Просмотр содержимого документа
««Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №27»
Консультация для педагогов «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель-логопед
Блинова Вера Николаевна
Михайловск, 2023г.
Цель: научить педагогов эффективным методам работы по профилактике нарушений речи удетей.
Задачи:
- познакомить педагогов с причинами речевых нарушений;
- повысить компетентность педагогов в вопросах образования и развития ребенка с речевыми нарушениями.
Нарушение речи – распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопеда, психолога и воспитателей по предупреждению речевых нарушений у дошкольников.
Причины речевых нарушений:
- перинатальные поражения центральной нервной системы;
- внутриутробные инфекции;
- гипоксия плода (недостаток кислорода);
- хронические заболевания матери;
- осложнения во время родов: асфиксия(обвитие плода пуповиной), кесарево сечение, преждевременный отход околоплодных вод, затяжные или стремительные роды;
- заболевания ребенка до 1 года;
- ухудшение экологии;
- социальные причины.
Остановимся на социальных причинах появления речевых нарушений. Следует отметить снижение уровня языковой культуры общества в целом. Дети часто слышат вокруг себя неправильно оформленную речь, нелитературные выражения, некорректное речевое оформление программ телевидения и видеороликов в интернет-среде.
Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. В таких случаях маленький ребенок не в состоянии воспринимать языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению нарушений звукопроизношения.
Для профилактики речевых нарушений важно развивать общие речевые навыки и работу необходимо планировать по следующим направлениям:
- развитие правильного дыхания как физиологического, так и речевого;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие чувства темпа и ритма;
- развитие понимания речи;
- развитие слухового внимания;
- развитие фонематического слуха.
Развитие правильного дыхания
Неправильное ротовое дыхание очень мешает постановке звуков, у таких детей чаще возникают простудные заболевания и кислорода в организм поступает только 75% от его нормального объема. Часто ротовое дыхание влияет на неправильное формирование зубочелюстной системы – сужаются носовые ходы, появляется скученность верхних зубов, задержка развития нижней челюсти.Используя простую дыхательную гимнастику можно научить ребенка правильно дышать.
Упражнения для развития дыхания.
1.Дуть в дудочки, свистульки, язычки, на ленточки, дождик и т.п.
2.«Шторм в стакане» (в стакан с водой опустить соломинку для коктейля – сделать вдох носом и подуть)
3.Игры «Забей мяч в ворота», «Веселые карандаши», «Кораблики» и т.д.
4. Сдувать с ладони ватку, перышко, салфетки, снежинки и т.п.
5.Подуть на легкий шарик, плавающий в воде, надувать воздушные шарики.
6.«Узнай овощ или фрукт» На столе блюдо с овощами или фруктами. Дети рассматривают их и запоминают, затем определяют по запаху.
7. Соревнование «Кто больше сделает мыльной пены».
8.Развитие плавного, длительного выдоха «Ветерок»
Очень жаркий день-денечек
Дунь-подунь, мой ветерочек.
Ветерочек-ветерок
Дунь-подунь, наш ветерок.
Развитие мелкой моторики
В настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Поэтому очень полезно делать ребенку массаж кистей рук, также пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику.
1.Гладить животных (мягкие игрушки).
2.Игры с массажными мячами.
3.Ловить намагниченных рыбок.
4..Развитие мелкой моторики с использованием разных поверхностей(тактильные дощечки, разнообразный конструктор, лепбуки и др.).
5. Игры в сухом бассейне (горох, фасоль, шарики из пенопласта, камешки и т.п.)
6.«Ладушки» и другие потешки с движениями
7.Выполнение пальчиковых игр с использованием стихотворений, например
«Компот»:
(дети указательным пальцем правой руки «мешают, рубят, крошат»)
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
8.Кроме упражнений в стихотворной форме полезно использовать игры с бусинами, мелкими камешками, крупой, горохом, задания с пластилином, конструктором, вырезание ножницами, рисование, обводка, штриховка, раскрашивание.
9. Мелкая моторика развивается в быту нисколько не хуже, но не время от времени, а постоянно: затачивать карандаш точилкой, включать и выключать свет, вытирать пыль, собирать ягоды, перебирать крупу, сматывать нитки в клубок, самостоятельно одеваться
Развитие артикуляционной моторики
Многие родители не догадываются, какую тяжелую работу выполняют дети, которые учатся постановке звуков. Но предшествует этому артикуляционная гимнастика. С помощью нее укрепляются мышцы ротовой полости. Простые упражнения можно выполнять и дома с родителями.
1.Максимально открывать и закрывать рот.
2.Растягивать губы в улыбочку.
3.Вытягивать губы трубочкой.
4.«Язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик»
5. «Худышки-толстячки» Втягивать в себя щеки и надувать
6.Упражнение «Птенчики»(сюжетная картинка «Гнездо с птенцами»)
Кушать птенчики хотят.
Маму ждут, но не шумят,
Ротик на замок закрыт.
Очень тихо все сидят!
Мама зернышко несет.
Открывайте шире рот!
Дети широко открывают рот, выполняя «немую» артикуляцию. Педагог кладет на кончик языка витаминку, ребенок произносит: Ам!
7. «Улыбка» и «Заборчик»:
Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись.
Следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.
8. «Качели» - Открыть рот и касаться языком верхней губы, затем нижней, ввер-вниз.
Развитие чувства темпа и ритма
Что самое главное в развитии чувства темпа и ритма у детей?
Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах, проговаривание чистоговорок с хлопками, повтор ритмических рисунков и т.д.
Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. Предлагаю выбирать два-три задания для каждого занятия.
1.Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.
2. Проговаривание "понарошку", беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным "прохлопыванием" кончиками пальцев.
3.Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям.
4.Пение под фонограмму с одновременной "ходьбой", сидя на месте.
5.Пение под фонограмму без выполнения движений.
6.Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.
7.Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: "Аты-баты"- идти пальчиками по столу, "Бабка-ёжка" - топать одной ногой или махать "помелом", "Воробей" - "клевать" пальчиком ладошку.
8. Ходьба по кругу с пением.
9. Ходьба по кругу с пением и хлопком (игровым движением) на каждый шаг или через шаг.
10. "Считалка" по кругу.
11. Проговаривание или пропевание песенки по ритмической записи в "Азбуке-потешке" на слоги "ти" и "та".
12. Ритмичное исполнение песенки на клавишном музыкальном инструменте.
В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без кассеты, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Можно предложить ребёнку, хорошо выполняющему упражнение, показывать пример, а плохо выполняющим помочь делать движения в такт. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму.
Развитие понимания речи
Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Поэтому взрослые поступают неправильно, пытаясь по мимике и жестам угадать желания малыша. При этом у ребенка не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов
1.Запомнить название игрушки, части тела.
2.Назвать предметы одежды для осени по картинкам и без них.
3.Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей(сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой.
4.Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает.
Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает.
5.Различать понятия «большой – маленький» и других антонимов, используя знакомые игрушки.
6.Понятия «громко – тихо» со звучащими игрушками.
7. Учить узнавать предметы по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый)
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой же слух – восприятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психические процессы опираются и зависят от более простых функций, лежащих в их основе и составляющих как бы «базу» для их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить только воспринимая. Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
Игры на развитие слухового внимания
•«Угадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.
•«Угадай, чей голос»
Одному ребенку завязывают глаза (отворачивается), другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал
•«Узнай музыкальный инструмент»
Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты(бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают музыкальный инструмент.
Игры на развитие фонематического слуха
•Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов
•Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками(летают), тихое – приседают
•Кто позвал
•Узнай по голосу
•Доскажи словечко:
- Зайку бросила хозяйка, под дождем остался…(зайка)
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке…(лапу)
- Наша Таня громко плачет, уронила в речку…(мячик)
Последовательная систематическая работа поразвитию правильного дыхания как физиологического, так и речевого, мелкой и общей моторики, артикуляционной моторики, чувства темпа и ритма.понимания речи, слухового внимания; фонематического слуха, уточнению артикуляции и произношения звуков помогает не усугублять и корректировать речевые нарушения.