Программа обучения детей плаванию, на основе игровых методов и приемов детей 3-7 лет.
Программа обучения детей плаванию, на основе игровых методов и приемов детей 3-7 лет.
Рабочая программа по плаванию для детей в возрасте с трёх до семи лет основана на игровых методах и приёмах, интересна для детей, доступна для начинающих педагогов.Маниторинг осуществляеться тоже доступно, составлена программа в соответствии с ФГОС.Содержит коррекционный раздел, краткую презентацию программы. Работаю по ней третий год и достигла хороших результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа обучения детей плаванию, на основе игровых методов и приемов детей 3-7 лет. »
Управление образования городского округа Ревда
МАОУ «СОШ №3»
структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Программа обучения детей плаванию,
на основе игровых методов и приемов
детей 3-7 лет.
Разработчик: инструктор по плаванию
Криночкина Светлана Андреевна
Пояснительная записка
Плавание, одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно - двигательного аппарата.
Педагоги детского сада создают условия для возможностей принятия ребёнком базовых ценностей здоровья и физической культуры, ведь именно в процессе взаимодействия ребёнок приобщается к системе общечеловеческих качеств, таких как жизнь, доброта, любовь.
В процессе занятий плаванием дети обогащаются не только двигательным опытом, но и эстетическим, эмоциональным, волевым, нравственным, спортивным, что формирует у них уверенность в своих силах, служит основой для успешного овладения школьной программой.
На первых этапах обучения, когда новичок не может еще проплывать определенные отрезки и дистанции в воде и таким образом совершенствовать выносливость, необходимо использовать другие виды физических упражнений (ходьбу, бег, спортивные и подвижные игры и т.д.), а также широко применять повторный и интервальный методы выполнения гимнастических упражнений.
Для развития быстроты следует включать в занятия спортивные и подвижные игры; выполнение упражнений в максимальном темпе за короткий отрезок времени прыжков, метаний, стартовых ускорений в беге, специальных гимнастических упражнений и упражнений в воде (на первых этапах обучения - упражнений с движениями ногами, держась руками за бортик).
Имитация на суше движений, сходных по форме и характеру с движениями, выполняемыми» воде, способствует более быстрому и качественному освоению техники плавания.
Наряду с динамическими используются статические упражнения с изометрическим характером напряжения работающих мышц:
например, для ознакомления с мышечным чувством, возникающим при имитации скольжения (принять положение «скольжения» у стены и несколько раз напрячь мышцы туловища, рук и ног).
Принцип подбора упражнений комплекса следующий:
Вначале выполняются разогревающие и дыхательные упражнения: ходьба в различном темпе с различными положениями и движениями рук; бег с прыжками и движениями руками; прыжки со скакалкой; спортивная или подвижная игра. Затем - упражнения широкого воздействия, в которых заняты большие группы мышц: приседания, наклоны, выпады с наклонами. Далее следуют упражнения, направленные на развитие различные мышечных групп: плечевого пояса, рук, брюшного пресса, спины, ног.
Как правило, упражнения силового характера предшествуют упражнениям на растягивание, так как без предварительного разогревания мышц могут произойти растяжения и болевые ощущения в мышцах и суставах. После силовой работы выполняются упражнения на расслабление.
Подготовительные упражнения для освоения с водой:
С помощью подготовительных упражнений для освоения с водой решаются следующие задачи:
1) формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых,
зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды; освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде - как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
2)устранение инстинктивного страха перед водой — как основа психологической подготовки к обучению плаванию.
Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду.
Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности.
Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания.
Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение детей напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение - основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела.
Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи вводу; скольжения.
Методы обучения плаванию
Описание. Используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать именно так.
При обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста созданию представления о характере движения способствует проговаривание вслух направления движения и его конечного результата. Например,
«Гребем назад - идем вперед; гребем вправо - идем влево; гребем вниз - идем вверх» и т.д.
Объяснение. Отвечает на основной вопрос, почему надо делать именно так, и является методом развития логического, сознательного отношения к учебному материалу.
Пониманию сущности движения способствует подсказка педагогом тех ощущений, которые должны возникать у воспитанников при правильном выполнении упражнения (например, опираться ладонью или стопой о воду, как о плотный предмет).
Рассказ. Применяется преимущественно во время игр. Если игра проводится с детьми младшего школьного возраста, речь педагога должна быть образной, а задания - предметными.
Беседа. Проводится в форме вопросов и ответов. Повышает самостоятельность и активность занимающихся, помогает педагогу лучше узнать их.
Разбор и анализ действий. Проводится после выполнения какого-либо задания или при подведении итогов урока. Анализ и обсуждение ошибок, допущенных при выполнении упражнений, а также нарушений правил во время игры нацеливают занимающихся на корректировку своих действий.
Методические указания. Акцентируют внимание детей на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, Освоение которых даст возможность правильно выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после его выполнения. При этом уточняются не только отдельные элементы упражнения, но и ощущения, которые должны возникать при этом. Так, при выполнении скольжения на спине даются такие указания: "живот выше"; «на воде нужно лежать, а не сидеть».
При работе с детьми младшего возраста указания даются в форме образных выражений и сравнений, что облегчает понимание сущности выполняемого движения. Например, при обучении выдоху в воду - дуй на воду, как на горячий чай», «задуй горящую свечу»; при обучении движениям руками и ногами - «делай движения руками, как мельница», «носки ног должны быть оттянуты, как у балерины», «делай движения ногами, как лягушка».
Команды и распоряжения. Применяются для управления группой и процессом обучения на уроке плавания (как на суше, так и в воде).
Команды педагога определяют: начало и окончание движения; место для принятия исходных положений при выполнении заданий; направление,
воспроизведением темпа его выполнения создают представление о его форме и характере. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает занимающимся понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей, поскольку у них сильно выражена склонность к подражанию (особенно у младших школьников), что делает наглядность наиболее эффективной формой обучения.
