программа «Калейдоскоп» составлена с учетом условий, специфики обучения на отделении общего эстетического образования КГКП Детской школы искусств г Сатпаев и разностороннего развития учащихся, что отвечает требованиям современного образовательного процесса Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 4-х до 6-ти лет.программа «Калейдоскоп» составлена с учетом условий, специфики обучения на отделении общего эстетического образования КГКП Детской школы искусств г Сатпаев и разностороннего развития учащихся, что отвечает требованиям современного образовательного процесса Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 4-х до 6-ти лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по изодеятельности "Калейдоскоп" »
Программа для отделений общего эстетического развития Детских школ искусств
"Калейдоскоп".
Пояснительная записка
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произошло и с термином «коллективизм».
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.
Мы не хотим видеть детей эгоистами!
Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.
На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
В связи с этим, введены дополнительные занятия по коллективному творчеству дошкольников.
Данная программа призвана помочь педагогам осуществлять нравственно-эстетическое развитие детей 4-6 лет.
Актуальность программы: программа «Калейдоскоп» составлена с учетом условий, специфики обучения на отделении общего эстетического образования КГКП Детской школы искусств г Сатпаев и разностороннего развития учащихся, что отвечает требованиям современного образовательного процесса Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 4-х до 6-ти лет.
Предложенный материал помогает детям гармонично ориентироваться в окружающей природе, чувствовать и понимать художественные образы, как в классическом, так и в современном виде.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности. Развитие эмоционально – образной сферы ребенка, его интереса к разнообразию, цвета, света, форм, , движений, интонаций и настроений в природе, жизни и искусстве, формирование умения изучать предметный мир и природу .
Задачи программы:
овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, бумажной пластики
формирование творческой активности, художественного вкуса;
развитие мелкой моторики;
формирование чувства цвета;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
воспитание организованности, аккуратности.
развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности.
развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности.
развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности.
освоение композиционных задач в искусстве
умения начатое дело доводить до конца.
Основные принципы, заложенные в основу программы:
1. Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.
Ценность программы: в подходе к изучению художественного материала через практическую деятельность
Программа является интегрированным курсом, который включает в себя четыре вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, конструирование, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года. Программа «Калейдоскоп» предусматривает чередование занятий по рисованию, лепке и аппликации. Реализация программного материала предполагает 1 час занятий 1 раз в неделю по 40 минут.
Предполагаемый возраст детей:
• 1-ый год обучения 4-5 лет;
• 2-ой год обучения 5-6 лет,
Форма организации занятий: групповой урок, продолжительностью 40 минут (1 раз в неделю). Занятия проводятся в объеме, утвержденном типовыми учебными планами.
Состав группы: 10-12 человек
Учет и контроль успеваемости осуществляется по пятибалльной системе. Оценка выставляется каждому ученику по результатам поурочного накопления оценок.
Периодичность контрольных точек:
• 1полугодие
• По итогам года.
Виды контрольных точек: вернисаж.
Используемые формы работы:
Беседа, просмотр видеоматериалов, знакомство с произведениями выдающихся зарубежных и русских художников, творческие задания, коллективный анализ выполненных работ.
Виды занятий: Урок-путешествие, урок творчества, итоговый урок.
Условия реализации программы: Для реализации программы необходимо наличие специализированного кабинета, оснащенного техническими средствами ( видеопроектора, видеоаппаратура, музыкальный центр)
-учебно-методическая литература
-наглядные пособия, таблицы
-слайдотека, видеотека, аудиотека.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
На занятиях по рисованию закрепляются основные сенсорные представления(цвет краски; кисть мягкая или жесткая, тонкая или толстая и т. п.); развиваются воображение и умение ставить перед собой задачу « Какой кистью мы будем рисовать фон? Толстой или тонкой?». Ребенок, который уже много рисовал, знает, что фон лучше закрашивать толстой кистью – это быстрее. А тонкой - удобней рисовать мелкие детали – глаза, нос, рот и т.д. Чем не дидактическая игра?
