться.

  • Технология деятельностного подхода – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

-наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

-выполнение учащимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;

-выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

-формирование у учащихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

-включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.





Формы занятий и способы их реализации.

Основной формой организации учебного процесса является занятие. Предпочтение отдаётся занятиям – занятиям–играм, практическим занятиям, занятиям с демонстрацией объектов или их изображений.


Ожидаемые результаты.

На конец учебного года учащиеся будут знать:

  • Иметь представление о нашей планете, о родной стране;

  • Иметь представления о различных природных явлениях (дождь, снегопад, ветер, листопад);

  • Иметь представления о живой и неживой природе;

  • Иметь представления о календаре;

  • Знать правила дорожного движения;

  • Знать правила поведения в общественных местах;

  • Знать виды декоративно-прикладного искусства



Уметь:

  • Называть основные сведения о себе и своей семье;

  • Различать объекты живой и неживой природы;

  • Различать зверей, птиц, рыб, насекомых, как ухаживать за ними;

  • Выполнять правила дорожного движения;

  • Применять различные приемы лепки;

  • Аккуратно вырезать по шаблону и выполнять изделие по образцу.


Способы проверки предполагаемых результатов

Виды и формы контроля

Вводный контроль – диагностические задания по критериям с целью выявления начального уровня развития ребенка. Диагностика проводится индивидуально или с подгруппой детей в форме игровых упражнений или тестовых заданий. В соответствии с результатами диагностики содержание программного материала корректируется.

Текущий контроль проводится по итогам каждой темы в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.

Промежуточный контроль проводится по критериям с целью проверки качества усвоения знаний детьми по итогам полугодия. Проводится в форме игр, знания, тестовых заданий и упражнений.

Итоговый контроль проводим по итогам выполнения программы у детей по критериям, в форме тестовых заданий и игровых упражнений.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Открытые занятия для родителей.

  • Тематические праздники.

  • Выставки.


Учебно - тематический план


Название раздела

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестац., диагностики

всего

теория

практика

Индивиду

альные

Раздел 1 «Простые правила»


6

2

4


практ.занят

опрос

Раздел 2 «Мир неживой природы»


36

12

24


практ.занят

Проверочная работа


Раздел 3 «Мир живой природы»

22

8

14


практ.занят

Проверочная работа


Раздел 4 «Как устроен человек»

15

5

10


практ.занят

опрос

Раздел 5 «Мир своими руками»

26

8

18


практ.занят

опрос

Раздел 6 «Чему мы научились?»

3


3


занятие – викторина

Проверочная работа,

выставка работ

Итого часов

108

33

75




Содержание программы

Раздел 1 «Простые правила» (6 часов)

Теория. Повторение правил дорожного движения. Знакомство с дорожными знаками. Изучение отличительных особенностей живой и неживой природы. Повторение основных приемов скатывания из пластилина и базовых форм оригами.

Практика. Работа с маршрутным листом «Дом-ЦДОД-дом», проведение интерактивной викторины по теме «Дорожные знаки», выполнение заданий в рабочей тетради и раздаточном материале. Изготовление поделки, с применением приема раскатывания овальной формы, прищипывания. Изделие оригами, с применением базовой формы «воздушный змей», «треугольник». Проверочная работа.

Раздел 2 «Мир неживой природы» (36 часов)

Теория. Изучение космического пространства и что в него входит, первый полет человека в космос, связь вращения земли и луны с временными показателями. Роль воздуха и воды в жизни человека, изучение подземных ископаемых. Введение в науку географию: материки, океаны.

Практика. Проведение опытов, интерактивное путешествие в космический мир. Работа с картой и глобусом. Выполнение заданий в рабочей тетради и раздаточном материале. Изготовление поделок в технике оригами, используя базовые формы «воздушный змей», «треугольник», «книжка». Выполнение изделий по образцу в технике аппликация из сложных фигур, вырезанных учащимися. Лепка поделок приемами скатывания, раскатывания, прищипывания, сплющивания. Проверочная работа.

Раздел 3 «Мир живой природы» (22 часа)

Теория. Повторение и изучение растительного и животного мира. Выделения групп по признакам: съедобные-несъедобные, «вершки»-«корешки», травоядные-хищники, лиственные-хвойные, и отличия их друг от друга.

Практика. Выполнение тестовых заданий. Проведение викторины «С какого дерева листок?». Игра «Мамы-детки». Выполнение заданий в рабочей тетради и раздаточном материале. Изготовление поделок в технике оригами, используя базовые формы «воздушный змей», «треугольник», «книжка». Выполнение изделий по образцу в технике аппликация из сложных фигур, вырезанных учащимися. Лепка поделок приемами скатывания, раскатывания, прищипывания, сплющивания. Проверочная работа.