К наглядным методам относятся показ изучаемого движения (или техники плавания); использование учебных, наглядных пособий, применение жестикуляции.
Показ изучаемого движения (или техники способа плавания в целом) применяется на протяжении всего курса обучения. Показ техники плавания проводится только инструктором по плаванию.
Наряду с целостным показом техники плавания применяется показ учебных вариантов с разделением движения на части. При раздельном показе выделяются главные фазы движения (например, гребка), выполняются упражнения с фиксацией амплитуды движения (например, с остановками руки в основных фазах гребка) и т.д.
Учебные наглядные пособия. К ним относятся рисунки, плакаты. Применяются при необходимости сконцентрировать внимание нанимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений. Наглядные пособия отображают такие детали техники или конкретного упражнения, которые трудно показать и объяснить (например, направление действия силы тяжести и выталкивающей силы; оптимальные углы сгибания руки ног в суставах при выполнении гребковых движений; основные положения при выполнении ключевых упражнений техники плавания).
Видео материалы позволяют многократно показывать как отдельные элементы учебных вариантов техники, так и технику спортсменов высокой квалификации. Возможность показа техники в разных плоскостях, крупным планом, в замедленном темпе и с остановками на отдельных деталях движения имеет огромное дидактическое воздействие. При обучении плаванию, где техника движений разучивается по частям, применение видеоматериалов особенно эффективно.
Жестикуляция. Условия работы в бассейне (повышенный шум, возникающий при выполнении упражнений и плавании в результате плеска воды, брызг и др.) затрудняют восприятие детей команд и указаний педагога.
Методы освоения техники плавания
Изучение техники плавания осуществляется путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания - по частям и в целом.
Метод разучивания по частям. Облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающихся.
Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых подводит обучаемого в конечном итоге к освоению способа плавания в целом
Метод разучивания в целом. Применяется на завершающих этапах освоения техники, после изучения отдельных ее элементов. Сюда входит плавание в полной координации, а также плавание с помощью движений ногами и руками и с различными вариантами
сочетания этих движений. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания осуществляется только путем целостного выполнения плавательных движений.
Вначале разучивание техники плавания в целом осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2- 3 гребка; плавание с помощью движений руками кролем с выдохами в воду и с поплавком между ногами; другие упражнения. Затем, по мере освоения техники, чередуют плавание облегченных и в обычных условиях, постепенно переходя на плавание в полной координации.
Методы развития двигательных качеств
При изучении техники плавания движение в целом или его отдельные части многократно выполняются с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений на уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности интервалов отдыха между упражнениями, продолжительности каждого упражнения и урока в целом-
используется интервальный (повторный) метод. Как правило, выполняются серии упражнений продолжительности и интенсивности (темпа), соответствующие уровню физической и плавательной подготовленности занимающихся.
Непрерывный метод применяется после освоения техники движений, когда упражнения на суше выполняются без ошибок, а заданные дистанции проплываются без искажения техники.
Для повышения эмоциональности и динамичности занятий в процессе обучения плаванию широко применяются соревновательный и игровой методы. Общим методическим правилом для их использования является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений перед их применением в соревновании или игре.
Также для наиболее плодотворного протекания учебного процесса необходима помощь преподавателя.
Помощь, оказываемая педагогом во время занятий, может быть самой разнообразной: сопровождение выполнения упражнений подсчетом с эмоционально окрашенной интонацией, подбадривание и т.п.
Особое место занимает непосредственная помощь - педагога, когда он и обучаемый действуют совместно. Такая помощь оказывается только на суше, когда нужно уточнить детали техники или исправить допущенную ошибку при выполнении упражнения.
Технология:
1. В воде и на бортиках бассейна раскладываются различные игрушки, специальные обучающие средства (обручи, кольца, коврики и т.д.).
2. В ходе занятия дети обращают внимание на эти предметы, выбирают понравившиеся (по цвету, форме, назначению) и начинают манипулировать ими или выполнять с их помощью уже знакомые упражнения.
3. Педагог-инструктор, наблюдая за действиями детей (каждого ребенка в отдельности), предлагает им новые виды движений или действий с данными предметами. При этом педагог следует принципу: «Не вмешиваться, а встраиваться в процесс детской игры».
4. Если ребенок хочет освоить новое упражнение, инструктор или дети-помощники демонстрируют способ его выполнения.
5. Ребенок под наблюдением инструктора выполняет новое действие.
6. Обязательно звучит похвала или другие ободряющие слова наставника.
7. К выполнению данного упражнения могут по собственному желанию подключиться и другие дети. Для поддержания интереса к упражнению и совершенствования соответствующих умений педагог вводит элемент соревнования («кто дальше», «кто больше», «кто точнее» и т.д.).
8. Выполнение упражнения прекращается, как только дети теряют к нему интерес.
Условия эффективности:
- наличие оптимального количества игровых и обучающих средств, их разнообразие (по назначению, по форме, по цвету и т.д.);
- умение и готовность педагога наблюдать за детьми, заметить внутреннюю готовность ребенка к освоению новых, более сложных движений и действий;
- умение педагога учиться у детей и импровизировать вместе с ними и вслед за ними («подглядеть» новый способ манипуляций ребенка с предметами и оборудованием; подхватив инициативу ребенка, придумать новое упражнение и предложить его детям);
- умение педагога быть терпеливым, не навязывать ребенку новые упражнения, лишь косвенно, через деятельность других детей, вызвать его желание делать то, что и другие, стимулировать и поощрять самостоятельный выбор.
Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам
Приемы «Надень шляпу», «Вырос гриб» направлены на обучение подныриванию под различные предметы. Детям предлагается надеть на голову плавающий на поверхности спасательный круг, поднырнув под него, то есть изобразить выросший из воды гриб или надетую на голову шляпу.
Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети должны усвоить, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом. Чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).
Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т.И.Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги. Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении». Я предлагаю другой вариант выполнения данного упражнения. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха.
Прием «Стрела» используется для того, чтобы обучить ребенка лежать на большой глубине. Зацепившись руками за лестницу, ребенок должен лечь в положение «стрела», разжать кисти рук и в такой позе немного полежать (выполнятся с постепенным увеличением счета).
Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине в мелкой воде. Сидя на дне и слегка опираясь локтями, ребенок пытается лечь на спину, затем расслабиться и спокойно полежать, не запрокидывая голову назад и не прижимая подбородок к груди.
Прием «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривание в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.
Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз. Прием «В колодец» предполагает прыжки в обручи разного диаметра, лежащие на поверхности воды. Прием «В глубокий колодец – из колодца» предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой. Прием «Оседлай коня» используется для прыжков в воду на надувные подушки.
Прием «Прыжок тигра в горящее кольцо» предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед. Инструктор держит вертикально стоящий обруч, ребенок прыгает в него «как тигр». Расстояние между тумбочкой и обручем постепенно увеличивается индивидуально для каждого ребенка.
Прием «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения я использую образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой.
Работа с родителями
Не менее важным фактором в овладении детьми навыков плавания является тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Родители или их законные представители должны неотъемлемо участвовать в учебном процессе, закреплять изученный материал и подбадривать детей в достижении наилучшего результата. Инструктор по плаванию в свою очередь должен создать необходимые условия для занятий, соблюдать все меры безопасности, убедить родителей в необходимости посещений детьми занятий по плаванию. Родители являются неотъемлемой частью жизни ребёнка и задача любого педагога привлечь их на свою сторону и постараться сделать из них союзников и помощников это необходимо для того чтобы педагогический процесс протекал более плодотворно.
Для этого в течении учебного года обязательно должны проводиться:
-просмотры поучительных фильмов (как для детей так и для родителей),
- конкурсы рисунков, поделок (родители вместе с детьми готовят роботы и приносят их в детский сад)
-консультации родителей и воспитателей детского сада,
-открытые занятия для родителей (законных представителей) с целью показать успехи и результаты обучения навыкам плавания,
- родительские собрания с присутствием инструктора по плаванию.
Также советуется раздавать брошюры с рекомендациями и информацией разного содержания по предмету плавание для привлечения интереса родителей и детей.
В процессе обучения необходимо чтобы инструктор по плаванию держал в курсе успехов и не удачи, как воспитателей, так и законных представителей воспитанников.
Содержание программы 2-го года обучения
детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Возрастные особенности контингента воспитанников
3-4 года
Четвёртый год жизни ребёнка характеризуется особенностью развития дыхательной системы, к 3-4 годам устанавливается лёгочный тип дыхания, но строение лёгочной ткани не завершено, поэтому лёгочная вентиляция ограничена. В 3-4 года у ребёнка, многие движения резки, угловаты, низка выносливость мышечной системы. Из-за этого статическое напряжение мышц кратковременно, и малыш не может сидеть или стоять , не меняя позы.
Сила мышц кисти рук увеличивается с 3.5-4 килограмм в возрасте 3-4 лет. Весово - ростовые показатели физического развития между девочками и мальчиками в 3-4 года почти одинаковы: рост составляет 92-99 см, масса тела 14-16 кг.
На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать достаточно сложные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений.
Однако отмечается ещё не достаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп. Не сформирована произвольность движений.
Цели 1. Адаптировать детей к водному пространству:
- Познакомить детей с доступными их пониманию свойствами воды: мокрая, холодная, ласковая и т. д.
- Учить детей не боясь входить в воду и выходить из воды, свободно передвигаясь в водном пространстве.
- Учить детей задерживать дыхание (на вдохе), выполнять погружение и лежание на поверхности воды.
2. Приобщить малышей к плаванию:
- Учить скольжению с надувным кругом или доской для плавания.
- Научить задерживать дыхание, научить выдохам в воду.
- Формировать попеременное движение ног.
- Учить держаться на воде, плавать облегчённым способом.
Упражнения и игры: «Цапля», «Паровозик», «Самолёт летит», «Птички умываются», «Подводная лодка», «Пройди через тоннель», «фонтан», «Дождик», «Пузырь», «Жучок – паучок».
Задачи
1. Способствовать закаливанию организма.
2. Укреплять мышцы тела нижних конечностей.
3. Формировать” дыхательное удовольствие”.
4. Формировать гигиенические навыки:
- Самостоятельно раздеваться в определённой последовательности.
- Мыться под душем используя мыло и мочалку.
- Насухо вытираться.
- Одеваться в определённой последовательности.
5. Учить правилам поведения на воде.
- Осторожно ходить по дну.
- Спускаться в воду друг за другом с поддержкой инструктора и самостоятельно.
- Не толкаться и не торопить впереди идущего .
- Слушать и выполнять все указания инструктора.
4-5 лет.
Пятый год жизни ребёнка характеризуется дисбалансом в развитии дыхательного аппарата: при относительной мощности лёгких пока ещё узок просвет верхних воздухоносных путей (полости носа, гортани) и слабы дыхательные мышцы. Вместе с тем размах грудной клетки при вдохе и выдохе значительно шире, в следствии чего, жизненная ёмкость лёгких у пятилетнего ребёнка значительно больше, чем у трёх -четырёх летнего . Увеличивается расширение и сжатие грудной клетки при вдохе и выдохе. Дыхательные пути сравнительно узки, что вызывает преобладание брюшного типа дыхания, при котором главной мышцей является диафрагма.
С четырёх лет у детей уже довольно хорошо развиты миндалины , и они легко гипертрофируются. В этом возрасте обычно учащаются ангины, и в миндалинах нередко формируется очаг хронической инфекции. Малыши страдают аденоидами, и дыхание через нос затруднено. К пяти годам у ребёнка, по сравнению с периодом новорождённости, размеры сердца увеличиваются в 4раза. Сердечно - сосудистая система, при условии соблюдения адекватности нагрузок, сравнительно лучше приспособлена к потребностям растущего организма, чем дыхательная.
В этом возрасте происходит значительный сдвиг в развитии мускулатуры, в том числе нервно - психической регуляции её функций. В течении пятого года жизни особенно резко нарастает мускулатура нижних конечностей, возрастают сила и работоспособность мышц. Мелкие мышцы (пальцев, кистей, стоп) ещё не достаточно развиты в сравнении с крупной мускулатурой, из - за чего детям легче даются движения всей рукой, а не её мышечными группами. Кроме того, сила мышц сгибателей больше силы мышц разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка – голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко распространяются, поэтому внимание у детей не устойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Не смотря на то, что мозг дошкольника напоминает нам мозг взрослого, основные нервные процессы у него протекают по - другому, нет уравновешенности, преобладает возбуждение, торможение обычно достигается с трудом. Этим можно объяснить нам непосредственность и искренность ребёнка, так же как и холерическую неуравновешенность детей. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Всё это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качеств.
Цели
1. Продолжить учить детей погружаться в воду и ориентироваться в ней.
2. Формировать навык горизонтального положения тела в воде.
4. Учить работать прямыми ногами способом кроль на груди, спине.
Упражнения и игры: Разнообразные способы передвижения по дну в согласовании с дыханием, движениями рук, погружения в воду с открыванием глаз под водой и доставанием предметов, выдохи в воду, лежание на воде, скольжение на груди, спине, плавание при помощи движений ног на груди, спине, плавание облегчёнными способами. Игры: «Догони меня», « Телефон», «Насос», «Аквалангисты», «Торпеда», «Звёздочка», «Поплавок», «Винт».
Задачи
1.Продолжать работу по совершенствованию механизма терморегуляции.
2.Способствовать повышению функциональных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной системы.
3.Укреплять мышечный корсет ребёнка.
4.Формировать гигиенические навыки:
- раздеваться и одеваться в определённой последовательности;
- аккуратно складывать и вешать одежду;
- самостоятельно пользоваться полотенцем;
- последовательно вытирать части тела.
5-6 лет
Возрастные возможности. Шестой год жизни ребёнка характеризуется замедлением скорости роста тела. По данным Института возрастной физиологии РАО, за год прибавляется около 4-5 см роста, 1.5-2кг массы, 1-2см окружности грудной клетки. Высота головы приближается к 1/6 длины тела. Тело растёт неравномерно - длинна ног и верхней части тела растёт медленно, а скорость роста длинны рук и диаметра тела увеличивается.
Развитие опорно-двигательной системы ребёнка (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) к пяти-шести годам ещё не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причём у разных костей фазы развития не одинаковы. Позвоночный столб ребёнка шестого года жизни чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а так же при неблагоприятных условиях, например при частом поднятии ребёнком тяжестей, нарушается осанка.
Общее физическое развитие и динамика функциональной зрелости системы дыхания идёт не равномерно. В специальной литературе указывается, что у старших дошкольников в 53% случаев выявлен средний уровень функциональной зрелости системы дыхания. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Бурно развиваются любые доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных зон элементов тех слоёв ( так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно - следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей. Благодаря этому возрастёт осознанность освоения детьми шестого года жизни более сложных основных движений.
Цели
1.Продолжать учить скользить на груди, спине, с различным положением рук.
2.Учить согласовывать движение ног с дыханием.
3.Изучать движения рук способами кроль на груди, спине.
4.Учить плавать на груди, спине в полной координации.
Упражнения и игры: «Звёздочка», «Винт», «Поплавок», «Торпеда», Плавание при помощи движений рук способами кроль на груди, спине, комбинированными способами.
« Салки с мячом», « Затейники», разнообразные эстафеты.
Задачи
1.Способствовать закаливанию организма.
2.Повышать общую и силовую выносливость мышц.
3.Увеличивать резервные возможности дыхания, жизненной ёмкости лёгких.
4.Активизировать обменные процессы и работу центральной нервной системы.
- самостоятельно мыться под душем с мылом и губкой;
- тщательно вытирать всё тело в определённой последовательности;
- осторожно сушить феном волосы.
6-7лет
Седьмой год жизни ребёнка характеризуется продолжением активного формирования осанки и свода стопы. Так как костная ткань богата органическими элементами, то скелет старших дошкольников всё ещё эластичен и подвержен деформации. Это может стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника. Сила мышц кисти рук увеличивается до 13-15 килограмм к 7 годам. Сила мышц туловища (становая сила) к семи годам увеличивается почти в два раза: с 15-17 килограмм (в 3-4 года) до 32-34 килограмм.
К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания, число дыханий в минуту в среднем 25 раз. Максимальная вентиляция лёгких к шести годам примерно 42 дц кубических в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2-7 раз, а при беге ещё больше. По данным специалистов, лёгочная ткань имеет большое количество лимфатических сосудов и респираторных бронхиол, поэтому для детей 6-7 лет характерны болезни, связанные с воспалительными процессами в лёгких.
Динамика нервной системы облегчает освоение детьми движений, физических упражнений, так как двигательные стереотипы не только намного легче формируются, но и возможна их модификация, то есть улучшение качества двигательной деятельности дошкольников. На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. Основой появления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия вестибулярных и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом ребёнка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие, девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В двигательной деятельности формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Дети проявляют волевые усилия при выполнении заданий, для них важен результат.
Появляется возможность на основе закладывающейся произвольности формировать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность, инициативу в освоении новых видов движений.
Цели
1.Совершенствовать движения ног в плавании способом кроль на груди, спине.
4.Закреплять и совершенствовать навык плавания при помощи движений рук с дыханием. Поддерживать желание нырять, обучать технике ныряния.
5.Закреплять и совершенствовать навык плавания облегчённым способом.
6. Учить плавать под водой.
7.Обучать прыжкам в воду.
8.Поддерживать желание нырять, обучать технике ныряния.
9. Учить расслабляться в воде, обучать способам отдыха.
10.Поддерживать инициативу ребёнка, уважать его индивидуальные предпочтения.
Упражнения и игры: скольжение с различным положением рук и ног, «Торпеда», ныряние, плавание при помощи движении рук и ног, в согласовании с дыханием. Игры: у кого больше пузырей, «Салки» с предметами , фиксированным положением на воде, «Охотники и утки», «Белые медведи», «Удочка», «Переправа», «Разноцветные мячи», эстафеты.
Задачи
1.Способствовать укреплению здоровья ребёнка, его гармоничному психическому развитию.
-правильно мыться под душем, оказывая помощь друг другу, пользуясь индивидуальными губками,
- насухо вытираться,
- сушить волосы под феном,
- следить за чистотой принадлежностей для бассейна.
Перспективное планирование занятий
Возраст 3-4 года
Основные задачи обучения плаванию.
Задачи
Занятия 1-10
Занятия 11-20
Занятия 21-30
Занятия 31-36
Обучающие
1.Ознакомление со свойствами воды 2.Обучение лёгкому свободному передвижению в воде. 3.Обучение выдоху в воду. 4.Обучение погружению в воду. 5.Формирование умения самостоятельно, мыться и одеваться.
1.Обучение попеременным движениям ног способом кроль. 2.Обучение лежанию на воде.
3. Обучение ориентированию в воде.
1.Обучение скольжению с надувным кругом (с доской для плавания) и без него.
2.Обучение плаванию облегчённым способом.
Проверка усвоенного материала.
Оздоровительные
Повышение сопротивляемости организма
1.Укрепление мышц тела, нижних конечностей. 2.Повышение функциональных возможностей сердечно - сосудистой и дыхательной системы.
Повышение функциональных возможностей организма.
Активация обменных процессов организма.
Развивающие.
Развитие равновесия
Развитие силы.
Развитие ловкости, внимания.
Развитие выносливости.
Воспитательные
Воспитание смелости.
Воспитание положительного отношения детей к занятиям.
Воспитание решительности, выдержки.
Воспитание организованности.
Возраст 4-5 лет
Основные задачи обучения плаванию
Задачи
Занятия 1-10
Занятия 11-20
Занятия 21-30
Занятия 31-36
Обучающие
1.Дальнейшее обучение плаванию при помощи движений ног способом кроль на груди, спине.
1.Обучение плаванию при помощи движений ног способом брасс.
2.Обучение плаванию способом брасс, дельфин в полной координации.
3.Закрепление пройденного материала.
1.Обучение плаванию под водой.
2.Обучение приёмам самопомощи и помощи тонущему.
3.Закрепление и совершенствование изученных способов плавания.
Проверка усвоенного материала.
Оздоровительные
1.Укрепление мышечного корсета, силы мышц, рук, ног.
1.Укрепление дыхательной мускулатуры.
2.Улучшение подвижности грудной клетки.
3.Увеличение резервных возможностей дыхания.
4.Развитие силы, выносливости.
Повышение функциональных возможностей организма, прежде всего сердечно – сосудистой и дыхательной системы.
Активация обменных процессов, работы центральной нервной системы.
Развивающие
Развитие гибкости.
Развитие силы выносливости.
Развитие ловкости.
Развитие выносливости.
Воспитательные
Воспитание воли, выдержки.
Воспитание целеустремлённости, сообразительности.
Воспитание настойчивости в достижении цели, честности.
Воспитание уверенности в своих силах сдержанности.
Приложение
Характеристика психофизического здоровья воспитанников
группа
воспитатель
группа здоровья
количество человек в группе
показатели
2 младшая
Барабанова.Л.Ю
1группа
2группа
18
10%
80%
2 младшая
Мадиярова. С.Ю.
1группа
2группа
18
15%
85%
средняя
Мальцева.А.А.
1группа
2группа
3группа
22
15%
60%
25%
средняя
Коростелёва.В.Ю.
1группа
2группа
3группа
20
8%
60%
17%
средняя
Немытова.Ю.В
1группа
2группа
3группа
18
15%
80%
5%
старшая
Гаянова.Р.А
1группа
2группа
3группа
19
5%
90%
5%
старшая
Кузьмичёва.Е.В
1группа
2группа
3группа
18
5%
70%
25%
старшая
Пастухова.Е.Н
1группа
2группа
3группа
18
0%
95%
5%
под.группа
Бакурова. А. С
1группа
2группа
3группа
20
0%
90%
10%
под.группа
Утюмова.В.И
1группа
2группа
3группа
5группа
20
0%
80%
10%
10%
под.группа
Емельянова.О.В
1группа
2группа
3группа
21
0%
90%
10%
Мониторинг освоения воспитанниками программы
Оценка качества обучения плаванию детей дошкольного возраста строится на методах медицинского и педагогического контроля физического состояния детей.
Педагогический контроль осуществляется путём оценки и сформированных у детей специфических умений и навыков.
Для этого существует единый комплекс доступных тестов и способов оценки, которые позволяют получить достоверные результаты контроля выполнения программных требований по обучению дошкольников плаванию для инструкторов по плаванию медицинских работников ДОУ старших воспитателей.
Уровень овладения плавательными навыками оценивается по 4-бальной системе. Сумма баллов по всем тестам на каждом этапе делится на количество тестов – получается средний балл. Данные заносятся в сводный протокол и далее, с учётом оценки качества выполнения плавательного упражнения, анализируются:
3.5балла и выше - высокий уровень,
2.5 - 3.4балла – средний уровень,
2.4 балла и ниже – низкий уровень.
Уровень подготовленности детей по плаванию определяет инструктор по плаванию, ему помогает медсестра бассейна. Обследование проводится в плавательном бассейне, в начале (октябрь) и в конце (апрель, май) учебного года в течении нескольких занятий. При проведении обследования используются следующие методы:
- фронтальный (передвижения в воде, лежание на груди, спине),
- поточный (скольжение, плавание с помощью поддерживающих предметов, при помощи движений ног),
- индивидуальный (погружение, выдохи в воду, ориентирование под водой, плавание при помощи движений ног, в полной координации изученными способами).
При оценивании учитывается функциональное состояние организма детей, физиометрические показатели для каждого возраста.
Методика проведения диагностики
Первый этап обучения:
1.Разнообразныс способы передвижения в воде.
Ходьба, руки на поясе, бег обычный, прыжки лицом, спиной вперёд , на двух ногах, положение рук произвольное.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок легко выполняет все способы передвижения в воде;
3 – балла - Выполняет упражнения неуверенно, осторожно;
2 – балла - Выполняет упражнение держась за поручень;
1 – балл - Боится отойти от бортика, отказывается выполнять упражнения.
2.Погружение в воду с открытыми глазами.
Стоя около бортика, держась за поручень, присесть, сохраняя вертикальное положение тела, полностью погрузиться в воду с головой, а не просто наклонить лицо в низ, глаза должны быть приоткрыты.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок безбоязненно приседает под воду приоткрыв глаза, и находится в таком положении некоторое время;
3 – балла - Погрузившись в воду, открыв глаза, сразу выныривает обратно;
2 – балла - Погрузившись в воду, не открывает глаза, затыкает нос;
1 – балла - Боится погрузиться в воду.
3.Выдохи в воду.
Положение тела такое же, как и при выполнении погружения в воду. Губы при выполнении выдоха в воду немного вытянуты вперёд, напряжены.
Выдох должен быть равномерным, непрерывным, полным, выполняется одновременно через нос и рот.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок правильно выполняет несколько выдохов практически сразу;
3 – балла - Ребёнок правильно выполняет один выдох;
2 – балла - не полностью выполняет выдох в воду, начинает выдох у поверхности воды заканчивает его под водой;
1 – балл - Выполняет выдох опустив в воду только губы.
4.Плавание при помощи поддерживающего предмета.
Взяв поддерживающий предмет, принять горизонтальное положение на груди, опустив подбородок на предмет, таз у поверхности воды. Плыть при помощи движений ног способом кроль.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок правильно принял положение тела, плавает при помощи движений ног;
3 – балла - Неуверенно плавает, преодолевает небольшое расстояние;
2 – балла - Не правильно принял положение тела, сильно сгибает ноги в коленях, сползает с поддерживающего предмета;
1 – балл - не может правильно расположиться на предмете, падает в воду, не может тронуться с места.
Второйу этапу обучения.
1.Ориентирование в воде с открытыми глазами.
Нужно собрать предметы со дна бассейна полностью погружаясь под воду, не закрывая глаза. Находясь под водой около трёх секунд.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок достаёт более двух предметов на одном вдохе;
3 – балла - Достаёт 2 предмета;
2 – балла - Достаёт 1 предмет;
1 – балл - Достаёт предмет, не опуская лицо в воду, закрывает глаза, захлёбывается.
2.Лежание на груди.
Из положения стоя в воде, ноги врозь, руки в стороны, выполнить упражнение «Звезда» на груди. Положение тела - горизонтальное, руки и ноги не сгибаются в локтях и коленях.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок правильно выполняет упражнение некоторое время лежит на воде;
3 – балла - Делает упражнение верно, но быстро встаёт,
2 – балла - Сгибает ноги и руки, не правильно выполняет упражнение;
1 – балл - Не хочет ложиться на воду, отказывается делать упражнение.
3.Лежание на спине.
Из положения стоя в воде, ноги врозь, руки в стороны, выполнить упражнение «Звезда» на спине. Положение тела - горизонтальное, руки и ноги не сгибаются в локтях и коленях.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок правильно выполняет упражнение некоторое время лежит на воде;
3 – балла - Делает упражнение верно, но быстро встаёт,
2 – балла - Сгибает ноги и руки, не правильно выполняет упражнение;
1 – балл - Не хочет ложиться на воду, отказывается делать упражнение.
4.Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом кроль.
Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности доски. Плыть, ритмично работая прямыми ногами.
1 – балл - Не может расслабиться, сжимается в воде.
Методика проведения диагностики.
Тесты по третьему этапу обучения.
1.Скольжение на груди,
Стоя у бортика, руки впереди, кисти рук соединены, присесть, оттолкнуться ногами от дна и выполнить упражнение «Стрелка» на груди. Тело ребёнка должно лежать у поверхности воды, руки и ноги соединены, вытянуты, лицо опущено в воду.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок скользил 4 метра и более.
3 – балла - Ребёнок скользил 3 метра.
2 – балла - 2 метра.
1 – балл - 1 метр.
2.Скольжение на спине.
Стоя у бортика, руки вверху соединены, присесть, прогнуться, оттолкнуться ногами от дна, и выполнить упражнение «Стрелка» на спине. Туловище прямое, тело на поверхности воды.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок скользил 4 метра и более.
3 – балла - 3 метра.
2 – балла - 2 метра.
1 – балл - 1 метр.
3.Плавание с пенопластовой доской при помощи движений ног способом коль на груди.
Положение тела горизонтальное, руки вытянуты вперёд, плечи опущены в воду, подбородок лежит на поверхности воды. Плыть ритмично работая ногами, носки оттянуты, дыхание произвольное.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок проплыл 6 метров и более.
3 – балла - Проплыл около 6 метров.