Общепринятое мнение – ребенок в дошкольном учреждении обязан научиться считать, писать, читать, логически мыслить, но совсем не страшно, если он не умеет рисовать деревья, не может представить себе оттенки весеннего неба или рассказать об узорах и цветах народных росписей и костюмов.
Конечно, не все дети хотят стать художниками, скульпторами, дизайнерами. Это дело таланта и осознанного выбора. Неважно кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех.
Программа нацелена на взаимосвязь и единство различных видов изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка) друг с другом. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, в лепке, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки
Ребенок дошкольного возраста имеет очень маленький опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа по изобразительной деятельности. На занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
К концу 2-го года обучения дошкольник умеет проявлять инициативу: самостоятельно на занятиях в школе или дома выполняет задания на пройденные темы по представлению и памяти; дает оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждения стремиться выражать свою точку зрения.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дошкольники научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, лепки, аппликации.
Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Изображение природы, животного мира, сказочных сюжетов связано с обучением детей умению самостоятельно выбирать различные выразительные средства, уметь передавать радостное настроение праздника, используя разные способы (графический, пластический, декоративно-силуэтный, нетрадиционный). Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.
Результативность образовательной программы.
Рисование
К концу 2-летнего обучения обучающиеся должны знать:
названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Лепка
К концу 2-летнего обучения, обучающиеся должны знать:
скатывать ком из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями. Лепить колобки, колбаски, тарелочки;
пользоваться набором стек;
лепить посуду ленточным способом;
лепить фигуру с натуры и по представлению, передавая характерные особенности, строение, пропорции;
лепить животных, птиц и людей передавая характерные движения туловища и конечностей;
создавать несложные композиции из 2-3-х фигур (сюжетная лепка);
устойчиво устанавливать поделки на подставку.
Художественный труд (аппликация, коллаж, конструирование, оригами)
К концу 2-летнего обучения, обучающиеся должны знать:
навыки и приемы рационального вырезания:
симметричное вырезание;
вырезание из гармошки.
прием обрывания, аппликацию с кантом;
основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.);
базовые формы, принятые в оригами;
правила безопасности и личной гигиены.
Обучающиеся должны уметь:
выполнять поделки из конусов, цилиндров, квадрата;
работать по готовым шаблонам и трафаретам, понимать условные обозначения;
составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;
выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;
правильно и аккуратно пользоваться бумагой и ножницами, клеем, салфеткой;
пользоваться различными приемами и способами действий с бумагой в технике оригами такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.
Перспективный план изодеятельности группы (4-5лет)
на 2012-2013 учебный год
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала..
В средней группе педагог ставит и реализует следующие задачи:
►► Поддерживать интерес детей к народному и декоративному , знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
►► Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
►► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
►► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
►►Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)
►►Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
►► Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
►►Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, ) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
►► Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
►► Проводить коллективные работы («Зимний город», «Веселый поезд»,), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
►► Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
►► Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
►►Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
►► В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по по¬рядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
►► Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм..
Месяц
Неделя
Тема занятия
Предмет
Вид деятельности, техника
Программное содержание
Оборудование
Сентябрь
1
«Радуга»
рисование
Рисование
Познакомить с основами цветоведения.
Гуашь, кисти,А4
2
«Осенний букет»
рисование
Акварельная техника
по- мокрому
Познакомить с акварельной техникой по мокрому
Акварель , кисти , мятая бумага А4
3
«Оправляемся в путешествие на Веселый поезд»
Художественный труд
Аппликация
Закрепить навыки работы с цветной бумагой
Цветная бумага, клей, ножницы
4
«Ежик»
лепка
Круглая скульптура
Познакомить с техникой работы с пластилином
Пластилин , зубочистки, дощечка, стеки
ОКТЯБРЬ
1
«Осенний парк»
рисование
Техника Монотипия Печать листьями
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
Гуашь, тампон для печати
2
«Курочка с цыплятами
Художественный труд
Коллаж
Познакомить с техникой коллажа
.Закрепить умение работать с ножницами
Цветной картон, белая бумагаА4, газета, черн. маркер
3
«Рыбка»
Лепка
Рельеф
Закрепить навыки работы с пластилином
Пластилин, картон
4
«Дары осени»
рисование
гуашь
Научить изучать форму .
Гуашь, кисти,форматА4
НОЯБРЬ
1
«В гостях у сказки. Цветик-семицветик»
Художественный труд
Аппликация
Закрепить навыки работы с бумагой
Фантики цв кртон
Клей, ножницы
2
«Веселая Черепашка»
Лепка
Декоративная скульптура
Закрепить навыки работы с пластилином.
Пластилин, канцелярский нож,
Дощечка, стеки
3
«Снегопад»
Рисование
Тычкование
Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.
Гуашь, кисти. формат А4
4
«Путешествие Жаркие страны .Лев.
Художественный труд
Бумажная пластика
Развивать интерес к путешествиям в далекие страны,
Познакомить с тех коллажем в котором используется шерстяные нитки
Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы
ДЕКАБРЬ
1
«Зайчик»
Лепка
Круглая скульптура
Закрепить навыки работы с пластилином ,научить разбивать предмет на простые
геометрические формы
Пластилин, стека, дощечка
2
«Зимний закат»
Рисование
Акварель с элементами коллажа
Научить делать цветовую растяжку и вливание одного цвета в другой .
Приклеивать кусочки поролона
Акварель, кисти, поролон
3
«Снежный Барс»
Художественный труд
Конструирование из бумаги
Научить созданию простейших конструкций из 2-х частей.
Белый картон
4
«Ёлочка нарядная»
Рисование
Смешанная техника
Учить детей изготавливать плоскостные ёлочные игрушки (в технике акварель+восковой мелок) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушках. Учить украшать ёлку бусами, используя рисование пальчиками.
Различные вырезанные из бумаги фигуры, ёлочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, ёлочные игрушки.
ЯНВАРЬ
1
«Путешествие.
На далеком Севере»
Художественный труд
граттаж+ коллаж
Подготовка фона
Пастельными мелками, покрытие черной гуашью
Цв масл. пастель мелки,
Черная гуашь формат А4, кисть
2
«На далеком севере»
Художественный труд
граттаж+ коллаж
Научить технике граттаж, закрепить навыки работы с шаблонами .
Стека, ножницы, вата, клей, черный маркер, 2шт белый лист.
3
«Путешествие Обитатели моря. Медуза.
Рисование
Акварель Печать поролоном
Закрепить навыки работы печати. Закрепить навыки работы с акварелью
Листы формата А4, гуашь, кисть,.
4
Путешествие. Обитатели моря Осьминог.
Лепка
Круглая скульптура
Закрепить навыки работы с пластилином
Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации
ФЕВРАЛЬ
1
По замыслу
Рисование
Различные
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.
Всё имеющееся в наличии.
2
«В гостях у зимней сказки.
Лесной человечек»
Художественный труд
Конструирование
Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме.
Природный материал ,спички , пластилин
3
«Сказочный зверек.
Лепка
Круглая скульптура
Развивать воображение, закрепить навыки работы с пластилином
Совершенствовать умения и навыки детей работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Акварель
и восковые мелки
4
«Рамка для фотографии»
Художественный труд
Различные Рисуем клеем ПВА – выпуклые линии, эффект «старого золота» с помощью акриловой краски и крема для обуви
Учить детей украшать узором рамки для фотографий; рисовать тонкие линии клеем по заранее нарисованному рисунку (доходя до конца линии резко отрывать флакон от рисунка, чтобы клей не капал); добавлять в рисунок различные точки, завитушки, линии. Развивать творчество.
Белый картон А4, клей ПВА, крем чёрный для обуви, золотая акриловая краска, тряпочка.
АПРЕЛЬ
1
«Путешествие к далеким звездам .Корабль.»
Лепка
Круглая скульптура
Научиться воплощать задуманное, закрепить навыки работы с пластилином
Пластилин, стеки
2
«Путешествие на космическом корабле. В открытом космосе. »
Рисование
Набрызг, печать поролоном по трафарету
Учить детей создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник.
Научить составлять композицию из простейших элементов орнамента.
Закрепить навыки работы с цветной бумагой
Цветная бумага , цветной картон, клей ножницы
4
«Весенний натюрморт»
Лепка
рельеф
Совершенствовать навыки работы с пластилином. С
Картон, пластилин, стеки
МАЙ
1
«Расцвели цветы»,
Рисование
акварель Рисуем контуры цветов на цветной салфетка маркером
Упражнять детей в получении новых оттенков цветов путём наложения цветных салфеток друг на друга. Упражнять в технике обрывания, закреплять навыки работы с клеем.
Цв салфетки, клей ПВА, чёрный маркер, белый картон А3
2
«Весеннее дерево»
Художественный труд
Коллаж
Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике
Картон, пуговицы , клей, ножницы.
3
«Верблюд»
Лепка
Круглая скульптура
Научить передавать основные характерные формы животного
Пластилин, стека,
4
По замыслу
Рисование
Различные
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему.
Всё имеющееся в наличии.
Изобразительная деятельность в старшей группе
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры.
Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач.
►► Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
►► Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
►► Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
► Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).
►► Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню со-ответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
►► Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах обобщённые представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года).
►► Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности: продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; со-гнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
►► Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения
►►Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.
►► совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков .
Перспективный план работы по изодеятельности для группы (5-6лет)
Месяц
Неделя
Тема занятия
Предмет
Вид деятельности
Программное содержание
Оборудование
Сентябрь
1
«Бабочки»
рисование
Монотипия
Закрепить знания о сочетании цветов. Закрепить навыки работы с трафаретом
Гуашь, кисти, трафарет
2
«Осень в степи»
рисование
Акварельная техника по- мокрому
Закрепить навыки работы в технике по мокрому
Акварель, кисти
3
«Осеннее дерево»
Художественный труд
Коллаж
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках
Кофе, клей, крупа
4
«Корзинка с грибами»
лепка
Рельефная скульптура
Закрепить навык работы с пластилином
Пластилин , зубочистки, дощечка, стеки
ОКТЯБРЬ
1
«Осенний парк»
рисование
Техника Монотипия Печать листьями
Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
Гуашь, тампон для печати
2
«Осенний букет»
Художественный труд
Коллаж
Закрепить навыки работы в с технике коллаж
Стружки от карандашей, клей, цветной картон
3
«Поющий петушок»
Лепка
Рельеф
Закрепить навыки работы с пластилином
Пластилин, цв картон, ножницы
4
«Ежик»
рисование
акварель
Познакомить с новой техникой акварели с зубной щеткой
Акварель , зубная щетка, А4
НОЯБРЬ
1
«Желтый и пушистый »
Художественный труд
Кручение из бумаги
Познакомить с новой техникой «кручение бумаги
Фантики цв картон
Клей, ножницы
2
« Волк »
Лепка
Круглая скульптура
Закрепить навыки работы с пластилином
Пластилин, стеки
3
«Снегопад»
Рисование
Тычкование
Упражнять в рисовании концом кисти. Закреплять умение смешивать белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции.
Всё имеющееся в наличии.
4
«Кошка Мурка.
Художественный труд
Бумажная пластика
Научить детей основам конструирования плоскостных фигур ,сцепления проволокой
Картон, черный маркер, проволока
ДЕКАБРЬ
1
«Сказочные герои»
Лепка
Круглая скульптура
Закрепить навыки работы с пластилином
Пластилин
2
«Праздник в городе»
Рисование
смешанная
Закрепить навыки работы в смешанной технике
Кисти, акварель, восковые мелки
3
«Кто ты –маска?»
Художественный труд
Конструирование из бумаги
Закрепить навыки работы с цветной бумагой.
Цветной картон цветная бумага, ножницы, клей
4
«Ветки ели»
Рисование
Рисование с натуры
Закрепить навыки работы с гуашью
Гуашь, кисти, А4
ЯНВАРЬ
1
«Путешествие.