Раздел 4 «Как устроен человек» (15 часов)

Теория. Знакомство с эволюцией человечества. Изучение внешнего и внутреннего строения человека, функции, которые выполняют разные части тела и внутренние органы. Режим дня и правила личной гигиены. Знакомство с временными показателями. Способы применения бросового материала в поделках.

Практика. Тестовые задания. Составление режима дня. Выполнение заданий в рабочей тетради и раздаточном материале. Изготовление поделок с использованием бросового материала. Применение на практике всех изученных ранее приемов оригами. Изготовление цветов из бумаги. Многофигурная аппликация. Проверочная работа.

Раздел 5 «Мир своими руками» (26 часов)

Теория. Как изменялась жизнь человека с развитием цивилизации. Как изменялось жилище человека, его одежда. Откуда берется электричество. Как появилась шариковая ручка, производство бумаги. Правила охраны окружающей среды. Изучение временных показателей: год, месяц, дни недели, сутки, час, минута.

Практика. Интерактивные путешествия, проведение опытов, тестовые задания. Выполнение заданий в рабочей тетради и раздаточном материале. Работа с часами по определению времени. Многофигурная аппликация по образцу с творческими элементами. Лепка на заданную тему. Проверочная работа.

Раздел 6 «Чему мы научились?» (3 часа)

Практика. Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий по пройдённому материалу. Выполнение коллективной аппликации.






Методические особенности программы

Методы и приемы учебно-воспитательного процесса

  1. Словесный метод (беседа, рассказ, объяснение, комментированное чтение, сказка, загадка, стихотворение);

  2. Наглядный метод (иллюстрация, демонстрация с использованием интерактивной доски, показ видеоматериалов);

  3. Практический метод (упражнения, практические задания, карточки, головоломки, выполнение творческих заданий, сочинение сказок и загадок, моделирование и проведение опытов);

  4. Игровой метод (дидактические и развивающие игры);

  5. Поисковый метод (решение проблемных ситуаций).

Программа предполагает сочетание данных методов при изучении того или иного материала. При выборе методов учитываются задачи обучения, содержание формирующих знаний на данном этапе, возвратные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств.

Дидактический материал

Печатные пособия:

Демонстрационный материал (картинки предметные, иллюстрации) в соответствии с основными темами программы, наборы из серии «Рассказы по картинкам».

Демонстрационные пособия:

Объекты (резиновые и пластмассовые игрушки, плоскостные изображения), предназначенные для знакомства с окружающим миром. Глобус и географическая карта. Часы (электронные, механические, песочные), для формирования представления о времени. Книги

Раздаточный материал

Наборы карточек в соответствии с темами программы. Карточки с заданиями для создания проблемных ситуаций.



Материально – техническое обеспечение

Занятия должны проводиться в светлом, просторном проветренном помещении с школьной мебелью в соответствии с возрастом с учетом и игровой зоны, магнитной и интерактивной досками. Книжный шкаф для хранения литературы и дидактических принадлежностей.

Для проведения занятий необходимы: демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, карточки, индивидуальный раздаточный материал. Материалы необходимые для проведения экспериментов.

Родителями приобретаются: рабочая тетрадь «Изучаю мир вокруг» для детей 6-7 лет (2 части) Н.М.Липская, серия «Ломоносовская школа», папка с зажимом, школьно-письменные принадлежности, пластилин, цветная бумага, картон, ножницы, клей карандаш.


Диагностические материалы.


Выявление достигнутых результатов осуществляется через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала). Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Для проверки знаний разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля в конце обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными раздаточными материалами (карточками), умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 5-балльной системе по разработанным критериям и показателям. Сумма балов по 5 показателям:

До 17 баллов выставляется низкий уровень;

18-22 балла – средний уровень;

23-25 баллов – высокий уровень.



Критерии оценки знаний, умений и навыков для детей 6-7 лет

1 критерий – Представление о неживой природе

Показатели:

  1. Знания различий между живой и неживой природой

  2. Знание планет солнечной системы

  3. Знание времен года, месяцев,

  4. Знание дней недели

  5. Знание агрегатных свойств воды

2 критерий – Представление о живой природе

Показатели:

  1. Знание видов растений их плодов

  2. Знание видов грибов

  3. Знания видов животных

  4. Знание видов птиц

  5. Знание видов насекомых

3 критерий – Представление о человеке

Показатели:

  1. Знание строения человека

  2. Знание органов чувств

  3. Представление о правилах безопасности

  4. Знание правил дорожного движения

  5. Знание названия страны, города, адреса, государственных символов

4 критерий – Навыки работы с пластилином

Показатели:

  1. Применение конструктивного способа лепки. Лепка отдельных частей изделия и соединение их друг с другом.