2 – балла - Проплыл от 4 до 6 метров.
1 – балл - Проплыл менее 4 метров.
4.Плавание произвольным способом.
Проплыть около шести метров любым способом.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок плывёт 6 метров и более.
3 – балла - Плывёт около 6 метров.
2 – балла - Проплыл от 4 до 6 метров.
1 – балл - Проплыл менее 4 метров.
Методика проведения диагностики.
Тесты по четвёртому этапу обучения.
Упражнение «Торпеда» на груди или спине.
Оттолкнувшись ногами от дна бассейна, лечь на воду опустив лицо в воду, руки вытянуть вперёд. Плыть при помощи движений ног способом кроль на груди на задержке дыхания, руки вытянуты за головой.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок уверенно выполняет упражнение, плывёт около 4 метров.
3 – балла - Ребёнок плывёт около 3- х. метров.
2 – балла - Ребёнок неуверенно выполняет движение, не правильно работает ногами.
1 – балл - Ребёнок по каким либо причинам не может выполнить упражнение.
Плавание кролем на груди в полной координации.
Проплыть некоторое расстояние на груди в полной координации, вдох выполняется через несколько гребков.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок проплыл около шести метров.
3 – балла - Ребёнок проплыл около четырёх метров.
2 – балла - Ребёнок проплыл только около двух метров.
1 – балл - Ребёнок не может выполнить упражнение.
3.Плавание кролем на спине в полной координации. Дыхание произвольное.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок проплыл около шести метров.
3 – балла - Ребёнок проплыл около четырёх метров.
2 – балла - Ребёнок проплыл только около двух метров.
1 – балл - Ребёнок не может выполнить упражнение.
4.Плавание произвольным способом. Проплыть около шести метров произвольным способом, или комбинированным способом.
Оценка.
4 – балла - Ребёнок проплыл шесть метров и более.
3 – балла - Ребёнок проплыл около четырёх метров.
2 – балла - Ребёнок проплыл только около двух метров.
1 – балл - Ребёнок не может выполнить упражнение.
Коррекционная работа
Этап работы с отстающими детьми без сомнения необходим потому как ребёнок не может полностью овладеть навыками плавания если у него присутствует комплекс водобоязни. Соответственно для такого ребёнка каких либо личных результатов добиться тоже на много сложнее. Коррекционная работа проводиться по окончании обязательной части занятия отстающему ребёнку уделяется необходимое внимание, повторяются неудавшиеся упражнения, проводятся беседы, устанавливаются дружеские, контактные, доверительные отношения. Обязательно нужно подбадривать детей , всеми силами помогать в преодолении ребёнком какого либо затруднения ведь победа над его страхами или неуверенностью формирует его социально - личностное развитие.
Для работы с теми детьми которые по причине здоровья не могут получать общую нагрузку во время занятий рекомендована следующая программа индивидуальных занятий.
Программа индивидуальных занятий для детей с ограниченными возможностями.
Данная программа разработана на основе программы
«Применение лечебного плавания при заболеваниях опорно – двигательного аппарата.»
Автор кандидат медицинских наук А.В.Круглий.
Применение лечебного плавания для детей с ограниченными возможностями благотворно влияет на их развитие, и нервную систему. Но в связи с тем, что эта определённая группа детей не способна справиться с общей нагрузкой для неё была разработана индивидуальная программа по плаванию.
В программе предложен комплекс упражнений, позволяющий детям с ограниченными возможностями получать щадящую нагрузку. Также предложено сократить время проведения занятий на 10 – 15 минут, в связи с ограничением нагрузки на опорно – двигательную систему. Занятие рекомендуется проводить в присутствии медицинской сестры бассейна или родителей, опекунов ребёнка.
Но хотелось бы отметить что данный комплекс упражнений подходит и для детей другими заболеваниями и диагнозами( например порок сердца)
Основные задачи обучения плаванию.
задачи
1 – 10занятие
11-20занятие
21-30занятие
31-36занятие
Обучающие
1.Обучение ориентированию в воде.
2.Обучение свободному передвижению в воде.
3.Обучение выдоху в воду.
1.Обучение лежанию на воде, на груди ,спине.
2.Обучение полностью расслаблять мышцы ,чувствовать колебание и течение воды.
3.Обучение погружению под воду с задержкой дыхания.
1.Обучение плаванию на груди спине облегчённым способом ,работая ногами ,руками способом кроль, брасс.
2.Обучение плаванию произвольным способом.
3.Обучение плаванию под водой работая ногами способом кроль.
1. .проверка усвоенного материала.
Оздоровительные
1.повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
2.Укрепление опорно – двигательного аппарата.
Повышение функциональных возможностей сердечно – сосудистой, дыхательной системы.
Активация обменных процессов работы центральной нервной системы.
Развивающие
Развитие равновесия
Развитие силы, укрепление мышц.
Развитие выносливости, внимания.
Развитие гибкости, ловкости.
Воспитательные
1.Повышение эмоционального тонуса.
2.Воспитание выдержки.
Воспитание уверенности в своих силах ,смелости.
Воспитание сдержанности ,дисциплинированности.
Воспитание выдержки.
Рекомендуемый комплекс физических упражнений.
Гимнастика выполняется для разогрева мышц, подготовке их к работе в воде.
1.Развести руки в стороны – вдох, поднять и опустить – выдох. Темп медленный. Повторить
5 – 6 раз.
2.Руки вдоль туловища. Поднять прямые руки через стороны в верх и опустить в низ, совершая вращательные движения, Темп средний. Повторить 6 – 8 раз.
3.Руки в стороны до уровня плеч. Медленные круговые движения руками с напряжением мышц спины и лопаток. Грудь слегка вогнута. Темп средний. Повторить 4 – 6 раз.
4.Руки к плечам , локти подняты. Круговые движения. Темп средний. Повторить8 – 10 раз.
5.Руки на поясе. Сгибать поочерёдно ноги в коленном и тазобедренном суставах. Темп медленный. Повторить 6 – 8 раз каждой ногой.
6.Имитация езды на велосипеде. Темп средний. Повторить8 – 10 раз каждой ногой.
7.Согнуть ногу в коленном суставе , выпрямить, поднять вверх, подержать опустить. Темп медленный. Повторить 5 -6 раз каждой ногой.
8.Согнуть ногу в коленном суставе, разогнуть и выпрямить, отвести в сторону, зафиксировать в этом состоянии. Вернуться в и.п. Темп средний. Повторить 5 – 6 раз каждой ногой.
9.Руки на поясе. Отведение прямой ноги в сторону, зафиксировать, вернуться в и. п. Темп медленный. Повторить 3 – 4 раза.
Комплекс упражнений для занятий в воде.
С целью восстановления двигательных процессов в повреждённых тканях разумно сочетать покой и физические нагрузки. В этот период рекомендуются следующие упражнения.
№
Содержание
Дозировка
Методические указания.
1
ИП - стоя лицом к бортику, руками удерживаться за него. Выдохи в воду.
2 мин.
Выполняется на мелкой части бассейна.
2
Упражнение «Медуза», «Звёздочка»
2 мин
При выполнении лицо опущено в воду.
3
Выдохи в воду
2 мин
Вдох короткий через рот, выдох длинный через рот и нос.
4
Скольжение на груди , на спине.
3 мин
Выполняется без отталкивания от опоры, потом с отталкиванием.
5
Скольжение на груди с помощью работы ног.
3 мин
Работа ног попеременная, выполняется без доски, и с доской.
6
Скольжение на спине с работой ног.
3 мин
С различным положением рук.
7
У неподвижной опоры взяться руками за бортик, локти опущены в низ, принять горизонтальное положение туловища лёжа на груди ,ноги выпрямить в коленях , попеременные движения ногами сверху в низ и наоборот(работа ног кролем)
2 мин
Стопы отвести и слегка повернуть к середине.
8
То же что в упражнении №7, выполнение упражнения лёжа на спине.
1 мин
Положение тела горизонтальное.
9
Скольжение на груди с работой руками брассом.
2 мин
Доска зажата ногами Движения руками выполнять в согласовании с дыханием.
10
Скольжение с работой руками брассом.
2 мин
Выполнять без доски, потом с доской. Дыхание произвольное.
11
Плавание брассом в полной координации.
3 мин
Удлинить паузу скольжения.
12
Раздельное плавание:
- кролем на груди, руками.
- кролем на спине, руками.
2 мин
2 мин
Следить за правильным дыханием.
13
Плавание в полной координации кролем на груди, потом на спине.
5 мин
Стараться плыть с правильной техникой.
14
Плавание брассом в полной координации на груди.
3 мин
Стараться плыть правильно соблюдая технику.
15
Всевозможные выдохи в воду, короткие, длинные.
2 мин
Вдох через рот, выдох длинный через рот, вдох через нос, выдох короткий через рот и т. Д
.16
Свободное плавание,
3 мин
Используются любые подсобные материалы, игрушки, игры в воде, непродолжительное погружение под воду.
В конце занятий рекомендуется продолжительный отдых. Предложенные выше занятия чередуются. Время проведения занятий может постепенно увеличиваться.
Все занятия тщательно планируются и согласовываются с родителями или опекунами ребёнка.
По окончанию учебного года также проводиться мониторинг по системе изложенной в программе « Обучение плаванию детей 3-7 лет»
Программа обучения детей плаванию, на основе игровых методов и приемов.
Данная программа ориентирована на детей младшего дошкольного возраста 3-7лет. Позволяет не только укрепить здоровье воспитанников, привить им гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, но и обучать детей плаванию средствами игры. Это способствует созданию партнёрских отношений между педагогом и воспитанниками. Помогает раскрыть ребёнка, обогатить его внутренний мир, донести до него наиболее важные общественные ценности, ведь на ровне с дисциплиной, упорством и трудолюбием воспитываются такие качества как забота, сопереживание, уважение к окружающим.
Игры, применяемые при обучении плаванию, в зависимости от возраста и подготовленности участников, делятся на три группы.
Первая группа - игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Такие игры несомненно требуют преодоления трудностей, смекалки и находчивости. Это игры с преодолением сопротивления воды, с погружением в воду, нырянием, прыжками в воду, открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.
Вторая группа — игры сюжетного характера. Они являются основным обучающим материалом на занятиях по плаванию для детей. Помогают развивать воображение, учат детей общаться между собой, находить компромиссы, передвигаться и уверенно чувствовать себя в воде.
Если сюжетная игра имеет сложные правила, ее надо предварительно объяснить, а иногда и привести вначале на суше.
Третья группа - командные игры. В них участники объединяются в равные по силам команды.
Эти игры воспитывают чувство коллективизма, развивают инициативность, быстроту ориентировки. Такие игры требуют от участников проявления самостоятельности, достаточных волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо, например, при разрешении возможных игровых конфликтов. Добровольное ограничение своих действии правилами игры воспитывает сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки.
Как правило, в командных играх принимают участие занимающиеся, которые хорошо плавают и уверенно чувствуют себя в воде.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья лечебное плавание наиболее рекомендуемая дисциплина, потому что способствует снятию напряжения, благотворно влияет на развитие физических и духовных качеств.
Выбор игры зависит от педагогических задач обучения, количества участников, их возраста и уровня плавательной подготовленности.
Умелый подбор игр дает возможность регулировать физическую и эмоциональную нагрузку детей на занятии плаванием.
Для написания программы «Обучения детей плаванию, на основе игровых методов и приемов» использовались:
система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Авторы А.А.чеменева, Т.В.Столмакова, программа обучения детей плаванию,