На далеком Севере. Пингвин»
Художественный труд
Конструирование из бумаги
Закрепление навыков работы с шаблоном, и с цветной бумагой
Цветная бумага, клей ножницы
2
«На далеком севере. Льдина»
Художественный труд
граттаж+ коллаж
(коллективная работа)
Создание общей композиции. Научит работать в коллективе
Вата, серебристый картон , клей, кисти
3
«Путешествие на корабле.
Рисование
Акварель,
гуашь
Закрепить рисование зубной щеткой,
Листы формата А4, гуашь, кисть,.
4
Путешествие. Обитатели моря
краб.
Лепка
Круглая скульптура
Закрепить навыки работы с пластилином
Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации
ФЕВРАЛЬ
1
По замыслу
Рисование
Различные
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках
Всё имеющееся в наличии.
2
«В гостях у зимней сказки.
Лесной человечек»
Художественный труд
Конструирование
Закрепить умение пользоваться техниками рисования по сырой бумаге. Развивать пространственное мышление, закреплять знания о разнообразной цветовой гамме.
Природный материал ,спички , пластилин
3
«Сюжет из сказки»
Лепка
Круглая скульптура
Закрепить навыки работы с пластилином
Пластилин , стеки,
4
«Зимние игры»
Рисование
Гуашь
Закрепить навыки работы с гуашью. Создание своей композиции.
Гуашь, кисти
МАРТ
1
«Открытка для мамы (мамины любимые цветы)»
Художественный труд
Печать по трафарету, объёмное изображение с использованием опилок, рисование ватными палочками
Учить детей украшать цветами и рисовать при помощи опилок (смешать клей ПВА и опилки, нанести на трафарет). Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками. Учить располагать изображение на листе по – разному.
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение самостоятельно выбирать технику и тему.
Акварель
и восковые мелки
4
«Рамка для фотографии»
Художественный труд
коллаж
Учить детей украшать узором рамки для фотографий;
Макарон изделия
Клей, акриловые краски
АПРЕЛЬ
1
«Далекие звезды»
Лепка
рельеф
Закрепить навыки работы с пластилином
Картон, пластилин, стеки
2
« Гости с далеких планет»
Рисование
Смешанная
Создать собственную композицию. Закрепить технику работы с мелками
А4, гуашь, кисти, пастельные мелки
3
«Корпе»
Художественный труд
Аппликация из бархатной бумаги
Закрепить навык составления орнамента из геометрических фигур.
Цветная бумага, цветной картон , клей , ножницы
4
«Расцвели цветы»
Лепка
Рельеф
Совершенствовать навыки работы с пластилином
Пластилин, стека,
МАЙ
1
«Краски моря», занятие
Рисование
акварель
Закрепить навыки техники растяжка, в разных цветовых сочетаниях.
Акварель, кисти,
2
«Весеннее дерево»
Художественный труд
Коллаж
Новый тип коллажа с пуговицами. Совершенствовать технические навыки при работе в нетрадиционной технике
Пуговицы, черн маркер,
3
«Человек»
Лепка
Круглая скульптура
Закрепить навык разбора сложного предмета на простые геометрические формы
Пластилин, стека,
4
По замыслу
Рисование
Различные
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умение самостоятельно выбирать технику и тему.
Всё имеющееся в наличии.
Приложение №2 к программе «Калейдоскоп»
Физминутки
1
«Листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
2
«Листопад»
Дружно по лесу гуляем
И листочки собираем.
Собирать их каждый рад -
Просто чудный листопад!
3
«Выпал беленький снежок»
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок:
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
4
«Бабочка»
Бабочка летала, над цветком порхала
Села, посидела и нектар поела.
Два своих больших крыла опустила, подняла
Полетела дальше, чтобы мир был краше.
5
«Неваляшки»
Мы веселые милашки
Чудо – куклы, неваляшки.
Мы танцуем и поем:
Очень весело живем!
6
«Зарядка»
Мы решили закаляться, раз – два – раз – два!
И водою обливаться, раз – два – раз – два!
А потом мы полотенцем, раз – два – раз – два!
Не забудем растереться, раз – два – раз – два!
7
«Зарядка»
Мы хлопаем руками: Хлоп…
Мы топаем ногами: Топ…
Машем мы руками,
Киваем головой.
Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
8
«Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
9
«Снежинки»
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок ─
Получается снежок.
10
«Маленькие птички»
Маленькие птички,
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают.
Буйный ветер налетел,
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло
Там уютно и тепло.
11
«В лесной лужайке»
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки.
Кто высоко так шагал ─
Не споткнулся, не упал.
12
«Зарядка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней,
Здоровей и веселей!
13
«Игрушки»
Вот большая пирамидка
И веселый мячик звонкий,
Мягкий мишка косолапый -
Все живут в большой коробке,
Но когда ложусь я спать
Начинают все играть!
14
«Гриша шел-шел-шел»
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок,
Положил их в кузовок.
15
«С добрым утром!»
С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! Я - проснулся!
16
«Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
17
«Медведь и пчёлы»
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый,
А пчёлы налетают, медведя прогоняют.
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.
Приложение №3 к программе «Калейдоскоп»
Пальчиковые игры
1
«Листья»
Мы дорожки подметаем,
Листья в кучи собираем,
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души!
Ох, устали - Отдохнем
И домой скорей пойдем
2
«Помощники»
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так ─
Не обидятся никак.
3
«Капустка»
Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмём – жмём
4
«Цветы»
Расцвели в саду цветы
Небывалой красоты.
К солнцу тянутся цветочки,
Пять волшебных лепесточков.
5
«Мы играли, рисовали»
Мы играли, рисовали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг - скок, прыг - скок,
Прискакали на лужок. .
Ветер травушку качает,
Влево - вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
6
«Мы рисовали»
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
7
«Пальчики-солдатики»
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – «УРА!»
На парад идти пора.
8
«Лодочка»
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
9
«Кузнечик»
Я гуляю по дорожке
А кузнечик скачет рядом
Наклонюсь, возьму в ладошки
Здесь скакать ему не надо,
Пусть сидит он лучше в травке:
Там с ним будет все в порядке
10
«Волна»
Светит полная луна –
За луной бежит волна,
Ветер веет на просторе,
И всю ночь волнует море…
Волн спокойных мерный шум
Усыпляет праздный ум…
Но так долго вредно спать –
Нам давно пора вставать.
11
«Рыбки»
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
12
«Пять пальцев»
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
13
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
14
«Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Уровни сформированности художественного развития детей:
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений), использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использует разнообразные приемы и элементы создания узора, подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ – Проявляет интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство). Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы явлений природы), использует изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; подбирает цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы фигур. Создает изображения по мотивам народных игрушек. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывание.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – Знает особенности изобразительных материалов. Создает изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы явлений природы), использует изобразительные материалы. Использует различные цвета для создания выразительных образов. Лепит предметы разной формы, используя ранее усвоенные приемы и
способы. Создает небольшие сюжетные композиции. В аппликации изображает предметы и несложные сюжетные композиции.
Критерии:
-способность рисовать и лепить по замыслу;
-умение передать личное отношение к объекту изображения;
-умение подчинить средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче;
-отсутствие изобразительных штампов.
Анализ и художественно- эстетическая оценка продуктов деятельности детей.
Анализ детских работ должен осуществляться в соответствие с возрастными возможностями детей, учитывая выразительность детского рисунка и лепки, поделки.
ФИ.ребенка
Знает особенности изобразительных материалов
Называет основные выразительные средства
Создает индивид. и коллектив. Рисунки. композиции на темы окруж. жизни и лит-ры
Использует в рисовании разные материалы и способы изображения
Выполняет узоры по мотивам нар.-прикл. исскуства движения фигур
Создает изображения по мотивам народных игрушек
Умение пользоваться ножницами и клеем
Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры
Знает и умеет применять разные спосбы вырезания и обоывания
Умеет создавать с помощью различных способов сюжетные и декоративные композиции
Лепит различные предметы, передавая форму, пропорции
Итог
Список литературы
Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Искусство, 1974.
Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М., 1987.