  2. Умение применять пластические способы лепки. Приемы: раскатывание, придание формы изделию, вытягивание, разрезание и надрезание стекой.

  3. Применение комбинированного способа лепки. Лепка из целого куска и отдельных частей, приемы оттягивание, прищипывание, разрезания стекою, сглаживания пальцами.

  4. Умение самостоятельно выбрать цвет, пропорцию частей изделия

  5. Умение изготавливать изделие по образцу.

5 критерий – Навыки работы с бумагой

Показатели:

  1. Складывание бумаги гармошкой и вырезание одного элемента. В результате получаем много одинаковых фигур.

  2. Вырезание фигур по шаблону. Деление их на две или несколько частей.

  3. Навыки работы в технике оригами. Использование базовых форм «воздушный змей», «треугольник», «дверь», «книжка» и т.д

  4. Умение приклеивать композицию по образцу.

  5. Скручивание бумаги конусом, целиндром.

Карта динамики развития групп

ФИО педагога_______________

Название кружка ___________________

Год обучения ____ номер группы ______ возраст учащихся ___6-7 лет__________



Фамилия, имя учащегося

1 критерий

2 критерий

3

критерий

4 критерий

5 критерий

Сумма баллов

1
















Список литературы для педагога

  1. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004.

  2. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

  3. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.

  4. Виноградова, Н. Ф. Моя страна – Россия / Н. Ф. Виноградова, Л. А. Соколова. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию/ О. А. Воронкевич. – СПб. : Детство-пресс, 2006.

  6. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду6 пособие для педагогов дошк.Учр.3-е изд.- Минск:ИВЦМинфина, 2007.

  7. Дошкольное воспитание : журн. – 1990. – № 8 ; 1991. – № 2, 7.

  8. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. – М.: ДОСААФ, 1999.

  9. Дыбина, О. Б. Ребенок и окружающий мир. программа и методические рекомендации / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  10. Дыбина, О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество Росси, 2002

  11. Дыбина, О. Б. Что было до…. Игры-путешествия в прошлое предметов. – М.: Сфера, 1999.

  12. Кириллова, О. С. Красный – стой, зеленый – можно. желтый светит – осторожно: для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов / О. С. Кириллова, Б. П. Гучков. – Волгоград: Семь ветров, 1995.

  13. Кломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду / Н. В. Кломина. – М.: Сфера, 2005.

  14. Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения для воспитателей / Н. Н. Клочанов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

  15. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

  16. Микалко Майкл Игры для разума. Тренинг креативного мышления, Спб, «Питер», 2007.

  17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ГНОМ и Д, 2000.

  18. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / Л. П. Молодова. – Минск: Асар, 1996.

  19. Мулько, И. Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре / И. Ф. Мулько. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

  20. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ГНОМ и Д, 2003.

  21. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

  22. Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод. разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. – Волгоград: Перемена, 1998.

  23. Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.

  24. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. программа и методические рекомендации / О. А. Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

  25. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам – о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей дет. сада / Э. Я. Степаненкова, Н. Ф. Филенко. – М.: Просвещение, 1979.

  26. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб. : Смарт, 1996.

  27. Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М. : Просвещение, 2003.

  28. Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.


Список литературы для родителей

  1. Александрова О.В. "Большая энциклопедия развития" – М.: ЭКСМО,2014

  2. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Бухаджанка Суварна «Космические путешествия. Мои первые открытия» - – М.: ЭКСМО,2012

  4. Микалко Майкл Игры для разума. Тренинг креативного мышления, Спб, «Питер», 2007

  5. Няньковская Н. «Моё тело. Главная книга хороших привычек» -– М.: ЭКСМО,2013

  6. Скари Ричард "Город добрых дел" - М.: Карьера Пресс 2013

  7. Сёмкин, Г. В. Страна, в которой я живу: атлас / Г. В. Сёмкин. – М.: Росмэн, 2004.

  8. Томашпольская, И. Э. Развивающие игры для детей 2–8 лет. Систематизация, планирование, описание игр / И. Э. Томашпольская. – СПб.: Смарт, 1996.

  9. Шишкина, В. А. Прогулки в природу / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2003.

  10. Шорыгина, Т. А. Путешествие в мир природы. Развитие речи / Т. А. Шорыгина. – М., 2000.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Программа "Мир вокруг нас" для детей 6-7 лет

Автор: Ионкина Наталья Валерьевна

Дата: 30.09.2019

Номер свидетельства: 521406

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России"
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia_proghramma_po_okruzhaiushchiemu_miru_1_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "342749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473275774"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "175751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424317643"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства